Skip navigation

Что такое Идеал? Значение слова ideal, социологический словарь

Значение слова «Идеал» в Социологическом словаре. Что такое идеал? Узнайте, что означает слово ideal - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Идеал

1. Идеал – (от лат. idealis - идеальный) - англ. ideal; нем. Ideal. Представление  о совершенстве, к-рое, будучи высшей целью  и образцом, определяет способ мышления и деятельности человекаобществ, класса .  И. носят истор. характер  и выступают важными факторами регуляции человеческой деятельности и поведения.

2. Идеал – (греч. idea - образец, норма )  - идеальный образ ,  имеющий нормативный  характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека  или социальной группы. В мировоззрении людей регулирующая функция  И. в отношении поведения раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности - в форме выбора цели. Наличие И. в мировоззрении связано с особым состоянием эталонности сознания, предполагающим не только принятие идеи или чьего-то поведения, деятельности, творчества в качестве образца, а наличие убеждений, абсолютной веры в правоту избранных идей. Многообразие форм активности человека, жизнедеятельности создает ситуацию, когда у одного и того же индивида  может быть несколько И., отражающих основной круг его интересов, активности (общественный, эстетический, нравственный, научный, религиозный и др.). Общественный И. связан с выбором мотива ,  оправдывающего напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и политических целей. Так, в европейской традиции  начиная с Платона  сосуществует устойчивое представление об идеальном государстве. С организующей функцией И. для достижения коммунизма   как определенным образом структурированного и трансформированного общества связывал надежды марксизм  . Не меньшую роль  в истории играл  И. единого национального государства (в странах Западной Европы 18-19 вв.; Восточной - 20 в.). В ряде стран мира используется И. исламского государства. С точки зрения внутренней организации государства, в мире конкурируют два основных И. - демократии и сильной власти. Эстетический И. отражает стремление человека к прекрасному, связанные с ним представления о путях творческого раскрытия в искусстве предмета наблюдения (внешняя природа, человек в его данности через внешние атрибуты  - тело  - и внутренний мир). Нравственный И. задает модель  поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (добро и зло). В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки специально разработать нравственный И. - от первых кодексов возникшей в античности концептуальной этики до "морального кодекса строителя коммунизма". Однако не все они подкреплялись практикой, не всегда получали общественное признание. Религиозный И. непосредственно связан с нравственным, поскольку задает определенное видение человека, его действий. Научный И. представлен определенной совокупностью  исторически варьируемых принципов, выступающих в качестве оснований научного поиска ( этикет  научной деятельности). Личный И. своим наличием в культуре фиксирует ценность  индивидуального бытия, а также задает путь его раскрытия через самовоспитание, соучастие других людей в судьбе Я ( воспитание ) . Он имеет самые разные ориентации - от общественно-значимых до личностно-интимных. Проблема  соотношения индивидуального и коллективного (формально признаваемого официальным в данном обществе) И. достаточно сложна и актуальна для многих культур, например такие явления, как нежелание участвовать в выборе коллективного И. (аполитичность, асоциальность, бездуховность). Феномен И. стал предметом осмысления в философии достаточно поздно. Впервые в теорию это понятие  ввел И. Кант. По Канту, И. не может быть сформирован вне целеполагания, он возможен лишь применительно к явлениям, которые могут быть конституированы в качестве цели. Поскольку достижение  цели лишает И. статуса  существования, постольку он, по мнению Канта, реализует себя как "идея" исключительно регулятивного порядка. Единственной сферой, где воплощение И. является возможным, выступает, согласно Канту, искусство ,  где И. обретает онтологический статус прекрасного. Г. Гегель определил И. как наглядно созерцаемый образ цели, а достижение последней - как подчинение  "эмпирической действительности" Абсолютному Духу. А.И. Лойко

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Идеал» в других словарях:

Идеал

- (франц. ideal) - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений..
Энциклопедический словарь

Идеал

- То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Идеал

- ( фр. ideal греч. idea - идея, понятие, представление) - совершенство, совершенный образец чего-л.; высшая цель стремлений, деят... и еще 1 определение
Исторический словарь

Идеал

- - фокус системы ценностей, гиперцентр нравственного идеала (суб)культуры, личностной культуры, эмоционально и интеллектуально на... и еще 12 определений
Философский словарь

Идеал

- (фр. ideal гр. idea идея , понятие , представление) - образец, высшая конечная цель стремлений, деятельности.. и еще 1 определение
Политический словарь

Идеал

- Идеал - представление высшего совершенства в каком-нибудь отношении.В этом широком смысле слово И. применяется одинаково и к от...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ИДЕАЛ

- А, м. 1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие идеалы гуманизма. 2. Совершенное воплощение чего-нибудь...
Словарь иностранных слов

идеал

- ИДЕ'АЛ , идеала, ·муж. (от ·греч. idea - идея) ( ·книж. ). Высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-нибудь...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: