Skip navigation

Что такое Добродетель? Значение слова dobrodetel, философский словарь

Значение слова «Добродетель» в Философском словаре. Что такое добродетель? Узнайте, что означает слово dobrodetel - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Добродетель

1. Добродетель - свойство характера , одобряемое с моральной т. зр.; означает направленность разума и воли на нраветв. образ действия. Д. противоположна пороку . В античной философии осн. добродетелью считалась мудрость , разумность. Платон считал 4 Д. основными («кардинальными»): мудрость, мужество , справедливость и умеренность . Д. и счастье считались совпадающими понятиями, поскольку одинаково означали жизнь , согласную с разумом и природой. Христианство принизило роль разума и противопоставило античным 3 «теологич. Д.»: веру, надежду и любовь . Д. в религ. понимании - средство быть угодным богу, путь личного спасения. Однако и верующие люди , совершая добрые поступки, делают это не ради расположения бога, а руководствуясь земными мотивами, стремлением к тому, чтобы жизнь стала лучше, а сам человек совершеннее. С т. зр. науч. атеизма Д. хотя и не гарантирует счастья, тем не менее она его необходимое условие .

2. Добродетель – (греч. arete , лат. virtus) - способность человека совершать добро , устойчивое и постоянное качество его душевной жизни. Спонтанно совершать добро могут многие люди , добродетельные же отличаются тем, что они совершают добро постоянно - в любых жизненных обстоятельствах, в том числе и опасных для себя , и независимо от внутреннего самочувствия, от подъема или спада душевной энергии. Переход от жизни импульсивно мотивированной к жизни добродетельной описывается по-разному: 1) чаще всего как результат воспитания и самовоспитания; 2) у Сократа и стоиков как "второе рождение" с помощью философии; 3) в христианстве как результат благодати, помогающей неустойчивой воле человека последовательно совершать добро. Основные добродетели в древнегреческой философии: мудрость (свойственная философски зрелому разуму ), благоразумие (практический ум), мужество , сдержанность и справедливость . Помимо названных и ряда других близких к ним добродетелей (честность, доблесть, рассудительность и пр.) Фома Аквинский вводит т.н. " богословские добродетели ", имеющие благодатный характер , - веру, надежду и любовь . Иногда к последним добавляют благодатную мудрость.

3. Добродетельустремленность воли и разума к добру, почитание добра нравственным благом . Добродетель противоположна порочности и определяет постоянный нравственный образ действия человека . Содержание понятия добродетели менялось в истории весьма существенно. Древние признавали четыре основные кардинальные добродетели : мудрость , мужество , справедливость м умеренность , причем, однако, учили, что по существу добродетель одна и имеет лишь различные обнаружения. В евразийской философии в качестве основных добродетелей признаются четыре высших человеческих совершенства: мудрость в душе, крепкое здоровье на всех уровнях, гармония в человеке между стремлениями к материальному и духовному богатству, полнота жизненного счастья.

4. Добродетель – (греч. arete , лат. virtus, нем. Tugend, англ, virtue) — деятельное добро , делание добра; фундаментальное моральное понятие , характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Д. является одной из двух основных форм объективации морали наряду с принципами, нормами; в отличие от последних, фиксирующих надличностную и общезначимую сущность морали, Д. выражает индивидуализированность и произвольность морали. Ее можно определить какявлен-ность морали в индивиде , мораль , ставшую мотивацией поведения. Для понятия Д. существенными являются следующие признаки . Она 1) всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью , которая никогда не может быть низведена до Уровень в Энциклопедическом словаре'>уровня средства и совпадает с человеческим совершенством ; 2) сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями), практикуется ради самой себя; 3) возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса , темперамента , “души”) человека ; 4) представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, соотнесенных с практикуемыми в обществе образцами поведения; 5) выступает как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; 6) деятельно противостоит пороку . Среди конкретных теорий Д. наиболее значительными, обозначающими важнейшие исторические вехи в ее понимании являются теории Аристотеля и И. Канта. Аристотель связывает Д. со счастьем , видя в ней и путь к счастью и существенную часть самого счастья. Понимая Д. как наилучшее, Совершенный в Словаре Ожегова'>совершенное состояние души, Аристотель видит это состояние в том, что неразумно-аффективная часть души слушается указаний ее разумной части подобно тому, как ребенок слушается указаний отца. Результатом является обладание Середина в Этимологическом словаре Фасмера'>серединой: “Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает”. Д. и пороки различаются не предметом, а способом, каким осуществляется то или иное дело; грани между ними являются подвижными. Середина — не арифметическая формула, а совершенный и каждый раз конкретный выбор , зависящий и от того, кто выбирает, и от частных обстоятельств выбора: “Установленных правил нет в поступках и действиях”. Добродетельные умения (привычки) человека соотнесены с привычными формами полисной жизни, которая также представляет собой воплощенный, предметно развернутый разум . Добродетельный индивид оказывается основной несущей конструкцией полисной морали. Кант развивает свое учение о Д. в прямой полемике с Аристотелем и его традицией. Для его позиции суще- ственны следующие моменты : Д. сопрягается с такой целью, которая сама по себе есть долг ; она выводится из чистых основоположений и вовсе не является навыком, привычкой к добрым делам; Д. нельзя определять как середину, различие между ней и пороком имеет качественную природу. Кант разрывает связь Д. со счастьем и подчиняет ее долгу. Аристотель и Кант своими подходами к Д. обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной) личности. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям античности и Средневековья, в значительной мере имевшим форму личных связей. Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется прежде всего в метафизику нравов. За таким взглядом стоял исторический сдвиг, в ходе которого общественные отношения приобретали безличный, вещный характер, а нравственность из области личностных добродетелей перемещалась в область нормативных систем (прежде всего права). От Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей: мудрость (рассудительность), справедливость , мужество , умеренность . Рассудительность — свойство ума, разумной части души (дианоэтическая Д., по классификации Аристотеля) и имеет отношение ко всем др. Д. ( стоики считали ее единственной Д.). Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество — воинская Д., способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям. Аристотель расширил каталог Д., добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием), честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие, любезность и правдивость . В патристической и схоластической этике ряд Д. был дополнен теологическими (богословскими) Д. веры, надежды и любви, заимствованными у ап. Павла (1 Кор. 13: 13). В Новое время произошли изменения, в контексте которых традиционный каталог Д. был, с одной стороны, расширен, а с другой — смещен из центра на периферию нравственной жизни; сформировалась Д. терпимости (толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям др. верований и убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим на уровень общественно значимых Д. были подняты такие качества, как труд , бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение Д. и общезначимых норм в пользу последних. А.А. Гусейнов

5. Добродетель - понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, класса , об-ва), указывая на их моральную ценность . Вместе с тем понятие Д. подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродеять - делать добро ) в противоположность простому знанию принципов, к-рое не делает человека добродетельным. Противоположностью Д. является понятие порока . Понятие Д подчеркивает роль Отдельный в Словаре Ожегова'>отдельного человека как активного носителя той или иной нравственности. Поэтому представление о Д. играло особенно важную роль в моральном сознании античного и феодального об-ва, когда, с одной стороны, выделившаяся из первобытного коллектива личность смогла стать олицетворением общественной морали, а с др. стороны, еще широко распространено было убеждение , что моральные качества коренятся в естественных склонностях человека (хотя и могут быть благоприобретенными), обусловлены личной психикой людей. Понимание содержания Д. исторически менялось в соответствии с социальными потребностями об-ва и его господствующего класса. В Древн. Греции представление о Д. связывалось прежде всего с такими нравственными качествами, как мужество , умеренность , мудрость , и венчающей их Д. справедливости, что нашло выражение в учении Платона . Уже Аристотель подчеркивал, что Д. имеет не врожденный характер , а приобретается человеком в процессе упражнения. Христианская этика в эпоху средневековья выдвинула три осн. Д. - веру, надежду и любовь . В них вкладывалось, прежде всего, религиозное содержание ( вера в бога, надежда на его милость и любовь к богу). Всем этим Д. придавался аскетический характер ( Аскетизм ) отказа от мирских благ и земных радостей в пользу загробной жизни. Понятие Д. широко продолжали использовать теоретики эпох Возрождения и буржуазного Просвещения. Но они связывали это понятие, в противоположность христианскому учению, с земными интересами и счастьем человека. Марксистская этика исходит из того, что причиной появления представлений о Д, является не отдельный человек, взятый сам по себе, а об-во. И хотя сознательная волевая активность человека играет большую роль, гл. фактором в сохранении, поддержании и изменении нравов является конкретно-исторический строй общественных отношений. возникающий и развивающийся по объективным законам. Поэтому моральные качества человека, поведения людей объясняются не только личными особенностями каждого, но и объективными законами каждой общественно экономической формации. Не случайно в социалистическом об-ве понятие Д. утрачивает первостепенное значение , а часто даже приобретает иронический оттенок , поскольку оно связывается с ханжеской религиозной моралью . Центр тяжести переносится на более сложные формы морального сознания - принципы и нравственный идеал .

6. Добродетель - постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро , в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью . Платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней; он различал четыре кардинальные добродетели . Согласно Аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями: сдержанность - между необузданностью и бесчувственностью; храбрость - между безрассудной смелостью и трусливостью; справедливость - между неправыми делами и несправедливыми страданиями; щедрость - между скупостью и расточительством; кротость - между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу. Подобным же образом он определяет и честолюбие, благородство, участие, стыдливость. Для стоиков добродетелью является жизнь в соответствии с разумом и природой. Для Эпикура добродетель - верное понимание условий истинной радости. Меланхтон видел добродетель в стремлении к согласованию желания с правильным знанием . Систему добродетелей разработал Гейлинкс. По определению Канта, "добродетель есть моральная твердость в следовании своему долгу , которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления". Для Гёте добродетель - "истинно подходящее в каждом положении". В согласии с католич. пониманием сверхприродного христ. добродетелями являются вера , надежда , любовь (см. также Шлейермахер, Этика ).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Добродетель» в других словарях:

Добродетель

- Положительное нравственное качество, высокая нравственность.
Словарь Ожегова

Добродетель

- -доброе свойство души человека, деятельное стремление к добру, удаление от зла..
Исторический словарь

добродетель

- ДОБРОД'ЕТЕЛЬ , добродетели, ·жен. ( ·книж. ). Положительное нравственное качество человека. "Украшают тебя добродетели,...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: