Skip navigation

Что такое Понятие? Значение слова ponyatie, философский словарь

Значение слова «Понятие» в Философском словаре. Что такое понятие? Узнайте, что означает слово ponyatie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Понятие

1. ПонятиеТермин , который в философских текстах следует, как правило , избегать. Понятия - значения, вырожденные в идеальность , потерявшие нативную определенность и психологичность. Они могут быть атрибутами науки, но никак - философии. Главная причина такого положения вещей даже не абстрактность и идеальность понятия, но его лимитность (предельность). Понятия задаются, но не осуществляются. В строгом смысле их не существует вообще. В терминах книги " реальное понятие " - основной смысл (каркасный смысл, смыслорадикал ), относимый к тому или иному феномену , предмету , отношению, явлению, фикции и т. д. Тем самым главным является не предполагаемая понятийная фокальность и обслуживающие понятийное смыслы, образы и другие психологические феномены (ссылки изнутри субъекта на идеальность), но наиболее существенный, откорректированный реальный смысл. Выведения его вполне возможны. Одно из таких выведений: пересечение (логическое) всех смыслов определенного слова в однородных контекстах. 2. Понятие - абстракция , идея чего-либо вне его самого, стоящая над всеми рядами сходных объектов. Такое понятие может иметь чисто практическое значение в том плане , что опора только на знаки обиходно затруднительна. Тем не менее, именно знак подменяет собой понятие. Последнее только слабо предполагается. Однако еще чаще предполагается дефиниция , а понятие лишь полагаетcя, допускается. Все это наряду с неточными образами производит упрочение знака, с которым фактически и приходится иметь дело. 3. Понятие как определенная совокупность суждений об отличительных существенных признаках предмета и даже понятие как дефиниция - неоперативны, фактически рассыпаны, бессвязны. Перечни признаков, дефиниции, рассмотрения и т. п. - только подготовительный этап к получению идеи , интенции или смыслорадикала.

2. Понятие - общее имя, имеющее относительно ясное и устойчивое содержание и сравнительно четко очерченный объем. П. являются, напр., "дом", "квадрат", " молекула ", "кислород", " атом ", " любовь ", " бесконечный ряд" и т. п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П., и теми, которые не относятся к П., не существует. "Атом" уже с античности является достаточно оформившимся П., в то время как "кислород" и "молекула" до XVIII в. вряд ли могли быть отнесены к П. Имя "П." широко используется и в повседневном языке , и в языке науки. Однако в истолковании содержания этого имени единства мнений нет. В одних случаях под П. имеют в виду все имена, включая и единичные, и пустые. К П. относят не только "столицу" и "европейскую реку", но и "столицу Белоруссии" и "самую большую реку Европы". В других случаях П. понимается как общее имя, отражающее предметы и явления в их общих и существенных признаках. Иногда П. отождествляется с содержанием общего имени, со смыслом, стоящим за таким именем. Термин "П." широко употреблялся в традиционной логике, которая начинала с анализа П., затем переходила к исследованию суждения, которое мыслилось составленным из П., и далее к описаниям умозаключения, составленного из суждений как более простых элементов. В современной логике термины "П.", суждение и умозаключение употребляются редко. Схема изложения логики " понятие -> суждение -> умозаключение" отброшена как устаревшая. Изложение современной логики начинается с логики высказываний, которая лежит в фундаменте всех иных логических систем и в которой простое высказывание не разлагается на составляющие его части.

3. Понятие - отображение сущности предмета в человеческом мышлении; предмет при этом может трактоваться расширительно: как объект , группа объектов, отношения между ними, как связи свойств, абстрагированных от объектов. П. возникает, функционирует и развивается в деятельности человеческого субъекта , поэтому в П. соприсутствуют предметные, коммуникативные и рефлексивные аспекты деятельности. Это значит, что в П. фиксируется не только способ бытия какого-то предмета, но и его выражение в языке , в формах взаимодействия и самоотчета человеческих индивидов. Развитие П. сопряжено не только с изменением предметов в мышлении, но и с модификациями социальных форм, позиций и установок поведения людей. Философия традиционно занималась логическими трактовками П., его характеристиками как мыслительной и познавательной формы. В этом плане истолкования П. связаны с процедурами обобщения, абстракции, идеализации, сравнения, определения. Различение П. во многом связано с определением сущности предметов; если такое определение тяготеет к характеристикам особого способа бытия предмета, то оно дает нам конкретное П., если же определение ориентировано на отвлечение и обобщение каких-то свойств объектов, то оно "замыкает" абстрактное понятие . Разумеется, абстрактные и конкретные аспекты бытия П. взаимообусловлены; в "живом" познании и мышлении выработка абстрактных П. о каких-то природных или социальных формах оказывается предпосылкой становления конкретных П. о способах бытия этих форм. Более жесткое разграничение и противопоставление абстрактных и конкретных П. оказывается возможным, когда мышление отделяется от процесса познания (или исследования), когда логика начинает ориентироваться на оперирование П., отвлеченными от их предметного содержания. Когда в XIX в. формальная логика фактически отделилась от философии, последняя вынуждена была сконцентрировать внимание на процессуальности П., на его связях с реальной историей познания и науки, на социальных и культурных контекстах его бытования. Выяснение различных функций П., выполняемых ими в сферах человеческой деятельности, в общении и самореализации социальных индивидов, сместило фокус философских исследований П. с отношения человека к предмету на отношение человека к человеку (социуму, культуре, истории). Это стимулировало привлечение в философское изучение П. техники исследования П., выработанной науками о языке. Как семантическая категория П. выражает момент развертывания мысли к тому, что явлено в языке. Слово "понятие" происходит от образного корня "пояти", т. е. "взята". В латинском языке ему соответствует conceptus, в основании которого лежит глагол сареге, что значит "хватать, схватить на месте". Для семиотики в рассмотрении П. принципиальным является указание на связь понятийности с ее выразительным аспектом. Ф. де Соссюр, например, писал: "Какой бы способ мы ни приняли для рассмотрения того или иного явления речевой деятельности, в ней всегда обнаруживаются две стороны, каждая из которых коррелирует с другой и значима лишь благодаря ей" (Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977, с. 46). В отношении П. это означает, что оно не существует само по себе, но образует со звуком сложное, выражаясь по-соссюровски, физиолого-мыслительное единство . Иными словами, существует связь между словоупотреблением и образованием П. Принято думать, что П. происходит путем абстрагирования: берется общее , отвлекается единичное . Но ситуация с абстрагированием в действительности выглядит иначе, ибо отвлечь нечто от другого нечто можно лишь тогда, когда уже имеют то, от чего абстрагируют, когда оно уже установлено. Когда произносят общее имя, то сознанию нечто представляется, причем в виде не какого-то конкретного денотата , а как произнесенное слово. Предпониманием того, что такое то или иное П., мы обладаем с детства и еще до рефлексии несем его в языке. Апелляцией к языку (знаковой системе) семиотика пытается преодолеть поверхностную альтернативу, отдающую предпочтение либо понятийному мышлению, либо чувственному переживанию. В семантике вместо термина П. употребляется термин " концепт ", соответствующий явлению того же порядка, что и значение слова, но рассматриваемый в несколько иной системе связей: значение - в системе языка, П. - в системе логических отношений и форм, исследуемых как в лингвистике, так и в логике. П. в общем виде определяется одинаково в логике и лингвистике и представлено всегда по крайней мере одним общим именем или его эквивалентом - словосочетанием. В лингвистике поднималась проблема относительно того, связано ли П. с корнем (основой) слова или с полной формой слова как части речи. Была выявлена нежесткость связи П. с его знаковой формой и совершено сближение с логикой. В дальнейшем при этом сближении П. (концепт) стало выводиться из употребления разных слов и конструкций. За основу берутся и предложения, и их номинализация, и существительные конкретного и общего значения с учетом контекстов употребления. Эта процедура называется "концептуальным анализом", одна из целей которого сделать концепт более определенным. С. А. Азаренко

4. Понятие - является одной из форм абстрактного мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия должны быть определены. Применение неопределенных понятий является одним из приемов демагогии. Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Существуют слова-омонимы - одинаково звучащие, но выражающие различные понятия (например, коса, мир, земля ), и слова- синонимы , имеющие одинаковое значение , то есть выражающие одно и то же понятие , но различно звучащие (земля - почва - гумус, мир - земля - биосфера , мир - вселенная - космос и т.п.). Классическим примером омонима является слово коса, которое обозначает вещь , образованную пересечением двух образующих. Для людей, живущих в мире слов: речная или морская коса, женская коса, и коса для скашивания травы - вещи разные. В мире понятий слово коса является недоопределенным и требует второго слова или контекста , который позволяет определить, о чем конкретно идет речь . В то же время существует, очевидно, понятие косости антагонистом которого является "прямизна", прикладывание которого к различным вещам может быть выражено словом с корнем кос: скосить, укос, косный, косой. Другим классическим примером неопределенного понятия является слово свобода , которое образует понятие только в словосочетаниях, так как является понятием относительным. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ и синтез , которые, в свою очередь, можно разбить на составные части: сравнение , абстрагирование , обобщение и т.п. . Причем последние три являются основой первых двух, что делает нелогичным их объединение в одном списке, как это иногда делается в литературе по логике.

5. Понятиеабстрактная и общая идея , основная форма мышления. К области философии относится проблема реальности понятий: различают «эмпириков» или «номиналистов», для которых понятие – это всего лишь слово (Локк, Юм), и «рационалистов», наделяющих его реальностью в уме ( Платон , Кант).

6. Понятие - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, необходимые свойства предметов, явлений и процессов действительности, которые закрепляются в определениях ( дефинициях ).

7. Понятие - мысль , отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков.

8. Понятие - это форма мышления , которая обозначает какой-либо объект или его признак и выражается в форме слова или словосочетания.

9. Понятие – — общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., “химический элемент ”, “ закон ”, “ сила тяготения”, “ астрономия ”, “поэзия” и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П., и теми, которые не относятся к ним, не существует. “Астрономия” уже с античности является достаточно оформившимся П., в то время как “сила тяготения” до И. Ньютона вряд ли могла быть отнесена к П. В истолковании содержания самого имени “П.” единства мнений нет. В одних случаях под П. имеют в виду все имена, включая единичные и пустые. В др. случаях П. понимаются как общие имена, отражающие предметы и явления в их общих и существенных признаках. Иногда П. отождествляется с содержанием общего имени, со смыслом, стоящим за таким именем. Термин П. широко употреблялся в традиционной логике, где выделялись три общезначимые “формы мысли”: П., суждение и умозаключение . В современной логике этот термин почти не используется.

10. Понятие - 1) в философии - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса ; 2) в логике - мысль , в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

11. Понятие - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно-образный характер . С умножением потребностей человека и усложнением видов его деятельности появились более отвлеченные П., непосредственно не связанные с чувственным отражением , но, вместе с тем, являющиеся более близкими к реальности в смысле отражения ее сущности. Таковы, например, П. молекулы, атома , электрона . Они образовались не только через сравнение наглядных образов, но и путем применения логических приемов: анализа , синтеза , абстрагирования, индукции, дедукции, аналогии, идеализации и т.д. Каждое П. характеризуется со стороны его содержания и объема. Содержание П. - это совокупность отраженных свойств предметов. Например, в содержании П. "атом" в числе других признаков входит признак "быть мельчайшей частицей химического элемента , сохраняющей его свойства". Объем П. - это множество ( класс ) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. Так, объем П. "атом" составляет множество, к которому относятся атомы всех химических элементов. Применительно к содержанию и объему П. действует закон их обратного отношения : чем больше содержание П., тем меньше его объем, и наоборот. Если, например, к содержанию П. "химический элемент" добавить признак "неметалл, обладающий наибольшей активностью ", то мы получим новое П., объем которого меньше объема исходного П. и которое выражается термином "фтор". Вступая в связи между собой, П. образуют различные виды отношений. Так, объемы П. могут находиться в отношении совместимости (когда они хотя бы частично совпадают) или несовместимости (когда они даже частично не совпадают). В свою очередь, отношение совместимости может быть отношением тождества (объемы понятий полностью совпадают - например, "столица Беларуси" и "самый большой город в Беларуси"); пересечения (объемы совпадают лишь частично - например, "студент" и "спортсмен"); подчинения (объем одного понятия входит в объем другого, но не наоборот - например, "студент" и "учащийся"). Среди отношений несовместимости выделяются: соподчинение (два или более непересекающиеся П. подчинены общему для них П., не исчерпывая его объем; таковы, например, П. " физика " и " биология " по отношению к П. "научная дисциплина ") и противоречия (два непересекающихся П. подчинены общему для них П., исчерпывая его объем; например, "справедливая война " и "несправедливая война"). Знание отношений между П. по объему предостерегает от ошибок при таких логических операциях, как определение , деление , обобщение и др., способствует углубленному пониманию текстов. В.Ф. Берков

12. Понятие - форма мышления, отражающая общие свойства явлений действительного мира.

13. Понятие - одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. По Зигварту, понятие есть " представление , содержащее в себе требование постоянности, совершенной определенности, всеобщего признания, однозначного языкового выражения". От понятий логики подчас очень сильно отличаются понятия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, поскольку в последних вещи классифицируются преимущественно по типам, а не по общим признакам (прямоугольник, длина сторон которого составляет 1 и 150, относится не к типу прямоугольника, а к типу "лента" и поэтому обозначается понятием "лента"). Так, в мышлении народа или отдельного человека понятия образуются не путем восприятия и объединения в понятии присущих группе предметов одинаковых признаков (см. Вид), а благодаря тому, что сначала воспринимаются и перерабатываются в понятия существенные свойства (см. Wesen ) вещей (для многих городских детей всякое крупное четвероногое животное есть собака, "ав-ав") и что эти немногие, широкие, но нечеткие понятия лишь постепенно начинают подразделяться на многочисленные, узкие и резко разграниченные понятия, ибо в сфере данного познается прегнантное, точно так же как и все увеличивающееся количество ступеней, ведущих к прегнантности или от нее (см. Прегнантности правило ). Объем обычных понятий совпадает со сферой прегнантности. Так, напр., донаучному мышлению были неизвестны такие понятия, как квадрат, прямоугольник, параллелограмм, трапеция, ромб, а было известно только понятие "четырехугольник", при этом имелся в виду прежде всего правильный четырехугольник, а именно квадрат. В это понятие "четырехугольник" входили все прямоугольники, которые относятся к сфере прегнантности четырехугольника, т.е. все те, которые по своей форме подобны квадрату. Как новую ступень (уменьшающейся) прегнантности можно считать "четырехугольник формата почтовой открытки", затем как следующую ступень - ромб. Во всех случаях остается действительным все, что было сказано относительно границы прегнантности понятий. Между ступенями прегнантности расположены фигуры, которые с меньшей правильностью, несовершенно или даже плохо воплощают понятие "четырехугольник", сущность которых недостаточно ясна и которые поэтому не могли быть определены донаучным мышлением как понятия. В свете самого акта мышления при рассмотрении понятия следует различать следующие моменты : содержание мышления (то, что относится к понятию) и предмет понятия (независимый от мышления объект ), затем объем понятия (совокупность вещей, которые охватываются данным понятием) и содержание понятия (совокупность объединенных в нем признаков одного или нескольких предметов). Относительно познавательного значения понятия см. Сфера мышления . Чем больше объем понятия, тем меньше его содержание. Далее различают абстрактные, или общие понятия (в математике имеются только такие; см. также Всеобщее ) и единичные, или индивидуальные понятия. Мышление при помощи понятий, включая также понятия индивидуальные, содержательнее, чем (по своему происхождению более раннее) созерцание , т. к. оно позволяет глубже проникать в явление ; без него не может обойтись познание , без понятия нельзя выйти за пределы опыта (см. Трансцендентальный ); без понятийного мышления невозможна также метафизика . Понятийный - относящийся к понятию, состоящий из понятий или существующий в понятиях.

14. Понятие – — одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка , форма (способ) обобщения предметов и явлений. П. называется также мысль , представляющую собой обобщениемысленное выделение) предметов нек-рого класса по их специфическимсовокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса ( атомы , животные, растения, общественно-экономические формации и т. п.) могут обобщаться в П. по разным совокупностям признаков. П. имеет тем большую научную значимость , чем более существенны признаки (составляющие содержание ), по к-рым обобщаются предметы. По мере того как из признаков, составляющих осн. содержание П., выводятся др. общие признаки обобщенных в П. предметов (и тем самым осуществляется объяснение качественной специфики этих предметов), П. превращается в определенную систему знании. Развитие знании выражается гл. обр. в углублении П., в переходах от одних П. (о данных предметах) к др., фиксирующим более глубокую сущность предметов и, т. обр., представляющим более адекватное их отражение . П. фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл ( Значение и смысл ) соответствующих выражений языка. Одна из логических функций П. состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов. Благодаря этой функции П. связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в П. является необходимым условием познания законов природы. Каждая наука оперирует определенными П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Сами П., по характеристике Ленина, представляют собой высший продукт мозга , высшего продукта материи (Т. 29. С. 149). Образование П., переход к нему от чувственных форм отражения — сложный процесс, в к-ром применяются такие приемы познания, как сравнение , анализ и синтез , абстрагирование , идеализация , обобщение и более или менее сложные формы умозаключения. При этом П. науки часто создаются вначале лишь на основе гипотетических предположений о существовании тех или иных объектов и об их природе (так возникло, напр., П. атома). На основе познания законов, тенденций развития П. о нек-рых предметах может быть образовано до возникновения самих предметов (П. о коммунизме ). Т. обр., в формировании П. проявляется активность и творческий характер мышления, хотя успех в использовании созданных П. всецело зависит от того, насколько точно в них отражается объективная реальность . Всякое П. представляет собой абстракцию, что создает видимость отхода П. от действительности. На самом деле при помощи П. происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования существенных сторон ее. К тому же конкретное , неполно отражающееся в отдельных П., может быть с той или иной степенью логики'>полноты воспроизведено посредством совокупности П., отражающих различные его стороны. Чтобы наиболее точно отражать действительность , П. должны быть, по выражению Ленина, “обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир” (Т. 29. С. 131). Это положение — одна из самых существенных сторон учения диалектической логики о П. Хотя в П. выделяется только общее , это не значит, что оно противостоит единичному и особенному. Само общее существует лишь в отдельном. Поскольку оно составляет основу качественной специфики отдельных предметов, знание его дает возможность объяснения отдельного и особенного. На основе общего П. класса только н становится возможным выделение и познание особых групп (видов) предметов, а также отдельных предметов этого класса. Диалектико-материалистический подход к П. подтверждается развитием всей совр. науки и служит методом научного познания.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Понятие» в других словарях:

Понятие

- В философии - форма мышления, отражающая существенныесвойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическаяфункция п...
Энциклопедический словарь

Понятие

- Понятный, понять и пр. см. понимать..
Словарь Даля

Понятие

-  - общее имя, имеющее относительно ясное и устой­чивое содержание и сравнительно четко очерченный объем. П. явля­ются, напр., «дом...
Словарь логики

Понятие

- Представление, сведения о чем-нибудь. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Понятие

- Понятие - символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы....
Психологический словарь

Понятие

- - англ. notion/concept/ conception; нем. Begriff. 1. В философии - форма  мышления, выражающая существенные свойства, связи... и еще 3 определения
Социологический словарь

Понятие

- - одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий..
Политический словарь

Понятие

- Понятие - логический термин, обозначающий известную ступень вразвитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизво... и еще 1 определение
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

понятие

- ПОН'ЯТИЕ , понятия, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: