1. Сакрализация – (от лат. sacer - священный) - 1) вовлечение в сферу религ. санкционирования обществ., групп, и индивид , сознания, деятельности и поведения людей, соц. отношений и институтов. Тенденция к С. особенно характерна для докапиталистич. обществ.-экономич. формаций; 2) наделение материальных предметов, персон, действий, речевых формул, норм поведения и пр. магич . свойствами и возведение их в ранг сакральных, священных, святых. С. могла происходить стихийно, традиционно; в ряде конфессий разрабатывались спец. процедуры освящения. Св. предметы , персоны, действия, тексты , речевые формулы и пр. могут подвергаться десакрализации. Напр., протестантизм изъял из культовой практики предание , иконы, святых, мощи , таинства и др.
2. Сакрализация - в различных религиях освящение чего-либо, посвящение религиозным целям, придание статуса священного. Были ритуалы сакрализации мест предстоящего строительства и поселения, определенных видов хозяйственной деятельности и событий жизненного пути. Без сакрализации был невозможен образ жизни древнего человека . В христианстве: "мир освящен в той степени, в какой он не просто мир, но в той, что он принят в универсум Воплощения; и он осужден в той степени, в какой замыкается в самом себе, в той степени, по словам Клоделя, в какой он замыкается в своем существенном различии и остается просто миром, отделенным от универсума Воплощения" (Ж.Маритен).
3. Сакрализация – (от лат. sacro — освящать, объявлять священным) — превращение в священное , наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира, а также мысленных образов, сценариев, невербальных символов, действий, слов и т.д., обеспечившее формирование у первобытных популяций рудиментных, древнейших форм осознанного миропонимания. Истоки С. коренятся в вере в сверхъестественное . По-видимому, с первым примитивным культом неандертальцев (культом черепа) зародились и какие-то рудименты «социального сознания» и культуры. Обнаруженные археологами некоторые существенные различия, появившиеся в материальной культуре верхнего плейстоцена (приблизительно 100 тыс. лет назад), указывают на формирование первых примитивных культов, положивших начало дивергенции и разнообразию духовной культуры первобытных популяций. Благодаря возникшей вере в существование каких-то высших сил и начал, от содействия которых зависят жизнь и благополучие человека , у первобытных людей постепенно сформировалась внутренняя психофизиологическая потребность наполнить новым сакральным смыслом свои осознаваемые восприятия, мысли, воспоминания, сновидения и т.п., а кроме того, и неотделимые от них (в силу магии образа ) действия, объекты и события . Эмоционально наиболее значимые образы и сценарии превратились в сакральные архетипы , которые осознавались архаическим мышлением как «первичная», подлинная реальность , выступающая источником сакральных смыслов для других осознаваемых результатов обработки когнитивной информации. В силу когнитивных особенностей этого мышления распознавание («узнавание») образов предполагает их соотнесение с прототипом, а понимание ( смысл ) любого конкретного случая ( предмета , события, места и т.д.) определяется тем, насколько этот случай соответствует уже имеющемуся прото-типному образцу. Поэтому если прототип ( образец ) несет какую-то сакральную смысловую нагрузку, то благодаря его «первичности» в структуре архаического мышления и сознания происходит автоматическое наделение сакральным смыслом всего комплекса ассоциированных с ним (тождественных, подобных, противоположных, включенных в него в качестве элемента целого и т.д.) образов и сценариев. Трансляция сакральных смыслов здесь не ограничивалась лишь ассоциациями мысленных образов. Имитация сакральных сценариев с помощью ритуала , отождествление магических изображений, символов (а позднее и слов) с оригиналами и т.п. — все это позволило архаическому мышлению, используя в той или иной степени манипулирование знаково-символической информацией, значительно расширить свои оперативные возможности переносить сакральные смыслы на объекты окружающей среды и формировать универсальную модель религиозного миропонимания. До появления письменности С. оставалась единственным средством закрепления в коллективной памяти важной для выживания людей культурной информации. Она обеспечила дополнительный эмоциональный стимул развитию культуры, наделив священным смыслом действия, мысленные образы, символы и слова людей, способствовала передаче и усвоению адаптивно ценных знаний и тем самым значительно ускорила когнитивную и культурную эволюцию человечества. И. П. Меркулов