Skip navigation

Что такое Идеал? Значение слова ideal, философский словарь

Значение слова «Идеал» в Философском словаре. Что такое идеал? Узнайте, что означает слово ideal - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Идеал

1. Идеал - фокус системы ценностей, гиперцентр нравственного идеала (суб)культуры, личностной культуры, эмоционально и интеллектуально нацеливающей личность , общество на его достижение. И. совпадает с одним из полюсов исторически сложившейся дуальной оппозиции, например, с Правдой в ущерб кривде, с социализмом в ущерб капитализму я т.д. Воплощение И. при определенных условиях может стать основой объединения значительных масс людей, социальным интегратором, цементирующим общество. При анализе И. на первый план выступает дуальная оппозиция , постоянно возникающая между И. и представлениями субъекта о реальности. Она воспринимается как нравственная, эмоциональная напряженность, которую необходимо ликвидировать, задача, которую нужно решить, т.е. подтянуть реальность под И., либо изменить И., либо и то и другое одновременно. И. может носить абстрактный характер . Однако люди могут быть мало озабочены этим, и подчас величайшие события мировой истории вдохновлены крайне туманным И. Это открывает возможность инверсионной ловушки, создает возможность для крайностей в принятии решений. И., однако, в той или иной форме всегда конкретизируется, т.e. прорабатывается через все бесконечное поле накопившихся социальных проблем, т.е. власти, собственности, раскола , экономического подъёма и т.д. От степени этой концентрации, глубины интерпретации зависит не только возможность реализации И., но выявление его жизнеспособности, степени его утопичности, а также того, не скрывается ли за И., например либеральным, в действительности другой , например соборный И. и т. Социальная значимость И. определяется его массовой социальной базой. Чем ниже уровень багажа накопленной срединной культуры, тем сильнее инверсионный рывок к И. При этом результат может оказаться не только экстраполяцией древних идеалов на неадекватную ситуацию, но и попыткой существенно "перехлестнуть" древние образцы, отдаться не столько ему, например идеалу сельской общины, сколько логике, лежащей в её основе, в данном случае - логике уравнительности. Тем самым могут быть созданы химерические социальные отношения , например формы обобществления имущества, скота и т.д., дезорганизующие общество, рождающие отчуждение , создающие псевдоколлективистские, псевдообщинные формы жизни , где общиной должно стать всё многомиллионное общество, и т.д. Это нарушение социокультурного закона , т.е. реализация нефункциональных отношений, столь не похожих на древние образцы, но, тем не менее, они Являются крайним результатом И. уравнительности. При этом полученный результат отягощен по крайней мере двумя факторами, т.е. инерцией логики уравнительности, не корректированной в должной степени культурным опытом социальных изменений в необычных для этого И. условиях, а также попыткой правящей элиты в той или иной форме истолковывать, скорректировать воплощение И. в соответствии со своими представлениями о решении медиационной задачи.

2. Идеал – (от греч. idea - идея , образ , понятие ) - в самом общем смысле то, что человеком, группой, классом или всем обществом рассматривается в качестве образца, совершенства, высш. цели желаний и практики; совершенная модель действительности. В развитом об-ве существует совокупность идеалов - социальных, политических, экономических, познавательных, нравственных и др. Идеалы носят историч. характер , могут быть прогрессивными или реакционными - в зависимости от того, составляют ли их основу растущие или отмирающие, хотя и доминирующие еще, формы обществ, отношений. Становясь ценностью для класса или группы, будучи сост. частью мировоззрения индивида , И. выступает важным фактором регуляции их деятельности и поведения, особенно в выборе средств и методов Достижение в Социологическом словаре'>достижения целей. Идеализм признает регулятивную роль И. в жизни человека , однако, как правило , отрицает его зависимость от реального мира. Такой взгляд совпадает с релит, представлениями об И., к-рые доводят до предела дуализм земного и небесного, материального и идеального. Здесь целью личности становится достижение царства божьего посредством спасения, искупления своих грехов. Жить в строгом соответствии с велениями бога ( абсолют . добра), уподобиться ему, насколько это возможно, - осн. требование религ. И. Преодолев эгоизм , сделав нормой своего поведения любовь и смирение , подчинив себя заповедям св. писания ( следствием чего нередко становятся аскеза и монашество , уход от мира), человек может удостоиться божьей благодати, войти в царство божье, к-рое обычно мыслится эсхатологически. Религ. И. в конечном счете пессимистичен и антигуманен, ибо ориентирует трудящихся не на действие , а на терпение и подчинение любым условиям существования. Марксистско-ленинское учение отвергает апологетич. и умо-зрит. И. теологов и бурж. теоретиков. На основе анализа законов соц. развития оно обосновывает И. коммунизма , реализуемого в процессе революц. преобразования действительности.

3. Идеал – (франц. ideal, от греч. - первообраз ) - образец , нечто возвышенное , совершенное, благое и прекрасное , высшая цель стремления. Исторически понятие И. было введено для гармонизации чувственноявленной (материализованной, воплощенной) и сверхчувственной (духовной) граней " идеи " Чувственно-телесный аспект И. ценится не меньше, чем его идейное, сущностное, трансцендентальное значение . Вместе с тем одни люди могут в большей степени поклоняться телесной стороне И , тем самым иллюзорно превращая И в кумир, идол , фетиш, а другие - возделывать И. как "окно в сущность " и относиться к нему преимущественно духовно Смещение акцента либо на плотскую, либо на духовную сторону И. позволяет подразделять людей на "плотских" и "духовных", а также объяснять предрасположенность одних философов к концепции И. как нормы, принятой в результате соглашения между людьми, а иных - ко взгляду на И. как на самодовлеющую и трансцендентальную духовную сущность. Если учитывать явленное и сокровенное в И., то в его структуру следует включать: а) признанный совершенством эталонный предмет ( знак ), б) схему действия с эталоном, в) область экстраполяции знания об эталоне , проекцию этого знания на сверхчувственное целое. Выбор , признание и возделывание той или иной системы общественных или индивидуальных И. - существо культуры общества или культуры индивида Как и в И., в культуре неразъемлемы ее материальная и духовная стороны, которые лишь в абстракции можно превращать в "материальную культуру" и в "духовную культуру". Идеология имеет дело с фундаментальными И. общества, от всеобщего признания и властной сакрализации которых зависят единство и целостность общества, классов и социальных групп; идеологическая борьба развивается в связи с признанием или развенчанием тех или иных базовых И. Иммануп Кант мыслил И. как образно представ ленную "внутреннюю цель", регулирую щую вечное стремление человечества преодолеть все противоречия между всеобщим и единичным, обществом и индивидом. Марксисты отождествляют И с образом цели деятельности людей, объединенных решением общей задачи. Д. В. Пивоваров

4. Идеал - Философском словаре'>представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении. В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к отвлеченным и конкретным предметам: И. добра, И. женской красоты, И. государства, И. гражданина и т. д. В этом общем смысле И. обыкновенно противополагается действительности, как чему-то несовершенному. Такое противоположение может приниматься в трояком смысле: 1) И., противоречащий действительности, может тем самым признаваться за пустую фантазию; 2) действительность , несоответствующая И., может безусловно отвергаться как бытие ложное и призрачное и 3) противоречие между этими двумя терминами может пониматься как задача их примирения, т.е. Преобразование в Словаре Ожегова'>преобразования действительности по И., или воплощения его в действительности. Первые два взгляда имеют частную, относительную истинность, поскольку бывают И. по существу своему фантастичные, а с другой стороны бывает действительность также по существу негодная, неспособная к улучшению или пересозданию. Но общая принципиальная истина принадлежит только третьему взгляду: совокупность космического и исторического опыта указывает на И. осуществимые и осуществляемые и на действительность преобразуемую, усовершаемую; вся история мира и человечества есть лишь постепенное воплощение И. и преобразование худшей действительности в лучшую, и когда полагаются произвольные пределы этому процессу - это обыкновенно означает лишь тайное предпочтение дурного хорошему в силу низших интересов и страстей. Особое значение имеет понятие И. в области чистого искусства, имеющего своею задачей воплощение идей в чувственных формах , т.е. создание конкретных И. В общее употребление слово И. стало входить с конца прошлого и начала нынешнего столетия, главным образом, благодаря Шиллеру. О философском понятии Бога, как абсолютного И., или И. чистого разума см. Кант. Вл. С.

5. Идеал – то, к чему мы стремимся; совершенный образец . Представление об идеале предполагает состояние совершенства, воображаемое духом, который не может всецело его достигнуть: такое состояние могло бы дать полное удовлетворение человеческому разуму и чувству.

6. Идеал – (от греч. idea - образец , норма ) - идеальный образ , имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Одни философы рассматривают И. как норму, принятую в результате соглашения между людьми, другие - как самодовлеющую и трансцендентную духовную сущность .

7. Идеал – (от лат. idealis, греч. idea — образ , идея ) — 1) в общеупотребительном смысле : а) высшая степень ценного или наилучшее, завершенное состояние к.-л. явления, б) индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец ) ч.-л., как правило , касающийся Личный в Словаре Ожегова'>личных качеств или способностей; 2) в строгом этическом смысле: в теоретическом плане — а) наиболее общее , универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном — б) совершенство в отношениях между людьми или — в форме общественного И. — такое устроение общества, которое обеспечивает это совершенство, в) высший образец нравственной личности. И. как специальное понятие ценностного, в частности морального, сознания и этического рассуждения формируется в просветительской и романтической мысли. Однако в историко-философском анализе оно может быть реконструировано и в отношении иных, более ранних мыслительных эпох путем вычленения представлений о высшем благе (подлинном блаженстве), конечном предназначении человека или его доминирующих обязанностях. Различие подходов в теоретическом понимании И. обусловливается решением проблемы соотношения И. и реальности. При натуралистическом подходе к морали и ценностям вообще И. может трактоваться по-разному: 1) как результат обобщения и/или абсолютизации в культуре того, что составляет предмет потребностей человека; 2) как результат обобщения содержания норм и правил или отвлечения этого содержания от конкретных задач действия; соответственно, идеалов столько, сколько норм: в каждом устанавливается общая цель , сообразно которой формулируется предписание относительно того, чего не следует или что следует делать. По такой логике нет морального И. вообще, но есть идеалы добра, справедливости, человечности и т.д. Наряду с этим на практике универсальный И. может индивидуализироваться и принимать персонифицированные формы, трансформируясь в личный И. — в представление индивида о лучшем из всего того, что ему известно, или в индивидуально принятый стандарт ч.-л., как правило, касающийся личных качеств или способностей. От индивидуализации И. отличается конкретизация И. в отдельном образепримеру , совершенной или божественной) личности при сохранении его абсолютных характеристик; 3) как имманентные социальной или индивидуальной действительности требование или ценность , раскрывающие перед человеком более обширные перспективы. При идеалистическом подходе к морали И. рассматривается существующим трансцендентно к реальности и данным человеку непосредственно, через «голос совести» ( Платон ) или априорно (И. Кант). Концепция И., основанная на радикальном противопоставлении должного и сущего, ценности и факта , получила развитие в неокантианстве (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Р. Лопще), в рус. религиозной философии (B.C. Соловьев, С.Л. Франк, И.О. Лосский). Как форма нравственного сознания И. является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку то содержание определено в отношении воли человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания И. занимает ключевое место ; им задается содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. И. — наиболее отвлеченное и общее нравственное представление. Его императивная и ценностная сила несомненна. Проблема заключается в том, какую роль он играет в жизни индивида. В отличие от большинства др. нравственных понятий в И. дан завершенный и абсолютный образ добра — вне его противопоставленности злу (частные принципы и нормы морали непременно отражают противоречивую взаимоопределенность добра и зла). По тому, признается ли существование универсального и абсолютного И. в качестве критерия выбора ценностей и оценки, философы и моралисты делятся на абсолютистов и релятивистов. Непонимание того, что невозможно инструмента-лизировать абстрактное императивное содержание И. в конкретных поступках или в качестве исключительной индивидуальной нравственной задачи, упование на непосредственное и тем более полное воплощение И. представляет собой своеобразный « идеализм », который может выражаться в пренебрежении или ненависти к реальной жизни, в которой более или менее относительное добро присутствует наравне со злом, и в бегстве от активной жизни, которую не удается втиснуть в рамки «бескомпромиссно» понятого И. Идеализму в этом значении слова противостоит реализм , опасность которого проявляется в педантичной приверженности И. как абсолютному добру, что может выражаться в нигилизме в отношении самой морали: факты безнравственности в конкретных проявлениях жизни истолковываются в том смысле, что в самой нравственности нет правды. В поведенческом плане первая позиция может вести к крайнему ригоризму и тираническому понуждению др. людей к жизни «по И.», пусть и лишенному жизни, вторая — к аморализму , выражающемуся, в частности, в игнорировании нравственных требований, попрании практических норм морали. Между тем воплощение высокого императивно-ценностного содержания нравственного И. в конкретных поступках предполагает осуществление ряда менее общих принципов и исполнение частных требований. О Франк С.Л. Нравственный идеал и действительность // Франк С.Л. Живое знание . Берлин, 1923;МурДж. Принципы этики. М., 1984; Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1; Gert В. Morality: A New Justifications of the Moral Rules. New York; Oxford, 1988. P. Г. Апресян

8. Идеалобразец , нечто возвышенное , совершенное, благое и прекрасное ; высшая цель стремления.

9. Идеал – (греч. idea - образец , норма ) - идеальный образ , имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция И. в отношении поведения раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности - в форме выбора цели. Наличие И. в мировоззрении связано с особым состоянием эта-лонности сознания, предполагающим не только принятие идеи или чьего-то поведения, деятельности, творчества в качестве образца, а наличие убеждений, абсолютной веры в правоту избранных идей. Многообразие форм активности человека, жизнедеятельности создает ситуацию, когда у одного и того же индивида может быть несколько И., отражающих основной круг его интересов, активности (общественный, эстетический , нравственный , научный, религиозный и др.). Общественный связан с выбором мотива , оправдывающего напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и политических целей. Так в европейской традиции , начиная с Платона сосуществует устойчивое представление об идеальном государстве. С организующей функцией И. для достижения коммунизма как определенным образом структурированного и трансформированного общества связывал надежды марксизм . Не меньшую роль в истории играл И. единого национального государствастранах Западной Европы 18-19 вв.; Восточной - 20 в.). В ряде стран мира используется И. исламского государства. С точки зрения внутренней организации государства в мире конкурируют два основных И. - демократии и сильной власти. Эстетический И. отражает стремление человека к прекрасному, связанные с ним представления о путях творческого раскрытия в искусстве предмета наблюдения (внешняя природа , человек в его данности через внешние атрибуты ( тело ) и внутренний мир ). Нравственный И. задает модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения ( добро и зло ). В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки специально разработать нравственный И. - от первых кодексов возникшей в античности концептуальной этики до "морального кодекса строителя коммунизма". Однако не все они подкреплялись практикой, не всегда получали общественное признание. Религиозный И. непосредственно связан с нравственным, поскольку задает определенное видение человека, его действий. Научный И. представлен определенной совокупностью исторически варьируемых принципов, выступающих в качестве оснований научного поиска (этикет научной деятельности). Личный И. своим наличием в культуре фиксирует ценность индивидуального бытия, а также задает путь его раскрытия через самовоспитание, соучастие других людей в судьбе Я ( воспитание ). Он имеет самые разные ориентации - от общественно-значимых до личностно-интимных. Проблема соотношения индивидуального и коллективного (формально признаваемого официальным в данном обществе) И. достаточно сложна и актуальна для многих культур - например, такие явления, как нежелание участвовать в выборе коллективного И. (аполитичность, асоциальность, бездуховность). Феномен И. стал предметом осмысления в философии достаточно поздно. Впервые в теорию это понятие ввел Кант. По Канту, И. не может быть сформирован вне целепо-лагания, он возможен лишь применительно к явлениям, которые могут быть конституированы в качестве цели. Поскольку достижение цели лишает И. статуса существования, постольку он, по мнению Канта, реализует себя как " идея " исключительно регулятивного порядка. Единственной сферой, где воплощение И. является возможным, выступает, согласно Канту, искусство , где И. обретает онтологический статус прекрасного. Гегель определяет И. как наглядно созерцаемый образ цели, а достижение последней - как подчинение "эмпирической действительности" Абсолютному Духу. А.И. Лойко

10. Идеал - "предельное представление , получающееся в результате идеализации реального или воображаемого объекта " (Бранский В.П. Искусство и философия .- Калининград, 2000.- С. 247). Содержание И. определяют "коренные, т.е. предельно устойчивые интересы " социального субъекта (Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение .- М., 2000.- С. 9). Социально-культурный И. может быть представлен в качестве особой, интегративной социально-когнитивной структуры, содержащей квинтэссенцию социального знания и выступающей его системообразующим фактором. Анализ И. в данном контексте предполагает три Уровень в Словаре Ожегова'>уровня: уровень мировосприятия (базисного мифа), уровень паттернов рациональности мышления и уровень конкретных представлений, ценностей и императивов.

11. Идеал – (греч idea - представление , идея ). - 1. Нравственный - понятие Моральный в Словаре Ожегова'>морального сознания, в к-ром предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке , воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества (добродетели). В. И. Ленин характеризует И. как «моральное высшее » (т. 29, с. 49). В отличие от моральных норм, к-рые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях , И. указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец , к к-рому он должен стремиться. Понятие морального И. является более сложным по сравнению с понятиями нормы и морального качества Мораль первобытнообщинного и раннего рабовладельческого об-ва еще не содержит представления о нравственном И. в полном смысле этого слова. Впервые оно приобретает большое значение в христианской морали, в эпоху кризиса античного об-ва, когда человек начинает осознавать глубокое противоречие между должньем и действительностью . Тогда фантастический образ морально совершенной личности - Иисуса Христа, человека-бога. противопоставляется несовершенству и порочности «простых смертных». Характерно, что этот И обращен не в будущее , а в прошлое, а идеальный персонаж рисуется не в виде активного борца за переустройство жизни, а в виде великомученика, искупающего своими страданиями грех человечества В христианской морали И. представляется, как правило , недостижимым для людей ( Неопротестантизм ). Исключение могут составлять только «святые праведники ». Из подобного же представления о нравственном И. исходят сторонники идеализма в этике. По Канту, И. - это недостижимый первообраз , к-рый никогда не может стать действительностью Фейербах попытался спустить нравственный И. с недостижимых высот на землю. «Наш идеал , - писал он, - не кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, наш идеал - это цельный, действительный, образованный человек». Но и этот И. оказался абстрактным и внеисторическим, остался лишь призывом к моральному совершенствованию человека вообще. Несмотря на отвлеченность нравственных И. прошлого, они всегда воплощали в себе определенные исторические устремления людей, выражали их неудовлетворенность моральными пороками, бытующими в об-ве социальной несправедливости. В Коммунистический в Словаре Ожегова'>коммунистической нравственности моральный И. становится конкретной практической целью формирования человека будущего. Особенность этого И. состоит в том, что он выражает не абстрактную идею морального праведника, а конкретное представление о всесторонне развитой личности ( Всестороннее, целостное развитие личности ); он ставит эадачу «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство , моральную чистоту и физическое совершенство » ( Программа КПСС, с. 120-121). Этот И. связывается с вполне реальными интересами и потребностями дальнейшего развития человека. Его осуществление мыслится не как результат простого нравственного самосовершенствования, аскетического самоотречения, а как итог коллективной деятельности людей, строящих самое гуманное и справедливое об-во - коммунистическое. Воспитание нового человека лишь составная часть более широкой задачи; оно осуществляется в тесной связи с многосторонним процессом формирования коммунистических общественных отношений. Поэтому основой коммунистической нравственности является более сложное и богатое по содержанию понятие - идеал общественный , к-рый включает моральный И. как свою составную часть. Ф. Энгельс даже отождествляет нравственные И. с общественными. Подчиненное положение нравственного И. по отношению к общественному в коммунистической морали вовсе не означает его недооценку. В процессе индивидуального воспитания и самовоспитания личности представление о нравственном И. может играть решающую роль . Особенно большое значение "моральный И. имеет в формировании нравственного самосознания подрастающего поколения; молодежь часто берет себе за образец к.-л. подлинного или литературного героя, следует примеру человека, к-рый является для нее моральным авторитетом. 2. Общественный - обраэ совершенного об-ва, в к-ром находят выражение интересы и устремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве. Общественные И. всегда играли большую роль в истории политических и идейных движений. Образ идеального общественного порядка выполняет определенные функции также и в моральном сознании. Как понятие нравственности общественный И. обычно включал следующие требования: осуществление конечного назначения человека, наиболее справедливое распределение жизненных благ между людьми, соответствие между правами и обязанностями, между способностями и общественным положением человека, между заслугами и вознаграждением ( Воздаяние ), между личными и общественными интересами, между требованиями долга и человеческими потребностями, между добродетельным образом жизни и достижением личного счастья. Доказательство или допущение возможности такого гармоничного состояния об-ва обычно служили в качестве обоснования требований той или иной нравственности. В истории духовной жизни об-ва складывались как прогрессивные И., к-рые в какой-то мере предугадывали ход дальнейшего общественного развития, были идейным знаменем революционных движений, так и И. реакционные, обращенные в прошлое, отражающие интересы классов, уходящих с исторической арены. И. могут быть действенными, ориентировать народные массы на практическое переустройство об-ва, или иллюзорными, уводить людей от их практических задач в область бесплодных фантазий и несбыточных мечтаний. Примером последнего может служить христианское учение о «грядущем царстве божьем на земле», к-рое должно якобы наступить как результат божественной милости, не зависимо от действий людей. Но все И. прошлого были утопическими. Даже тогда, когда они выражали прогрессивные устремления народных масс, протест против эксплуатации и несправедливости они основывались лишь на субъективных пожеланиях лучшего будущего, без понимания объективных исторических законов, Таковы были учения социалистов-утопистов (Т. Кампанелла , Т, Мор, Сен-Симон, Фурье, Оуэн), к-рые предугадывали нек-рые черты будущего социалистического и коммунистического об-ва, но не могли указать действительные пути его осуществления. Марксистско-ленинское учение о построении коммунистического об-ва представляет собой не просто нравственное требование или пожелание, а научную теорию, опирающуюся на объективный анализ исторических законов и дающую достоверное предвидение дальнейшего развития человеческого об-ва. « Коммунизм для нас не состояние , которое должно быть установлено, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс,-не идеал, с которым должна сообразоваться действительность Мы называем коммунизмом действительное движение , которое уничтожает теперешнее состояние Условия этого движения порождены имеющейся теперь налицо предпосылкой» (?. 3, с. 34, В. И, Ленин указывал, что И. следует выводить из научного анализа социальных отношений и классовых противоречий, а не сводить его поиски к морализированию. Общественный И., писал Плеханов, отражает тот элемент действительности, «в котором зреет будущее». Теория научного коммунизма в принципе по-новому ставит вопрос об общественном И. как основе нравственности. Коммунистический И. - это не просто образ самого гуманного и справедливого об-ва, установление к-рого должно быть конечной целью моральной деятельности людей, Объективная необходимость его осуществления создает реальные предпосылки этой деятельности, ставит цели и требования нравственности на почву исторических законов, придает им действенно-практический смысл. Поэтому коммунистическая мораль впервые позволяет людям подняться до подлинной сознательности и свободы в их нравственной деятельности. Коммунистический И. показывает людям, какой реальный социальный смысл имеет выполнение требований коммунистической нравственности, что даст человеку их полное осуществление. Вместе с тем этот И. служит высшим критерием для оценки различных конкретных действий человека, позволяет судить об их нравственном значении, исходя из исторической перспективы развития об-ва. Коммунизм -это не отдаленная, конечная цель моральной деятельности. Он созидается деятельностью широких народных масс уже сегодня, в процессе революционной борьбы с капиталистиче-7 Словарь по этическим об-вом и в условиях развития социалистического об-ва в коммунистическое. Поэтому при оценке поступков человека с т. зр. коммунистической нравственности учитывается не только их практическая целесообразность (насколько они приближают будущее), но и то, насколько они уже сегодня воплощают в себе образ жизни , к к-рому мы стремимся. Ведь в революционной и созидательной деятельности народных масс создаются не только материальные предпосылки будущего об-ва, но и нравственный облик человека, к-рый будет жить при коммунизме. Поэтому коммунистическая нравственность требует, чтобы высокие цели осуществлялись высоконравственными средствами ( Цели и средства ).

12. Идеал – (франц. ideal) - образец , прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений; идеализировать значит мысленно освобождать несовершенную действительность от ее несовершенства, уподоблять ее идеалу , формировать нечто сообразно идее, как это делают поэты и художники . Идеалы, живые и действенные высокие представления и цели, могут приобретать большую практическую силу; по Канту, они дают необходимую образцовую правильную меру разуму , который нуждается в понятии того, что в своем роде является полностью Совершенный в Словаре Ожегова'>совершенным, чтобы согласно этому оценивать и измерять степень и недостаток совершенства. "Мы знаем, что идеалы не могут существовать в действительном мире; мы лишь утверждаем, что по ним должно судить о действительности и последняя изменяется теми, которые чувствуют в себе силы для этого" (Фихте). Идеальный - образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему; а также идеальный, существующий лишь как идея , не реальный , не действительный, идеальное бытие ; см. Бытие.

13. Идеал – (греч. idea — вид, образ , представление , понятие ) — 1) общественный — соответствующее экономическим и политическим интересам к.-л. социальной группы представление о наиболее совершенном общественном строе, к-рый является конечной целью ее стремлений и деятельности. В истории общественного сознания складывались как прогрессивные И., к-рые в той или иной степени соответствовали объективной тенденции развития об-ва и были идейной основой революционных движений, так и реакционные И., отражавшие интересы и представления отживших классов, противоречащие ходу общественного развития. Утопическими были мн. прогрессивные И. прошлого (Утопический социализм ); 2) нравственный — представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, к-рые могут служить высшим моральным образцом. Он отражает социально-экономическое положение класса и соответствует его критерию нравственности и общественному И. Вместе с тем нравственный И. содержит и общечеловеческие ценности . Возможно большее приближение к нравственному И.— цель нравственного воспитания; 3) эстетический — исторически наиболее полное гармоническое единство субъекта и объекта , человека и общественного целого (а также природы), находящее выражение в свободном и универсальном развитии человеческих творческих сил как самоцели. Будучи основой творчества в любой области деятельности, эстетический И. служит одновременно и критерием оценки прекрасного в жизни и в искусстве.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Идеал» в других словарях:

Идеал

- (франц. ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений..
Энциклопедический словарь

Идеал

- То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Идеал

- ( фр. ideal греч. idea - идея, понятие, представление) - совершенство, совершенный образец чего-л.; высшая цель стремлений, деят... и еще 1 определение
Исторический словарь

Идеал

- (от лат. idealis - идеальный) - англ. ideal; нем. Ideal. Представление  о совершенстве, к-рое, будучи высшей целью  и... и еще 1 определение
Социологический словарь

Идеал

- (фр. ideal гр. idea идея , понятие , представление) - образец, высшая конечная цель стремлений, деятельности.. и еще 1 определение
Политический словарь

Идеал

- Идеал - представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении.В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к от...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ИДЕАЛ

- А, м. 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие идеалы гуманизма. 2. Совершенное воплощение чего-нибудь...
Словарь иностранных слов

идеал

- ИДЕ'АЛ , идеала, ·муж. (от ·греч. idea - идея) ( ·книж. ). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-нибудь...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: