Skip navigation

Что такое Отношение? Значение слова otnoshenie, философский словарь

Значение слова «Отношение» в Философском словаре. Что такое отношение? Узнайте, что означает слово otnoshenie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Отношение

1. Отношение - способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. О. возникает в таких процессах сопряжения предметов - во взаимоотнесении, сближении и приобщении их друг другу, - когда единение различных рождает кооперативный эффект . В этом эффекте, как в зеркале, преломляются и высвечиваются признаки сопрягаемых сторон. Поскольку О. есть род условного бытия, т. е. способ осуществления внутренней возможности "своего" через среду "иного", то релятивное (относительное, условное) следует противопоставлять абсолютному, безусловному бытию. О. - не вещь и не свойство , но то, посредством чего свойства какой-либо вещи получают свою видимость . Каков же онтологический статус О.? Аристотель , введший в философию термин " отношение ", обозначал им род бытия. Но в чем заключается особенность этого бытия? Лейбниц указывал, что поскольку О. не удается свести ни к субстанции, ни к акциденции, то О. имеет очень специфическую форму своего существования - оно идеально. Как форму положенности и представленности одного через другое. т. е. как нечто идеальное (ideele), рассматривал О. и Гегель . Реисты признают лишь бытие вещей и отрицают бытие О. Объективные идеалисты-" реалисты ", вслед за Платоном, отрывают О. (и свойства) от вещей, поскольку относят первые к сфере общего, а вторые - исключительно к области единичного. Напротив, номиналисты склонны не признавать реальность О. Марксисты полагают, что понятие об О. как таковом возникает в результате абстракции и сравнения любых двух предметов по выбранному или заданному основанию сравнения (признаку): однако в реальном мире О. неразрывно с вещами, а потому, доказывают марксисты, О. не менее реальны, чем вещи. Согласно классической диалектике, свойства проявляются в О. вещей. О. есть разновидность движения, действия, акта , а именно есть процесс и результат Перенос? Узнать в Энциклопедическом словаре. Перенос - это...'>переноса (отнесения, отсылки) какого-либо внутреннего момента качественной определенности вещи во внешнюю инстанцию - в другую вещь либо в некоторую общую для разных агентов "систему отсчета". Перенос завершается положением (вкладыванием, хранением) относимого содержания в найденное новое основание . В диалектическом учении Гегеля О. как процесс и результат указанного переноса описывается с помощью понятий "положенное", "основание", "свое иное", " рефлексия ", " снятие ", "идеальное" и т. п. "Отношение имеет стороны, так как оно рефлексия в иное, - пишет Гегель, - таким образом, оно имеет свое собственное различие в самом себе; и стороны его - это самостоятельная устойчивость , так как они в своей безразличной разности друг относительно друга надломлены в самих себе, так что устойчивость каждой из них точно так же имеет свое значение лишь в отношении с другой или в их отрицательном единстве" (Гегель. Наука логики . В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 150). Гегель понимает О. как единство себя самого и своего иного, а потому видит его целым, имеющим самостоятельное существование (там же, с.151). С этимологической т. зр. (и по-русски, и по-латински: latus, relatus, relativus), слово "О." близко по смыслу , во-первых, словам, выражающим следующие действия - носить, класть, делать общим, сравнивать, соприкасать, сближать, отсылать, удалять, скрывать и т. д.; во-вторых, словам, обозначающим пространственные термины: место , основание, бока, стороны, члены О. Если в грамматическом смысле прилагательное чаще всего указывает на свойство предмета , а существительное - на сам предмет, то О. есть скорее причастие, т. е. окачествленное действие или состояние как свойство лица или предмета; причастие - глагольная форма , совмещающая форму глагола и прилагательного. В математике под О. понимают частное от деления одной величины на другую. Так или иначе и в грамматике, и в математике, и в философии О. раскрывается прежде всего как форма участия, соучастия, значимости, роли в чем-либо. Когда имеют в виду какое-нибудь "соотношение", то обычно ведут речь либо о взаимозависимости элементов системы, либо о взаимовыражении приобщаемых друг Другу сторон, либо о рефлексии (взаимоотражении) сополагаемых противоположностей, либо о сравнении вещей сквозь призму опосредующего их пропорцию основания. О. многообразны. Различные виды О. выражены парными категориями философии. Говорят об О. качества и количества, целого и части, необходимого и случайного, причины и следствия и т. д. Например, Гегель рассуждал, что если сущность определена в явлении, а явление - в сущности, то, следовательно, явление становится О., а " закон - это существенное отношение", и " истина явления - это существенное отношение" (там же, с. 136, 148, 151). О. можно подразделять на пространственные и временные, материальные и духовные, О. в природе и в обществе, индивидуальные и общественные и др. Выделяют О. к самому себе, а также бинарные, трехчленные и многочленные О. Согласно Гегелю, "...соотношение с собой есть в то же время соотношение с собой как со снятым или соотношение со своим иным" (там же. С. 81). Понятие О. - одно из важнейших в математике и логике, в которых оно имеет свои специфические описания и классификации. Д. В. Пивоваров

2. Отношение – по [1] - одна из основных логико-философских категорий, отражающая способ (род) бытияпознания). Звучит достаточно невразумительно. Читаем дальше: Понятие об отношении возникает как результат сравнения любых двух предметов (называемых субъектами или членами отношения ) по выбранному (или заданному) основанию сравнения ( признаку ). Это уже лучше. Например, сравнение по величине порождает понятие об размерных отношениях, по времени возникновения и исчезновения - о временных отношениях, по участию в производстве и распределении - об экономических и т.п. Основной философской проблемой отношения является вопрос об онтологическом статусе отношения, который формулируется примерно следующим образом: если существуют предметы А и Б, находящиеся между собой в отношении R, то существует ли само R и в каком смысле можно говорить, что R существует? Для нас интересным является также вопрос о том: "что это такое - существует?" Ответив на этот вопрос, можно будет спрашивать: "существует ли?" В выделении (абстрагировании) отношений состоит, по существу, один из основных познавательных процессов - процесс обобщения: все познается в сравнении. В рамках предмета "Проблемы цивилизации" понятие отношение представляется одним из основных: отношение правды и лжи . Наше определение : Отношение - характеристика взаимодействия составляющих системы. Это определение ближе к тому, что широко применяется в обиходе. В качестве примеров достаточно простых описаний отношений приведем то, что говорят о людях: "они хорошо относятся друг к другу"- симметричное отношение взаимодействия; "она его не любит" - несимметричное отношение взаимодействия; "они никогда не встречались" - симметричное отношение безразличного существования. Аналогично о вещах: "я люблю мороженное", " дерево легче воды", "стол стоит на полу", "струна возбуждает колебание", "мембрана воспринимает колебания" и т.п. Очень сложные отношения словесно описываются в "законах природы и общества", моральных правилах, романах и т.п. Практически нас будет интересовать в качестве отношений развернутая характеристика, но научиться ее давать (видеть и понимать) - большое искусство . Для появления отношения необходимо и достаточно наличия двух взаимодействующих вещей: груза и опоры, объекта и субъекта и т.п. В результате наличия отношения двух вещей ВСЕГДА возникает третья вещь - система , обладающая внутренними свойствами (свойства всегда являются внутренними отношениями вещей, составляющих систему, у самой системы есть только одно свойство - самосохранение; если этого свойства нет, то нет и самой системы). Именно поэтому многие исследователи говорят о триадах , триединых монадах , Боге, сыне и святом духе и т.п. Ассоциативный блок. И всегда остается открытым вопрос: “Что за систему мы имеем?”

3. Отношение – — момент взаимосвязи всех явлений. О. вещей объективно; вещи не существуют вне О., последнее всегда есть О. вещей, существование всякой вещи, ее специфические особенности и свойства, ее развитие зависят от всей - совокупности ее О. к др. вещам объективного мира. Сами свойства, необходимо присущие тому или иному процессу или вещи, проявляются только в их О. к др. вещам и процессам. Развитие явления приводит к изменению его О. с др. явлениями, к исчезновению одних и возникновению др. О. С др. стороны, изменение совокупности О., в к-рой существует данный предмет , может привести к его изменению. О. так же многообразны, как многообразны веши и их свойства. Необходимо различать внутренние О. различных, особенно противоположных, сторон объекта и его внешние взаимоотношения с др. объектами. При этом необходимо учитывать, во-первых, относительный характер различения внутренних и внешних О., во-вторых, их переходы друг в друга и, в-третьих, то обстоятельство, что внешние О. зависят от внутренних, являются их проявлением и обнаружением. Особый характер имеют общественные О. О. могут быть разделены на существенные и несущественные, необходимые и случайные и т. д. Существенное общее О. между явлениями выступает как закон их развития или функционирования. Человек вступает в О. с созданными им вещами, объективным миром и с др. людьми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начинает относиться к самому себе как человек (обладает самосознанием ), лишь относясь к др. человеку как к себе подобному. Именно этим объясняется, с одной стороны, общественная природа человеческого сознания, а с др.— необходимость изучения общественных О. для познания истории. В математической логике О. противопоставляются свойствам, как многоместные предикаты одноместным (Предикат). Примерами двухместного О. являются “больше”, “равно”, “ причина ”, О. родства и т. д.; трехместного О.— “между” и др. В формальной логике теория О. создана работами Моргана, Пирса, Э. Шредера. Логическая теория О. исследует общие свойства О. и законы, к-рым они подчиняются. Существенный раздел теории О. составляет исчисление О., родственное теории классов. Здесь исследуются связи между О. и операции над ними и устанавливаются законы, при помощи к-рых из одних О. можно вывести др.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Отношение» в других словарях:

Отношение

- См. относить..
Словарь Даля

Отношение

- (в логике) отождествляется с многоместным предикатом.  Предикаты подразделяются на одноместные, соот­ветствующие свойствам предмет...
Словарь логики

Отношение

- Официальная бумага, документ. и еще 5 определений
Словарь Ожегова

Отношение

- Касательство.
Словарь синонимов

Отношение

- - англ. relation; нем. Verhaltnis. 1. Взаимная связь различных величин, предметов, действий. 2. Взаимосвязь и характер  рас... и еще 2 определения
Социологический словарь

отношение

- ОТНОШ'ЕНИЕ , отношения, ср. ( ·книж. ). 1. только ед. Действие по гл. отнестись в 1 ·знач. - относиться. Не...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: