Skip navigation

Что такое Община? Значение слова obschina, философский словарь

Значение слова «Община» в Философском словаре. Что такое община? Узнайте, что означает слово obschina - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Община

1. Община - основной элемент хозяйственной и социальной структуры традиционного общества. Представляет собой территориально локализованный, генетически и экономически автономный коллектив людей, имеющий общую собственность на землю и основные средства производства . Как правило , О. имеет внутреннюю структуру, формирующуюся из взаимоотношений отдельных семей, обладающих относительной экономической самостоятельностью ( правом владения, пользования и распоряжения некоторыми средствами производства, правом пользования отдельным участком земли), из межпоколенных отношений и пр. В отдельных случаях О. становится основой для формирования этнической общности, а иногда небольшие этнические группы (например, в составе цыганского этноса ) представлены совокупностью лишь нескольких О. Будучи относительно замкнутой единицей социального бытия, О. тем не менее очень четко регулирует процесс воспроизводства ее генофонда , обеспечивая оптимум открытости в этой сфере. Это осуществляется специальными обычаями, касающимися эндо- и экзогамии. Например, на каком-то этапе истории у того или иного народа оказывается доминирующей межобщинная экзогамия (брачность). Обычно О. представляет собой коллектив людей, занимающихся одним или несколькими видами хозяйственной деятельности, которые и определяют специфику организации О. Так, на Руси и в России традиционной была земледельческая О. Отношения самоуправления в О. носят потестарный (дополитический) характер и имеют элементы "первобытной демократии". Управленческие структуры непосредственно "вплетены" в основную массу общинников. Как правило, высшей инстанцией, принимающей управленческие решения, является собрание общинников, руководствующееся при принятии решений прежде всего обычаями и традициями. Формирование властных органов осуществляется либо выборным путем по принципу авторитетности, либо - особым порядком старшинства, при этом чаще всего органы власти носят коллегиальный характер (совет О., собрание старейшин и т. п.). Межличностные отношения в О., особенно на пике ее развития, характеризуются как отношения непосредственного коллективизма . Обобществление основных видов хозяйственной деятельности порождает в ряде случаев и обобществление некоторых сторон быта, причем степень такого обобществления определяется особенностями окружающей среды (включая в первую очередь природные условия ), спецификой культурных традиций. Так, в эскимосских и алеутских О., занимающихся морскими промыслами в суровых климатических условиях, обобществление всех сторон жизни достигает предельной степени. В любом случае отдельная личность в условиях общинных отношений поставлена в достаточно жесткие рамки общинной структуры, и ее самосознание проявляет себя прежде всего как осознание человеком себя именно как члена общинного коллектива. Кстати, наиболее суровым наказанием в отношении общинника является изгнание из О. О. - явление исторически изменчивое. Процессы ее становления, расцвета и разложения не совпадают, однако, с формационными этапами истории. Они определяются, скорее, особенностями этнокультурной среды, в которой функционируют О., и в некоторых случаях последние продолжают свое существование и в условиях, скажем, буржуазных общественных отношений (например, сельские О. в России XIX в.). Распад общинных отношений может осуществляться и путем принятия в отношении них специальных политических решений (отмена крепостного права). В. А. Алексеева

2. Община - в широком значении самые различные социальные и производственные объединения (городские коммуны, землячества, религиозные сообщества и т. п.), основанные на принципах самоуправления; в наиболее распространенном значении - форма организации сельскохозяйственного производства и крестьянской жизни, в основе к-рой лежит коллективное землепользование. Именно в этом последнем значении О. стала предметом рассмотрения рус. общественной мысли XIX - нач. XX в. Представители дворянской оппозиции, выступавшие за освобождение крестьян от крепостного права, выдвигали аргументы в пользу развития свободной О. Пестель в "Русской правде" предлагал использовать О. в процессе будущего преобразования России, чтобы избежать пагубных последствий частной собственности на землю. С нач. 40-х гг. XIX в. интерес к О. усилился, что было связано со славянофильством . О. рассматривалась славянофилами как единственное социальное учреждение, уцелевшее в рус. истории, где нравственность отдельного человека была неотъемлема от общественной нравственности. Жизнь в О., по мнению Киреевского, благотворно влияет на воспитание духовности человека. История существования О. в России связывалась Хомяков в Энциклопедическом словаре'>Хомяковым с особенностями православия и "народного духа" славян. Хотя нек-рые из славянофилов, напр. Кошелев, отрицали устойчивость О., считая, что через нее прошли мн. народы , но по мере исторического развития она разрушилась, тем не менее, социальный идеал славянофильства включал О. в качестве первичной ячейки будущего об-ва. Хомяков выделял в О. две осн. функции: производственную и административную, к-рые необходимо сохранить в полной мере и в будущем. При этом считалось, что " община промышленная есть и будет развитием общины земледельческой" (Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1914. Т. 3. С.467). Россия рассматривалась как "великая община", к-рая является действительным собственником всей земли. Анализируя жизнь О., Хомяков отмечал проявление в ней соборности, что нашло свое отражение , по его мнению, в характере рус. народа. При принятии решений на сходках крестьян все вопросы принимались единогласно, т. к. общие интересы всегда брали верх над частными. Рус. человек, в соответствии с учением славянофилов, отказываясь от части своих прав и своеволия, лишь возвышает себя. Наличие всякого большинства в процессе голосования означает насилие над др. частью людей - меньшинством, а это - предпосылка развития противоречий в об-ве. "В истории нашей Родины, - писал Хомяков, - идея единства общинного лежала всегда как основной камень всех общественных понятий; но долго происходила борьба мелких общин с идеей великой общины. Наконец, идея единства великой общины восторжествовала... Тогда обнаружилось, что единство , казавшееся следствием исторической случайности... было действительно делом русской земли" (Там же. М., 1900. Т. 1. С. 97). В 1849 г. к рассмотрению О. обратился Герцен в ст. "Россия". Значительное влияние на его воззрения оказал труд А. Гакстгаузена "Исследование внутренних отношений народной жизни и в особенности сельских учреждений России" (1847). Нем. исследователь аграрных вопросов много общался со славянофилами, к-рые сумели убедить его в ценности данной формы организации сельскохозяйственного производства, позволяющей избежать распространения пролетариата и возможных революционных потрясений. В нач. 50-х гг. Герцен создает свою концепцию общинного социализма , осн. черты к-рой во многом повторяли социальный идеал славянофилов. В то же время между этими концепциями существовали и серьезные различия. Герцен не связывал О. с особенностями православия. В О., по его мнению, свобода и гражданские права каждого отдельного человека не должны подавляться, в противном случае это было бы одним из главных препятствий в достижении социализма. Во 2-й пол. 50-х гг. полемика вокруг О. велась на страницах ряда журналов. Так, в журн. "Русский вестник" Чичерин утверждал, что рус. О. изначально ничем не отличалась от древн. германской марки, к-рая, пройдя несколько этапов своего развития, из родовой превратилась во владельческую, а затем в государственную и использовалась государством в фискальных целях. И. Д. Беляев в славянофильском органе "Русская беседа" писал, что родовая О. была у всех народов, однако в рус. истории ко времени прихода варягов она была договорной. Народный дух укреплял рус. О. настолько, что с ней вынуждены были считаться все государственные и местные органы власти. Чернышевский рассматривал существующую О. лишь как основу для ее будущего развития. На примере жизни крестьян Самарской губернии он сделал вывод , что необходима совместная работа всех тружеников, при к-рой будет распределяться не земля, а продукты труда. Подобное переустройство О., по его мнению, осуществимо лишь в будущем. Чернышевский выделял 3 этапа становления О.: общинное владение без общинного производства, общинное владение с общинным производством , общинное владение с общинным производством и общинным распределением. В ст. " Критика философских предубеждений против общинного землевладения" (1859) Чернышевский показал возможность использовать принципы О. на более высоком этапе человеческой истории, минуя ее определенные промежуточные фазы . После проведения реформы 1861 г. Чернышевский менее оптимистично рассматривал перспективы развития рус. О., существование к-рой свидетельствовало о наличии патриархальных отношений в об-ве. Передовые народы приближались к социализму, по мнению Чернышевского, независимо от России, им нечего заимствовать от ее сельской О. Дальнейшее развитие народнической идеологии по отношению к рус. О. имело свои особенности. М. А. Бакунин и Кропоткин стремились использовать О. как ячейку нового об-ва в будущем союзе самоуправляющихся О., где не будет государства. Мн. народники считали, что разложение О., к-рое происходило после проведения аграрной реформы, может иметь самые губительные последствия для будущего России. Во 2-й пол. -XIX в. начинается период активного изучения внутренних процессов, происходящих в О., на основе результатов различных экономических, исторических, социальных исследований с использованием многочисленных статистических данных. В 1900 г. выходит труд К.Р. Качоровского "Русская община" (т. 1). Осн. вопрос, к-рый волновал общественное мнение в то время, относился к возможности сохранить О., целесообразности ее дальнейшего функционирования и развития. Народничество переживало все больший кризис, к-рый был связан и с кризисом рус. О. Ленин считал, что О. в кон. XIX - нач. XX в. оставалась "средневековой", "архаической", "полукрепостнической". Однако развитие капиталистических отношений и расслоение крестьян все больше подрывали ее. Значительные изменения в судьбе рус. О. произошли в процессе аграрных преобразований, проведенных П. А. Столыпиным, во многом направленных на ее разрушение. Однако после революционных потрясений 1917 г. О. еще раз показала свою жизнеспособность. Большой вклад в изучение О. внесли А. В. Чаянов, Кондратьев, И. П. Макаров, рассматривавшие ее как особый потребительски-трудовой хозяйственный тип. В советскую эпоху О. сохранила нек-рые свои элементы (коллективное хозяйство, традиции равенства, самоуправления, соседской взаимопомощи). В настоящее время , когда сельскохозяйственное производство, основанное на коллективных началах , переживает кризис, обострился спор о перспективах их сохранения и развития. Вопрос о будущем рус. деревни, к-рая несет в себе традиции О., по-прежнему актуален.

3. Община – — осн. экономическая ячейка первобытнообщинного строя, представлявшая собой замкнутое образование , покоившееся на общественной собственности на средства производства , на коллективном труде с естественной формой его разделения между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и на совместном распределении и потреблении произведенного продукта. Развитие О. характеризовалось усложнением и увеличением видов постоянно выполняемой членами О. трудовой деятельности и усилением взаимосвязи этих видов (особенно при переходе в неолите к земледелию и скотоводству), возрастанием экономической самостоятельности входивших в О. семей. Хозяйственная, семейная, религиозно-обрядовая жизнь общин обычно определялась консолидацией группы кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Поэтому наиболее распространенной формой первобытной О. была родовая О. В силу экзогамности брака часть кровнородственного ядра родовой О. была временной и при вступлении в брак покидала ее (мужчины при матрилокальном браке, женщины при патрилокальном). Постоянная же часть ядра О. находила себе брачных партнеров в др. роде. На основе уз родства и брачных связей развиваются межобщинные связи в различных сферах материальной и духовной жизни, служащие основой родового об-ва, порождающие племенную организацию. С появлением металлических орудий, общественного разделения труда и постоянной торговли между О. последние стали дифференцироваться как между собой — на богатые, знатные и бедные, подчиненные, так и внутри — на семьи имущие и неимущие, эксплуатируемые, превращаясь постепенно в сельскую общину.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Община» в других словарях:

Община

- Народнический журнал, 1870, Лондон, 1 номер. Редакторы - С.Г. Нечаев, В. И. Серебренников.2) Народнический журнал, издание редакци... и еще 1 определение
Энциклопедический словарь

Община

- Форма экономического объединения людей, отличающаяся общим владением средствами производства..
Бизнес словарь

Община

- Общество N3 организация. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Община

- В широком смысле - естественно сложившееся надсемейное объединение людей, характеризующееся общностью интересов, иногда общность... и еще 8 определений
Исторический словарь

Община

- - англ. commune/community; нем. Gemeinschaft. 1. Форма  соц. организации, возникшая на основе родственных связей, характери... и еще 4 определения
Социологический словарь

Община

- - естественная форма существования людей, связанных органическими узами. Противостоит обществу , в котором вместо органических с... и еще 1 определение
Политический словарь

община

- ОБЩ'ИНА и ( ·редк. ) ОБЩИНА, общины, ·жен. ( ·книж. ). 1. Самоуправляющаяся организация жителей какой-нибудь террит...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: