Skip navigation

Что такое Единство? Значение слова edinstvo, философский словарь

Значение слова «Единство» в Философском словаре. Что такое единство? Узнайте, что означает слово edinstvo - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Единство

Единство – (греч. monos, лат. imitas) - момент взаимного притяжения многих "одних" в процессе их взаимодействия и полагания в более сложное "одно". Между А, В, С... N, стягиваемыми в "одно", есть также момент взаимного отталкивания, разъединения - охраняя свою самобытность , каждое "одно" ограничивает проникновение в себя иного и имеет тенденцию держаться обособленно. Если в "едином-сплошном" (греч. en) не различают ни компонентов, ни структуры, то большинство Разновидность в Словаре Ожегова'>разновидностей Е. (за исключением тождества различных в эмердженте ) мыслят как неслиянность и разделенность притягивающихся "одних". Т. о., основной смысл Е. не в предельно широком контексте "связи" (безличной или личностной, безразличной и нивелирующей или насильственно удерживающей борющиеся противоположности), а в контексте более узкого понятия "притяжение" ("союз", "взимопомощь", "содружество", " любовь " и т. п.). Следует также отличать Е. от близкого ему по смыслу понятия "целое", поскольку, во-первых, соприкосновение А, В, С... N внутри их Е. может не иметь того глубокого, существенного и органичного характера , который обычно присущ связям частей внутри целого, а во-вторых, части солидированы в целое не только через их Е., но и через их "борьбу". Простейший случай - единство А и В; его графическая модель - круг , разделенный вертикальным диаметром. Граница между сопряженными полусферами А и В одновременно соединяет и разъединяет половинки и является "третьим" в этом графике. Данное "третье" - посредник между А и В, но он не есть " вещь ", а, скорее, есть пустота и центр аттракции противоположностей. Устремленность обоих "одних" к центру - условие взаимопроникновения и взаимного изменения А и В, в результате чего характер их Е. меняется, углубляется. Тогда логично подразделять Е. на следующие виды: а) внешнее и внутреннее , б) статическое и динамическое, в) временное и вечное, преходящее и нерушимое, г) неслиянное и доходящее до снятия всех "одних" в эмердженте (новом качестве). Особый интерес представляет соотношение понятий "единство противоположностей" и " тождество противоположностей". Второе понятие - предельная разновидность первого: рефлексия (взаимоотражение) А и В подчас ведет к такому радикальному преображению, слиянию и растворению их друг в друге, что А и В диалектически отрицаются и виртуально сохраняются в возникающей из их Е. новой вещи (качестве). Вначале это "третье" было "пустотой", неопределенностью, экстенсивным единством А и В; в этой "пустоте" оканчивалось А и начиналось В и наоборот; затем развивающаяся в ней возможность отождествления противоположностей иногда способна осуществиться на новой субстратной основе в виде эмерджента - тогда тождество А и В есть особая и новая вещь. В учение о Е. противоположностей последовательно вносили важный вклад Гераклит, Платон , философия брахманизма , эллинизма , неоплатонизма , христианское богословие , средневековая мистика , Н. Кузанский, Гегель , Бергсон, русские философы -антиномисты и диалектики . Поскольку Е. обычно понимают не как одинаковость, но именно как притяжение различных, то главная проблема - почему различия и противоположности сходятся? Вычленяя на основе логики Всеобщий в Словаре Ожегова'>всеобщего, особенного и единичного три уровня Е. (Е. мира, Е. внутри одной из основных форм духа или материи и Е единичных), философы предпочитают обсуждать эту проблему в отношении мира в целом. Чаще без особых пояснений ссылаются на всеобщий закон тяготения. Религиозные мыслители объясняют Е. универсума действием Бога-Вседержителя - эти действия основаны на любви и красоте как равновесии и гармонии различий; конечное сохраняется только через его способность переходить в противоположность , в бесконечное Идеалисты объясняют Е. мира эманацией идеи Е. и действием мировой души Материалисты выводят Е. мира из его материальности. Субъективные идеалисты отстаивают тезис , что Е. - исключительно упорядочивающая сила человеческого сознания. Мир обновляется через контакт различных; в своем Е. различные "одни" дополняют друг друга и вырастают до частей целого. Д. В. Пивоваров

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Единство» в других словарях:

Единство

- Группа меньшевиков-оборонцев. Возникла в 1914, оформилась вмарте 1917. Поддерживала Временное правительство в проведении войны "до...
Энциклопедический словарь

Единство

- Неразрывность, взаимная связи. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Единство

- Сплоченностьспаянностьслитность.
Словарь синонимов

Единство

- - газета, начавшая выходить в 1917 г. " Единство " было литературным органом с.-д. группы того же названия. Руководители этой гр... и еще 1 определение
Исторический словарь

единство

- ЕД'ИНСТВО , единства, ср. 1. ·отвлеч. сущ. к единый . Единство плана. Единство кассы. Единство места, единство в...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: