1. Качество - философская категория , нашедшая широкое применение в бытовом языке , обозначающая те свойства вещи , которые создают понятие данной (рассматриваемой) вещи и отличают ее от других вещей, относящихся к этому же понятию. "Мир состоит не из готовых законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которой вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определенной формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой. Как бы не изменялся предмет , но до поры до времени он остается именно этим, а не другим, качественно определенным предметом. Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов" [1].
2. Качество – свойство , определяющее природу предмета . В психологии два восприятия одной и той же модальности , например, теплое и холодное, горькое и сладкое, имеют различное качество , поскольку: 1) они противоположны друг другу, хотя и относятся к одному и тому же роду; 2) существует непрерывный переход от одного к другому. Мы говорим о качестве в том смысле , что природу предмета точно определить нельзя, но можно лишь схватить ее как целое с помощью интуиции. В логике качество предложения означает его утвердительный или отрицательный характер . У Аристотеля качество – одна из фундаментальных категорий мысли и реальности. Оно определяет внутреннюю субстанцию предмета. Противоположно «отношению» и «количеству».
3. Качество - это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.
4. Качество - структурно нерасчлененная совокупность признаков, свойств вещества, поля или предмета , проявляемая в системе отношений с другими веществами, предметами или тому подобными материальными образованиями. Качество есть существенная определенность вещества, поля или предмета, в силу которого они являются данным, а не иным материальным образованием и отличаются от других образований. Поэтому каждая качественная форма материи обладает определенной совокупностью свойств и признаков, которые она проявляет при отношении с другими формами материи. А как известно, внешнее проявление качественных свойств объекта в данной системе отношений есть его функция . Вот почему с изменением качественной характеристики любого материального образования меняется и его функциональная характеристика.
5. Качество - фигурирующая в философии еще с античных времен (входит в четверку базовых категорий познания, отобранных Аристотелем) философская категория , выражающая то, что присуще всем материальным явлениям и отличает их от других явлений, а именно: совокупность свойств, структурность, функциональность Под качественными изменениями подразумевают те изменения в свойствах и характеристиках вещи , которыми предопределяются существенные изменения ее самоё.
6. Качество - свойство , специфика, "как" и "что" вещи ; обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно. Напр., горький, соленый, пестрый, мягкий, твердый берутся как некие совершенно индивидуальные горечь, соленость, пестрота, мягкость, твердость, а не как всеобщее , абстрактное понятие этих качеств, которое уже имеет в своей основе количество , ибо в таком случае становится возможным пересчитать качества одного и того же вида. Элеаты , а позднее Беркли и Юм утверждали, что качества вещей являются только состояниями субъекта . Объективные качества (т.е. такие, которые присущи самим природным вещам) и субъективные качества (содержащиеся только в человеческих восприятиях) различает уже Демокрит, позднее - Галилей, затем - Локк, впервые применивший термины "первичные" (т.е. объективные математически-физические) и "вторичные" (т.е. субъективные, образующиеся благодаря психике) качества. Что касается Канта, он считал локковские объективные качества априорными (идеальными), а субъективные - апостериорными (реальными); в этом и состоял "коперниковский переворот" Канта. Напротив, Аристотель и схоластика (в частности, Альберт Великий ) проповедовали объективность качества. Сведение качества к количеству - осн. тенденция современного естествознания (см. Квантифицирование, квантификация , а также Категория ).