Skip navigation

Что такое Бытие? Значение слова bitie, философский словарь

Значение слова «Бытие» в Философском словаре. Что такое бытие? Узнайте, что означает слово bitie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Бытие

1. Бытие - категория , фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. Онтология ); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть - в мифологиях , религиях , в натурфилософии первых философов. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинногоотличие от кажимого) Б. и его осмысление (или - участие в нем). Наукообразная философия идет по пути определения понятия Б. и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы Б. как объективного существования. В наибольшей мере концентрировал различные аспекты понятия Б. Парменид . Он выделяет основные характеристики Б. - целостность , истинность, благость и красоту - и манифестирует единство мысли и Б. (и - не-мысли и небытия). Разделение (точнее, удвоение) мира у Платона на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий) является началом европейской метафизики и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием ) Б. Классифицирующий анализ Б. у Аристотелячастности, он выделяет уровни - возможное и действительное Б.) по сию пору служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья Б. рассматривается с религиозных позиций: истинное Б. - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривает Б. как природу, с одной стороны - самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия Б. - теперь оно воспринимается как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре начинает восприниматься как философская иллюзия . В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Б. с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Б. в философии 20 в. связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения Б. (отличного от существования) - о поэтическом мышлении. Б. - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Современная философия видит в абсолютизации понятия Б. одну из причин "смерти философии" в современной культуре и акцентирует внимание на альтернативах - понятиях Ничто, Различания, Критики. (См. также Виртуальная реальность , Событие , Событийность , Differance , След , Складка , Складывание , Онтология.)

2. Бытие – — название первой книги Ветхого завета в рус. переводе Библии; в евр. оригинале она названа по первому слову текста «Берешит» («В начале»), в переводах на новые языки - « Генезис » («Происхождение»). Первые главы содержат мифологич. историю сотворения мира и человека , грехопадения первых людей и изгнания их из рая, размножения потомков Адама и Евы, всемирн. потопа , строительства вавилон. башни. Затем идут жизнеописания праотцев Авраама , Исаака и Иакова. Особо существенны в этой части книги: «обетование», данное богом Аврааму, а затем Исааку, «умножить их семя» и сделать их потомство своим избранным народом; повествования о продаже Иосифа в егип. рабство , о поселении евреев в Египте. Синагогой и церковью книга Б. приписывается Моисею, как и остальные книги Пятикнижия. На самом деле текст книги Б. восходит к 3 источникам Пятикнижия: Яхвисту , Элохисту и Жреч. кодексу. Наиболее др. фрагменты ее относятся к 9 в. до н. э.

3. Бытие - 1) все, о чем можно сказать, что оно "есть" или что оно "не есть ничто "; общее свойство всех вещей - их " способность быть", к какому бы роду вещей они ни принадлежали. Признание бытия чего-либо является необходимой априорной предпосылкой всякого познания вещей, их сравнения между собой и пр. 2) Высшее бытие рассматривается как ничем не ограниченное и абсолютно совершенное, по отношению к которому вторично любое конечное бытие. Последнее укоренено в Высшем или же устремлено к Нему в становлении или восхождении. В бытии земного мира нередко видят сопричастность Бытию высшему, что и выразилось, напр., у свящ. П.Флоренского в формуле "Бытие есть космос и символ ". О символизме и о метафизике как прочтении символики здешнего бытия писал также и К.Ясперс. 3) Нередки, однако, рассуждения философов о Бытии как таковом, "ничьем" Бытии, не принадлежащем ни Богу, ни миру вещей. Любое конкретное конечное бытие предстает в таком подходе находящимся между "бездной небытия" внизу и абсолютной полнотой Бытия вверху: связь с Бытием спасает от исчезновения в бездне небытия. 4) Интерес многих экзистенциалистов к Бытию понятен из слов Г.Марселя: "Бытие - это то, что не может обмануть надежд, бытие есть, когда увенчано наше ожидание"; бытие - сакрально, и нужно стоять на его страже, "бытие - священная реальность ". Н.Бердяев возражал: "Бытие не есть первореальность, перво- жизнь или перво-existence, оно уже есть продукт рационализирующего и объективирующего познания, есть порождение мысли". Иначе говоря, жизнь Духа первична по отношению к бытию. 5) В христианской мысли истоком бытия мира является творческий замысел Божий, свободно осуществляемый Его любовью и охватывающий все существующее, которому дарована возможность идти свободно по путям самостоятельного бытия. (См. также: СУЩЕЕ ).

4. Бытие - одна из главных тем (и проблем) философии, представленная в постоянных попытках дать понятие о всеобщем процессе , объемлющем человеческое существование , выразить взаимосвязь различных форм мироздания. В обычном употреблении принятия о Б. частично совпадают с понятиями универсума , космоса , вселенной, природы, жизни. В попытках определения Б. скрывается и обнаруживается парадоксальность понятия о Б.: оно ориентировано на предельно общие характеристики существующего, но постигается через размерности сущего, его структуры и воспроизводимость. Вместе с тем Б. как обобщение так или иначе указывает на связь , порядок или иерархию различных видов, процессов, вещей, событий и т. Д.; возникает проблема сопоставления Б и отдельных его аспектов, разновидностей, форм. Б. рассматривается как единство и многообразие (Б. и субстанция ), как устойчивость и изменчивость (Б. и становление ), как прерывность и непрерывность (Б. и процесс). Определение отдельных аспектов Б. ведет к закреплению их характеристик за определенными категориями; собственно, проработка философских категорий в значительной мере определена именно задачей понимания Б., созданием и совершенствованием инструментов такого понимания. Философия, отправляясь от предельно абстрактных трактовок Б., движется к более конкретным представлениям о нем, пытается связать их с разными формами человеческого опыта , с качествами и свойствами самого человека . Поскольку представления о человеке и его существовании в мире долгое время носят тоже весьма общий характер , отношение человека к Б. и Б. самого человека определяются абстрактными категориями, и проблематика человеческого Б. по сути, "замыкается" связыванием философских категорий. Особое место в трактовках Б. занимает сопоставление Б. и сознания. Философская разработка этой темы идет наиболее интенсивно начиная с эпохи Возрождения, когда в связи с развитием промышленности, техники и науки философия начинает довольно жестко противопоставлять познающего и сознающего субъекта и объекты его познания и сознания. В более широком смысле происходит сдвиг в структурах человеческой деятельности, указывающий на возможности человека осваивать все новые природные пространства и процессы, подчеркивающий различия искусственных устройств, создаваемых человеком, и естественных объектов, в которых ему представлено Б. Сознание человека, т. о., как бы отделяется от связей Б. и противопоставляется им как качество суверенного субъекта. В этом качестве оно рассматривается либо как отражение (как "вторичное"), либо как творческая сила (как "первичное"), но в любом случае как нечто взаимодействующее с Б. через познание и деятельность человека. Познавательная, гносеологическая трактовка сознания становится доминирующей; место, значение , роль сознания в структурах Б., в связях человеческого Б. остается неопределенной и непонятной. Тезис о зависимости сознания от Б., об "отражении" сознанием Б. проблемы не проясняет, поскольку указывает на "удвоение" Б. в сознании, а не на Б. сознания, не раскрывает сути сознания как связи и формы Б. Противопоставление Б. и сознания имеет смысл в рамках теории познания, в границах познавательных процедур сопоставления образа и прообраза, мысли и объекта, модели и реальной системы. За пределами специализированной познавательной деятельности оно утрачивает свое значение. Попытки строить концепции Б. (онтологии), исходя из гносеологического противопоставления Б. и сознания, порождают противоречия и парадоксы ; сознание, ставшее познавательной или логической абстракцией, оторванное от Б., от Б. человека прежде всего, будучи "включенным" в Б., не укладывается в размерности его конкретных видов, форм, в структуры человеческой деятельности. Собственно онтологическая трактовка сознания предполагает постановку вопросов о необходимости и возможности сознания в процессе Б., о дистанцировании субъекта и объекта познания как формы обнаружения Б., о мысли как "мышлении бытия" (Хайдеггер). Вопрос о бытийности сознания указывает фактически на проблематику включения человеческого Б. в общефилософскую трактовку Б., об определении роли и значения этой проблематики в общих онтологических представлениях. В различных философских направлениях эта проблематика варьируется от определения общей судьбы человека до построения конкретных онтологии, типологий и моделей социальности, выявляющих временные, пространственные и организационные параметры человеческого Б., его связей с миром. Так, философия экзистенциализма акцентирует внимание на существовании как особой сфере соотнесенности человека и его опыта с Б. Философия русского космизма выявляет возможности взаимодействия человека с космической и биологической эволюцией. В конце XX столетия формируется устойчивая ориентация различных философских направлений на рассмотрение Б. как полисистемного процесса, на преобразование философских и научных средств для формирования соответствующих методологий и мировоззрения (см. " Онтология ", " Онтология социальная ", "Процесс"). В. Е. Кемеров

5. Бытие - двуединство окружающего человека мира и самого человека в этом мире [наше определение ]. Для каждого человека имеется одно свое бытие . По [2] Бытие - философское понятие , обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю... Рассматривая материальность мира и его бытие как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о бытии как существующем до материи или независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести бытие из акта сознания...Признавая бытие первичным, а сознание вторичным, диалектический материализм тем не менее трактует сознание не только как пассивное отражение , но и как активную силу, оказывающую воздействие на бытие. В размышлениях [2] несомненный и поучительный интерес представляет сам факт противопоставления сознания и бытия, фактически предполагающий существование Бога. Какое сознание имеется ввиду: человека, человечества, сознание, существующее независимо от человека, или еще что-то? Можем ли мы включить понятие Бога в определение Материи? Например, материя - это триединый Бог, весь Мир и Сознание? Ассоциативный блок. "Без человека нет Вселенной!" - ТАК УЖ ОКАЗАЛОСЬ.

6. Бытиекатегория философии, с помощью которой определяется нечто, что есть сущее как таковое. Атрибутом бытия обладает человеческая жизнь , а также вся действительность – как материальная, так и духовная.

7. Бытие - независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы; философская категория , обозначающая объективную реальность ( материя , природа ), существующую независимо от сознания человека ; несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: неорганическая и органическая природа - биосфера ; общественное бытие , объективно- идеальное бытие - ноосфера ( ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного и другого позитивного знания); бытие личности, совокупность материальных и духовных условий жизни общества; жизнь , существование.

8. Бытие - категория , фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. Онтология ); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть - в мифологиях , религиях , в натурфилософии первых философов. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинногоотличие от кажимого) Б. и его осмысление (или - участие в нем). Наукообразная философия идет по пути определения понятия Б. и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы Б. как объективного существования. В наибольшей мере концентрировал различные аспекты понятия Б. Парменид . Он выделяет основные характеристики Б. - целостность , истинность, благость и красоту - и манифестирует единство мысли и Б. (и - немысли и небытия). Разделение (точнее - удвоение) мира у Платона на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий) является началом европейской метафизики и на ее закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием ) Б. Классифицирующий анализ Б. у Аристотелячастности, он выделяет уровни - возможное и действительное Б.) по сию пору служит примером для всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья Б. рассматривается с религиозных позиций: истинное Б. - Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривает Б. как природу, с одной стороны - самостоятельную (все существующее - творение природы), с другой - нуждающуюся в человеке как творце и хозяине. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир (как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия Б. - теперь оно воспринимается как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре начинает восприниматься как философская иллюзия . В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Б. с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Б. в философии двадцатого века связана с именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения Б. (отличного от существования) - о поэтическом мышлении. Б. - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Современная философия видит в абсолютизации понятия Б. одну из причин "смерти философии" в современной культуре и акцентирует внимание на альтернативах - понятиях Ничто, Различания, Критики. Д.В. Майборода

9. Бытие - единство объективной и субъективной реальностей.

10. Бытие - философская категория , обозначающая прежде всего существование , бытие в мире, данное бытие (напр., в предложении: "Я есть"). При этом, в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное - сущностью . Реальное бытие - то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность ; оно имеет пространственно-временной характер , оно индивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи ) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности , идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нем истинное , собственно "реальное" бытие. От бытия во всеобщем смысле ( наличное бытие ) отличают определенное бытие . В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. В противоположность "видимости", которая часто понимается как "производное" от бытия, бытие считается истинным. Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое , вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление . Для метафизиков "истинное" бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе. Бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием , т.е. наиболее широким по своему объему (т. к. оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким др. признаком, кроме признака "существования"; 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь , всеединство , и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны. В теологическом мышлении Бог является вечным творцом этого бытия (см. Творение ), в метафизически-идеалистическом мышлении бытием объявляется дух, в материалистическом - материя , в энергетическом - энергия . Согласно Современный в Словаре Ожегова'>современной онтологии, бытие - это идентичное во всем многообразии сущего. В др. понимании бытие (согласно формуле Аристотеля: to on ha on) и есть " сущее , поскольку оно является сущим", или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы . Различают два способа бытия - реальность и идеальность , а в них три вида ( модуса ) бытия - возможность , действительность и необходимость . Говорят также и о "слоях бытия" (см. Учение о слоях ). "Бытие - это последнее, о чем еще допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним уже ничто не стоит" (N.Hartmann, Zur Grundlegung der Ontologie, 1941). Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему "погружаться", - благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием (см. Экзистенциализм , Фундаментальная онтология ). Бытие - "просека", которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, " смысл бытия ". Подобный смысл может проявляться только в "наличности" человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям (см. Настроение ). Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как "просеку" всего сущего. "Как же быть, если отсутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и невнимательное отношение к этому отсутствию все более определяют современный мир? Как быть, если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти расстается с мыслью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на саму эту заброшенность пытается тут же набросить флер? Что делать, если все служит знаком того, что в будущем еще более решительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнимательным к ней отношением?" (M. Heidegger, Was ist Metaphysik, 1949). У Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе , как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Бытие впервые становится метафизической проблемой только там и тогда, где в разговоре употребляется связка (вспомогательное слово ) "есть". В древних языках связки могло и не быть, а такое выражение (см. Предложение ), как "hie leo" ("здесь лев"), было вполне понятно, заменяя выражение "здесь есть лев" (подобные случаи еще и сегодня довольно часто встречаются в слав, и др. языках). Вопрос о том, что же означает то, что "есть" вещь, находящаяся перед глазами или имеющая место в качестве осознанной, не ставился.

11. Бытие – 1. Философское понятие , обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. В применении к об-ву употребляется термин “общественное Б.”. Рассматривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. С др. стороны, недостаточным является подчеркивание только объективности Б., т. к. в таком случае остается невыясненным вопрос о материальном или идеальном характере Б. Признавая Б. первичным, а сознание — вторичным, диалектический материализм тем не менее трактует сознание не как пассивное отражение , но как активную силу, оказывающую воздействие на Б. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В этом случае Б. следует отличать от реальности, существования, действительности и т. д. как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Бытие» в других словарях:

Бытие

- Философская категория, обозначающая реальность, существующуюобъективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обла... и еще 2 определения
Энциклопедический словарь

Бытие

- Жизнь, существование. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Бытие

- - первая книга Пятикнижия, повествующая о сотворении мира и человечества. Особое место в повествовании занимает история еврейско... и еще 1 определение
Исторический словарь

Бытие

- - англ. being/eodstence; нем. Sein. Понятие ,  обозначающее существующее; противоположность  небытию.. и еще 1 определение
Социологический словарь

бытие

- БЫТИ'Е (бытиё ·разг. ), бытия, мн. нет, ср. 1. Существование, реальность. Бытие определяет сознание. "Движение - форма бытия...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: