Skip navigation

Что такое Реальность? Значение слова realnost, философский словарь

Значение слова «Реальность» в Философском словаре. Что такое реальность? Узнайте, что означает слово realnost - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Реальность

1. Реальность – (лат. realis - вещественный, действительный) - все существующее в действительности. Как философская категория "Р." обозначает все сущее . Вместе с тем, в различных философских учениях Р. понимается и трактуется неоднозначно. Стартовые философские представления Р. были созданы в философии Древнего мира ( Платон , Аристотель и др.), в которой Р., как правило , отождествлялась с различными невещественными и вещественными формами бытия. Категория "Р." была введена в эпоху Средневековья, когда в результате исследования проблемы степеней бытия в схоластической философии 13 в. понятием "Р." стали обозначать вещи , обладающие "значительной Степень в Энциклопедическом словаре'>степенью" бытия. При этом наивысшая степень бытия приписывалась Богу, как воплощенной "полноте бытия". В дальнейшем подлинное содержание понятия "Р." было предметом дискуссии между лидерами номинализма и реализма , которая повлияла на понимание и трактовку Р. в философии Средневековья и Нового времени. Декарт и Спиноза полагали, что высшей степенью Р. обладают субстанции. Лейбниц считал, что наибольшая Р. присуща монадам . Локк считал, что первичные качества вещей ( протяженность , величина , фигура, сцепление, взаиморасположение, непроницаемость, положение, количественные характеристики, толчок, механическое движение , покой , длительность ) обладают большей Р., чем вторичные ( цвет , звук, вкус, запах и др.). Беркли утверждал иерархию степеней Р. от высшей (присущей Богу) до низшей ("живых" идей, т.е. ощущений). Юм и Спенсер полагали, что Большой в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона'>наибольшей Р. обладают впечатления. Кант осуществил важное подразделение Р. на "эмпирическую Р." явлений и категориальную Р. как "трансцендентальную материю всех предметов" познания. Фихте считал, что Р. совпадает с активностью . Гегель утвердил статус Р. как онтологической и логической категории . В философии Новейшего времени проблема "Р." получила различные трактовки. В лингвистическом позитивизме (Витгенштейн, Остин и др.) понятие "Р." приобретает набор различных значений ("обычный", "естественный", "живой" и прочее). В реизме утверждается, что подлинная Р. присуща только вещам (Брентано, Т.Котарбиньский и др.). Принципиально важным этапом понимания и трактовки Р. стала материалистическая традиция (Маркс, Энгельс и др.), утверждающая наличие объективной Р. (т.е. материальной реальности, всего материального мира в целом) и субъективной Р. (т.е. духовной реальности), которая, как правило, отождествляется с сознанием и его деятельностью . В современной теории и практике роль категории "Р." и концепций Р. существенно возрастает. По В.И.Овчаренко и А.Е.Иванову, подразделение Р. только на объективную и субъективную является необходимым, но недостаточным. Потребности теории и практики (выступающей в качестве критерия Р.) предполагают как минимум подразделение ее на естественную Р. (т.е. Р., порожденную природой) и искусственную Р. (т.е. Р., созданную в результате творческой производительной деятельности людей). При этом особое значение приобретает вопрос об их соотношении, взаимодействии и построении соответствующих моделей. Большой интерес представляет исследование и классификация различных видов искусственной Р. Одной из наиболее важных разновидностей искусственной Р. является "виртуальная Р.", место , роль и значение которой в жизнедеятельности человечества стремительно возрастают. (См. также Вещь , Реизм, Виртуальная реальность , Виртуалистика .)

2. Реальность - в марксист, философии - понятие , обозначающее совокупность всего существующего в отличие от того, что не существует. Различаются объективная Р., или материальный мир во всех его формах и проявлениях, и Р. субъективная, представляющая совокупность образов и состояний сознания. Объективная Р. существует независимо от сознания человека . Субъективные образы и состояния, хотя они в конечном итоге порождены воздействием материального мира на органы чувств и мозг человека и отражают материальный мир, представляют внутр. проявление деятельности сознания. В условиях , когда соц. отношения , уровень обществ, практики, накопленные обществом знания не обеспечивают контроля над процессом отражения каких-то существенных для людей факторов объективной Р., в сознании возникают образы , искаженно отражающие эти факторы, причем порой возникшие образы теряют сходство с отражаемым. Именно такими являются религ. образы, возникающие как иллюзорно-фантастич. отражения природных и соц. сил, господствующих над людьми в их повседневной жизни.

3. Реальность – Таким образом, вопрос , который нам предстоит рассмотреть - это вопрос о том, что можно иметь в виду при приписывании "реальности" некоторым, но не всем сущностям, составляющим мир. Мне кажется, что при употреблении в этом смысле слова " реальность " мы скорее чувствуем, чем осознаем, два следующих обстоятельства. Вещь реальна, если она продолжает существовать в то время , когда мы ее не воспринимаем; кроме того, вещь реальна, когда она соотносится с другими вещами так, как мы склонны ожидать в соответствии с нашим опытом. Мы увидим, что реальность и в том, и в другом смысле вряд ли необходима вещам, и, в сущности, может существовать целый мир, в котором ничто не будет реально ни в одном из этих смыслов. Может оказаться, что объекты восприятия лишены реальности в одном из указанных отношений (или в обоих), но из этого совершенно не следует, что они не являются частями внешнего мира, с которым имеет дело физика .

4. Реальность – (от позднелат. realis - вещественный) - наличное, ограниченное, определенное бытие в форме вещей (предметов, качеств, дискретных индивидов). Р. обычно противопоставляют: 1) безграничному и неопределенному сущему (чистому бытию, субстанции, абсолюту ), 2) невещественному бытию в формах эйдоса , идеи , идеала (см. " Идеальное "); тем самым " сущее " (оптическое, бытийное) в этом смысле противоположно Р. Обыденное мышление склонно подразумевать под Р. "все то, что есть" и отождествлять между собой понятия бытия, существования, Р. и действительности, тогда как философская рефлексия в некоторой мере разводит эти понятия: а) бытие есть либо сущее (греч. ontos, лат. ens, entia) в его отвлеченности от заполняющих его качеств и количеств, либо такая абсолютная полнота (лат. ess - есть, естина, истое), в которой все мыслимые противоположности (духа и материи, реального и идеального и т. п.) сняты, совпадают и образуют конкретное единство ; б) существование (лат. ex-istentia, existentia - букв.: "прошлое бытие") - бытие, оформленное как вещи , свойства и отношения , проявленное из сущности (лат. essentia ) и противостоящее существенному бытию; в) Р. - вещественный аспект существования; г) действительность (от лат. dei - Бог, Творец, Деятель) - единство творящего и сотворенного, действия и результата, существенного (внутреннего, целевого) и вещественного (внешнего, опредмеченного), идеи и вещи, идеального и реального. Р. - не предикат , дополняющий определение вещи неким свойством , подобным фигуре или тяжести, но именно суть бытия вещи. Вместе с тем вещество еще не есть вещь ; чтобы стать вещью, вещество должно оформиться определенным образом. В механистическом естествознании XVII - XVIII вв. под веществом стали понимать все то, что имеет массу покоя и из чего состоят вещи, т. е. материальный субстрат . В XX в. вещество как нечто дискретное стали противопоставлять полю как чему-то континуальному и волнообразному. Понятие Р. раскрывается в различных философских системах и школах в зависимости от того или иного понимания природы вещи (лат res - вещь, дело, достояние) и не имеет однозначного толкования. Вещь - единица существующего, "это", "существующее нечто" ( Гегель ); вещь есть все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством. В языке вещь чаще обозначается существительным, в логике - предметными (индивидными) константами. До XIX в. в естествознании и материалистической философии основными признаками вещи считались телесность и протяженность , в связи с чем вещь сближалась по смыслу с ее границами, метрикой (ср.: лат. area - площадь, areal - пространственное, область распространения какого-либо явления; англ. realm - царство, королевство, realty - недвижимое имущество). Вместе с тем во многих языках, в т. ч. в русском, слово "вещь" имеет альтернативные значения: а) тела, целого (ср.: вещь, весь, вес), б) подлинности, естины, истины (ср.: вещь, вещий, весть, совесть ). Подобная двойственность характерна для слов "есть" и " реальный ": а) имеющий место в пространстве и времени, б) неподдельный, истинный . Аристотель различал в понятии "есть": а) случайное наличие одного в Другом, б) приписывание вещи существенных признаков, в) истинность, соответствие действительности, естину, г) актуальное проявление или возможность . Этимологическая двойственность слов "есть" и "вещь" дает возможность применять термин "Р." для радикально различающихся философских утверждений о сущем и существующем. 1. Если вещь прежде всего связывать со свойствами протяженности и дискретности, то Р. видится как совокупность разделенных и сосуществующих тел, причем каждое отдельное тело есть нечто конкретное (от лат. concretus - сросшийся, целый). Такова, например, позиция философии реизма : Ф. Брентано приписывал подлинную Р. только вещам, Т. Котарбиньский призывал оставить в языке только имена тел, а "свойства" и "отношения" искоренить как квазиимена, метафорически употребляемые термины. Противники реизма полагают реальными не только веши, но также события ( процессы ), свойства и отношения. Так, философы -марксисты определяют Р. как объективно существующие вещи, свойства и отношения ( материя ), которые могут воспроизводиться в сознании как свойстве высокоорганизованной материи и иметь субъективно- реальное существование и выражение в знаках. 2. Если вещь сближать со свойствами ее пространственно-временной изменчивости, то Р. может описываться как поток, становление , единство разрушения и возникновения (об этом смысле, вероятно, напоминает греч. rhei - река, течение; panta rhei - все течет ). В этом случае Р. понимается как физическое (фюзис - сотворенная и изменчивая природа ) и противопоставляется метафизическому (абсолютному) миру. Например, Гегель противопоставлял Абсолютную Идею и идеальное их инобытию в природной, физической, реальной форме. 3. При отождествлении вещи с суммой ее свойств, данных нам чувственно, Р. превращается в кажимость , видимость , майю, поток сознания. Субъективный идеализм исходит из формулы Дж. Беркли "Существовать - значит быть воспринимаемым" и обычно сводит вещь к сумме чувственных данных, ощущений субъекта . Начиная с "теории типов" Б. Рассела, многие представители неопозитивизма и аналитической философии стремились теоретически обосновать возможность элиминации из языка имен собственных, обозначающих вещи (тела, предметы , индивиды ), и замены индивидных терминов чисто предикативными описаниями; Р. при этом понимается как то, что описывается прилагательными (общими свойствами и отношениями), соотносимыми с субъективными состояниями воспринимающего. Другой поворот философской мысли - наивный реализм , отождествляющий объективное проявление вещи со свойствами чувственной воспринимаемости. Например, для наивного материализма характерно утверждение : Р. такова, каковой мы ее воспринимаем; явление - то же, что и видимость; субъективная Р. адекватно воспроизводит содержание объективной Р. 4. При сближении вещи со свойствами дискретности, непроницаемости, упругости, сопротивляемости внешнему воздействию субъекта можно, во-первых, объяснить, почему так часто критерий Р. ищут в чувственной воспринимаемости вещей или практике ( органы чувств фиксируют именно преграды, объект дан как нечто сопротивляющееся субъекту), во-вторых, понимать вещь как отдельное и нерасчленяемое целое (единицу, элемент , стихию, атом , монаду, индивид). Приписав вещи относительную неделимость, ее и Р. теперь можно наделять, в зависимости от представления о природе субстрата, либо исключительно посюсторонним, материальным, физическим существованием (материализм), либо относить вещь и Р. к трансцендентному миру идей ( объективный идеализм ), либо субъективизировать содержание вещи и Р. и придавать вещи имманентное существование в форме атома сознания, " факта ", "протокольного предложения" ( субъективный идеализм ). Вместе с тем перенос акцента на вещь как нечто атомарное дает основание для логического обобщения понятия вещи, выпаривания из него упоминаний о тех или иных видах существования и закрепления за ним только определения предмета "вообще", единицы существования любого рода и вида Благодаря такой абстракции в современной философской литературе вместо категории вещи обычно употребляют категории предмета и объекта, говорят о материальных и духовных объектах, абстрактных и идеализированных предметах; соответственно расширяется и понятие Г. - им могут обозначать любую форму существования предметов и объектов. В связи с утратой критериев непроницаемости и воспринимаемости, которыми раньше определяли Р., в науке остро встала проблема физической и математической Р. Понятие Р. настолько сблизилось с понятием существования, что к Р. стали применять критерий У. Куайна "Существовать - значит быть значением квантифицированной переменной". 5. Если вещь непроницаема, но все же как-то дана нам внешне, чувственно, то в понятии Р. вычленяется три аспекта: а) " вещь в себе " (по И. Канту, это - ноумен , сущность , непознаваемое ядро вещи); б) объективное проявление веши, феномену , фанерой, скорлупа вещи - это множество свойств вещи ( феноменология , противостоя наивному реализму и психологизму , обычно описывает "феномен" как знак чего-то действующего изнутри "вещи в себе"); в) видимость, "вещь для нас", т. е. способность вещи своим влиянием производить в нас представления о ней. Эти представления могут быть адекватными явлению или иллюзорными и обладают свойством субъективной чувственной достоверности. Суждения о вещах - синтетические предположения и умозаключения о субъективно данном потоке свойств, но вовсе не прямое знание Р. Согласно такому взгляду, сущность, явление и кажимость как аспекты Р. имеют разные степени близости к подлинному бытию: сущность более реальна, чем явление, а явление более реально, чем чувственная достоверность восприятия вещи. 6. Если понятие Р. раскрывать прежде всего исходя из представления о происхождении вещей из бытия путем реификации (от англ. reification - овеществление ) подлинного бытия в тех или иных (широких или узких) границах , качествах, индивидах, но при этом также учитывать разную степень близости сущности, явления и видимости вещи к бытию, то Р. предстанет либо иерархией, состоящей из универсальных, общих и отдельных вещей, либо сущность каждой веши будет видеться как пирамида сущностей первого, второго и т. д. порядков глубины. В связи с необходимостью проговаривания связей между бытием (entia), сущностью (essentia) и существованием (existentia) и был введен в XIII в. схоластами в оборот сам термин Р. Вещь не самосуща, она определена извне и изнутри, имеет сущность и существование, внутреннюю и внешнюю стороны. Под Р. схоласты понимали вещи, обладающие значительной степенью бытия, а наибольшую Р. приписывали Богу как Полноте Бытия (лат. ens realisimum). Позднее содержание понятия Р. стало предметом спора между реалистами, придававшими универсалиям статус всеобщих и независимых вещей (объективных сущностей), и номиналистами, признававшими Р. только единичные вещи. Универсалии - либо просто собирательные имена единичных вещей и интервалов пространства, а потому не имеют статуса Р. ( номинализм ), либо универсалии суть родовые свойства вещей (типа "круглость", "лошадность" и т. д.), они объективно первичны, подобно тому как " человек " первичен по отношению к "Иван" (реализм), но во втором случае трудно признать за универсалиями протяженность и существование во времени, поскольку пространство и время - основа суждений о единичном. Философы нового времени также дискутировали о степенях Р. Например, Р. Декарт и Б. Спиноза приписывали высшую степень Р. субстанции, Г. Лейбниц - монадам , Д. Локк - первичным качествам (фигуре, размерам вещи), И. Кант различал эмпирическую Р. явлений и категориальную Р. Сенсуализм , склоняясь к номинализму, видит во внешнем опыте источник познания Р.; рационализм склонен допускать, что во внешних чувствах Р. искажена и только разум постигает сущности вещей, разграничивая Р. и видимость; интуитивизм ищет источник познания Р. в непосредственном (необразном) знании оригиналов - во внутреннем духовном зрении, интуиции, совести, мистическом постижении сущности и феномена. Для одних философов " чувство реальности" дает опыт или практика , для других - ясное и непротиворечивое размышление о вещах, для третьих - духовная способность души прямо пребывать в сущностях и феноменах, отличающаяся от плотской способности души к достижению внешней видимости вещей. Философское понятие реализма не совпадает с понятиями реализма в искусстве или политике, однако последние трудно раскрыть вне связи с первым. Д. В. Пивоваров

5. Реальность - Вселенная со всеми происшедшими и происходящими в ней процессами. Для человека познающего реальностью является (становится) то, что подтверждается общественной практикой, - действительность . В общем случае реальность - то, что уже реализовалось. В русском языке слово - понятие реально доопределяется словом-понятием нереально, что в совокупности показывает отношение данных терминов к разделу вероятных, возможных ( вопросы "реально ли?", "возможно ли?"). Философы пытаются отличать реальность от действительности (см., например, [2]). Действительность - мир человеческих действий, то пространство , в котором он ориентируется, например, говорят: действительно, так оно и есть (!), "ваше удостоверение недействительно" (то есть удостоверение (!) реально, но не действительно) и т.п.. Про действительность можно сказать: она реальна. Используя механизм скольжения мысли, можно сказать, что реальность становится действительностью. Ассоциативный блок. Нет Вселенной без человека - так как реально человек в ней уже есть, а гипотетические и возможные варианты не реальны. Вещи возможные - всегда не реальны, но лишь возможны. Тавтология - “хитрая” вещь .

6. Реальностьтермин , с помощью которого философия обозначает безусловно всеобъемлющее бытие . Она не есть внешнее для нас предметное бытие: она единство сознания и сознаваемого, переживания и переживаемого, как нечто, что существует вне человеческого сознания.

7. Реальность – (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - вещественность, онтологическое бытие-в-себе , т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. Онтология ). В отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость , в то время как в действительности они совпадают. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. Необходимость), что существует и является преходящим. Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. Проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. Проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон. 1) Познание направляется на сущее -в-себе, которое, чтобы быть познанным, должно вступить в сознание , но как часть сознания должно сохранить известную самостоятельность по отношению к познавательному акту. Сущее-в-себе, выступающее как преднаходимое, имеет характер "достоверной видимости" (см. Видимость ), и, кроме того, оно обладает еще большей значительностью в качестве акта сознания, который находит сущее-в-себе. Поэтому познание не является просто одним из актов сознания; оно является "трансцендентным", "перешагивающим" др. содержания сознания актом, который сообщает сущему-в-себе особый смысл , отличающий его от др. содержаний сознания. Трансцендентный акт отличается от др. актов (напр., от мыслительного акта) также и тем, что он представляет собой схватывающий акт. Человек знает, что предмет , на который направлено его сознание (см. Интенция ), является не собственно преднаходимым, а онтологически сущим-в-себе, которое проявляется в преднаходимом. Это знание трансцендирует сферу психического, микрокосмического, и ведет в макрокосмос , физическую действительность (см. Психофизический уровень ). Одновременно это знание есть осн. феномен естественного реализма . 2) Наряду с (рациональным) трансцендентным познавательным актом существуют эмоционально-трансцендентные акты, среди которых наиболее важны для проблемы реализма эмоционально-рецептивные: опыт , переживание , страдание , терпение, которые объединяются как "происшествия", как затронутость чем-либо, а именно реальностью происшедшего и жесткостью реальности вообще (напр., в том случае, когда получают болезненный удар или толчок). В этом смысле я "знаю" последствия моего действия, настроение моих ближних и т. д., переживаю успех или неудачу. В каждом эмоционально-рецептивном акте содержится "необходимость перенести что-либо" (см. Фактичность ). Из противодействия, которое реальность оказывает желаниям и действиям, вытекает также примитивное знание о реальности, которое становится сознательнее только в результате восприятия реальных предметов и их свойств. Осязание еще раньше всех др. чувств опосредует уверенность в реальности, ее достоверность (см. Труд ). Эмоционально-перспективные акты (ожидание, предчувствие , готовность, подготовленность к чему-либо) также свидетельствуют о реальности, т. к. они являются заглядыванием в надвигающееся, в "грядущее" (см. Ситуация ), которое, как мы знаем, ограничит свободу наших действий. Ожидание может обманывать, но только в частностях, а не в основном, поскольку грядущее - это будущее , неотвратимо надвигающееся на нас. Эмоционально-проспективные акты содержат реальную самоустановку по отношению к суровости надвигающейся реальности, с которой человек должен каким-либо образом справиться. Наконец, имеются эмоционально-спонтанные акты ( влечение , желание , деятельность , действие ). В принципе они тоже являются проспективными, т. к. направлены на возможность вмешательства в ход событий, следовательно, на изменение грядущего путем влияния на него. Они непременно порождают уверенность как в реальности грядущего, так и в реальности последствий этих актов. Действие может быть направлено также и на лица. "Затрагивайте" личности моими действиями может иметь своим следствием обратное "затрагивайте" меня самого, на основании чего можно судить о гораздо большем значении реальности личности по сравнению с реальностью вещей. Все эти акты неразрывно связаны. В человеческой повседневной жизни они исчезают в одной структуре актов, которая может быть охарактеризована как свойство целостности бытия. Центром этой структуры является реальная данность; реальная определенность постоянно руководит человеческим существованием .

8. Реальность – — бытие вещей в его сопоставлении с небытием, а также с др. (возможными, вероятными и т. п.) формами бытия. В истории философии Р. отличали от действительности, т. е. Р. большей частью трактовалась как бытие ч.-л. существенного в данной вещи , как бытие ее самой, а действительность понималась как наличие всего существенного и несущественного в данной вещи. Р. в марксистской философии получает толкование либо как понятие , тождественное объективной реальности, либо как совокупность всего существующего ( Материя , Сущность , Существование ).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Реальность» в других словарях:

Реальность

- (от позднелат. realis - действительный) - существующее вдействительности; различают объективную реальность, т. е. материю, исубъек...
Энциклопедический словарь

Реальность

- — существующее в действительности. Объективная Р. — материальный мир во всех его проявлениях, субъективная Р. — совокупность обр...
Исторический словарь

Реальность

- - англ. reality; нем. Realitat. 1. Все существующее вообще, т. е. материальный мир, объективно существующий в действительности (...
Социологический словарь

реальность

- РЕ'АЛЬНОСТЬ , реальности, мн. нет, ·жен. ( ·книж. ). 1. ·отвлеч. сущ. к реальный . "Реальность нашей программ...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: