Skip navigation

Что такое Марксизм? Значение слова marksizm, философский словарь

Значение слова «Марксизм» в Философском словаре. Что такое марксизм? Узнайте, что означает слово marksizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Марксизм

1. Марксизм - идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество - и человековедения, сформулированной в работах Маркса. Центральной для М. самого Маркса выступала идея коммунизма - процедуры уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление средствами производства; сопряженное упразднение капитала будет, согласно М., означать также упразднение наемного труда . Экспроприация буржуазии и национализация промышленности и сельского хозяйства приведут, по мысли Маркса, к окончательному освобождению человечества. В этом контексте М. осуществлял функцию религии - как доктрина , основанная на слепой вере в то, что рай абсолютного удовлетворения человеческих желаний принципиально достижим посредством силовых процедур социального переустройства. Унаследовав в своем творчестве романтический идеал "солидарного" общества, основанный на идеализированном образе небольшого древнегреческого города-государства, популярном в немецкой трансцендентально-критической философии, Маркс особо акцентировал перспективную значимость удовлетворения централизованно определяемых и регулируемых "истинных" или "насущных" потребностей индивидов. М. отказывал индивиду в праве принимать самостоятельные экономические решения, заклеймив эту сферу как "негативную свободу". Источник подобных теоретических иллюзий заключался, в частности, в том, что владение частной собственностью предполагалось единственным источником экономической власти. Становление олигархического класса номенклатуры в СССР, соединившего экономическую власть с политической, исторически опровергло этот догмат Маркса. М. приобретал распространенность повсюду, где артикулируемые властью несправедливость и неравенство воздвигали преграды на пути человеческих желаний, направляя недовольство и агрессию людей на "злоумышленников", которыми любая социальная группа могла оказаться практически в любой момент . В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М. ортодоксального толка, адаптируемый различными мыслителями к региональным особенностям и условиям (Г.Плеханов, А.Лабриола и др.). 2) М. "ревизионистского" толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и, одновременно, отвергающий его революционистско-насильственный пафос (К.Каутский, Э.Бернштейн и др.). [Не случайно, концепция М. в версии Каутского оказала весьма значимое, даже текстуальное воздействие на терминологический облик философского катехизиса временно стабилизировавшегося социализма конца 1930-х, например сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)" и его разделдиалектическом и историческом материализме ". 3) М. ленинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения М., которые были посвящены проблеме активного субъекта исторического процесса ( социальный класс, трудящиеся массы , образованное меньшинство и т.п.). Пролетарский мессианизм марксовой парадигмы представители этого направления замещали идеей об организации профессиональных революционеров, о революционной партии нового типа, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного переустройства (В.Ленин, Л.Троцкий, И.Сталин, Мао Цзедун и др.). Персонально именно эти адепты М., придя к власти, трансформировали его в идеологию, основанную на национализме (Мао Цзедун) и империализме (Ленин, Сталин). М. в данной версии практически реализовывался как источник обучения, финансирования и поддержки тоталитарно ориентированных террористических политических течений. (Революционно-волюнтаристские амбиции этой категории теоретиков и практиков М. в значительной степени фундировались состоявшимся в 1870-1880-х отказом самого Маркса от традиционалистской для обществоведения 19 в. концепции социального прогресса , - в частности, от идеи , согласно которой передовая страна "показывает менее развитой лишь картину ее собственного будущего".) 4) М., стремящийся совместить категориально-понятийные комплексы Маркса с парадигмой деятельностного, практического подхода в его философском измерении (Д.Лукач, А.Грамши, К.Корш и др.). 5) Версии М., связанные со стремлением их представителей, сохраняя марксову парадигму в ее классическом издании (материалистическая субординация системных элементов социальной жизни в их статике и динамике и т.п.), выйти за пределы проблемного поля, задаваемого ортодоксальной марксовой трактовкой сущности человека , которая якобы "в своей действительности" есть "совокупность всех общественных отношений". Выступая философией индустриализма, философией техногенной цивилизации, философией преобразующей человеческой практики, М. продемонстрировал уникальный потенциал самообновления в 20 в. - ряд современных философских течений в той или иной мере фундируются идеями и подходами М.: структурализм (Л.Гольдман, Альтюссер и др.); фрейдо- и лаканомарксизмы (Жижек и Люблянская школа психоанализа ); "гуманистическая школа" (Блох, югославский журнал " Праксис " - Г.Петрович, М.Маркович, С.Стоянович и др., польская " философия человека" - Л.Колаковский, А.Шафф и др.); линия деконструктивизма (Ф.Джеймисон и др.). Высокая степень жизнеспособности М. обусловлена его (по сути чисто гегельянской) установкой на постижение интегрированным научным знанием общества и человека как целостной системы, а также его обликом особого вида знания "для посвященных". Доступ к истинным знаниям полагается в рамках М. зависимым от обладания некоей подчеркнуто целостной и элитарной формой миропонимания (традиционно - "научным социализмом" и "научным коммунизмом"), которая и делает общественную группу, этими представлениями обладающей, выше всех остальных людей. Демократия , свобода индивида, процедуры убеждения и компромиссы как условия нормального существования общества и социальные максимы имманентно противопоставлены М., реально настаивающему на организованной коммунистической идейной индоктринации как центральному условию обретения людьми "царства свободы". (См. Неомарксизм .)

2. Марксизм - совокупность марксистски ориентированных учений (советский марксизм , фрейдомарксизм, антигуманистический марксизм, " критическая теория "), не образующая определенного единства. Учение самого Маркса является продуктом разнородных (экономических, исторических, политических, методологических) исследований и предположений. Широта этих исследований и воплощенные в них интересы не укладываются без ущерба и потерь в жесткую схему или однозначное определение . До настоящего времени сохраняют значение : Марксов анализ классического капитализма , перспектив научно-технического прогресса , его разработки логики выведения теоретических схем бытия особых исторических систем, попытки характеристики особой логики особых объектов, схемы периодизации социальных форм в зависимости от индивидного развития людей и соответствующих механизмов социальных связей. В. Е. Кемеров

3. Марксизм – Безоговорочно к М. могут быть отнесены не столь многие философы XX столетия, однако количество современных мыслителей, испытавших влияние Маркса, чрезвычайно велико. Они находятся в различной степени близости к М.: одни, как Лукач, Грамши, К. Корш или Альтюссер, предпринимают попытки развить М. как философскую и социально-теоретическую традицию, другие, как Блох, Адорно, Маркузе или Хабермас, используют отдельные положения Маркса для построения собственной системы. В непростых отношениях с М. находились в различные периоды своего творчества Беньямин, Сартр, Фуко , Гваттари, Лиотар, Деррида и др. Идеи М. оказывают заметное воздействие на современную политическую философию (Арендт, Лефорт). Для того, чтобы отграничить "догматический", или "ортодоксальный" М., выполнявший функции официальной идеологии в странах бывшего социалистического блока, от М. как направления философской мысли, исследователи и критики используют термин неомарксизм . Можно, с известной долей условности, выделить четыре основных направления в современной западной мысли, где отдельные элементы М. играют значительную роль : -"гуманистическое", к которому относится Франкфуртская школа , а также " философия надежды" Блоха, "философия практики", сложившаяся вокруг одноименного югославского журнала (Г. Петрович, П. Враницкий, М. Маркович, С. Стоянович) и "философия человека ", развивавшаяся преимущественно польскими авторами (Л. Колаковский, А. Шафф); - "структуралистское" (Альтюссер, Гольдман и их последователи); - "психоаналитическое", возникшее из попыток синтеза Маркса с Фрейдом (фрейдомарксизм) и с Лаканом ("лаканомарксизм" С. Жижека и Люблянской школы психоанализа ); - "деконструктивистское" (Джеймисон, Йельская школа). Начиная с 80-х годов для характеристики марксистски ориентированных течений в социальной философии используют также термин постмарксизм. К нему, наряду с классиками (Адорно, Арендт, Хабермас), относят прежде всего таких авторов как Эрнесто Лаклау, Шанталь Муфф, Ален Турен. J. Derrida. Spectres de Marx. P., 1993; E. Laclau.Ch. Mouffe.Hegemony and Socialist Strategy: Towards a radical democratic politics, 1985; N.P. Mouzelis. Post-Marxist Alternatives. L.,1990; M. Ryan. Marxism and Deconstruction: A critical Articulation. Baltimore, 1982.

4. Марксизмтеория Маркса и Энгельса и так называемый диалектический и исторический материализм , возникший на базе их творчества. Как политическая реальность , марксизм отождествляется с историей социалистических стран (Россия – СССР с 1917 по 1991 г.г., Восточная Европа с 1945 г., Китай с прихода к власти Мао в 1949 г., некоторые страны «третьего мира»). Что касается доктрины, здесь под марксизмом обычно понимают приложение диалектического материализма к историческим и социальным феноменам (исторический материализм): марксизм объясняет историческое развитие , эволюцию общества, исходя из экономической реальности. Эта теория, изложенная в « Капитале » – основополагающем сочинении Маркса, предсказывает социальную революцию в наиболее развитых индустриальных странах, т.е. прежде всего в Англии, затем в Германии и Франции. Однако эта так называемая «пролетарская революция » имела место прежде всего в России. Ленин дополнил в этом пункте марксизм, показав и предсказав несколько иную перспективу – революцию в отсталых и преимущественно аграрных странах. Работы Ленина стали руководством к действию при революциях и общественном переустройстве в таких странах (Рос- сия, Китай, Югославия, страны народной демократии и т.д.). С философской точки зрения, марксизм – позиция всякой «действенной» мысли, исходящей из главной аксиомы Маркса о необходимости революционного изменения мира, общества на коммунистических началах . Но чтобы изменить мир и человека , надо хорошенько их познать в конкретных исторических параметрах. В ходе истории произошло постепенное исчезновение классовой борьбы, по крайней мере в том виде, в каком она существовала в конце 19 в. Повсеместное распространение средних классов в современном обществе привело к тому, что теперь практически все граждане живут за счет своего труда ; наконец, эволюция и коммунистических, и так называемых «капиталистических» способов правления – все это обеспечило тот факт , что марксизм как философия истории предстает сегодня не столько в роли реального исторического закона , сколько в качестве еще одной теории. Зато марксизм в качестве социологического анализа продолжает развиваться и ориентируется теперь на «критику повседневной жизни», анализирующую и разоблачающую все формы «отчуждения», имеющие место в, современном обществе. На смену теории двух лагерей ( социализм - капитализм , материализм- идеализм ) приходит исследование всех форм угнетения и отчуждения. Здесь марксистский анализ обращается за помощью к психоанализу (Маркузе) с целью поиска и поддержания ферментов любой возможной формы революционного сознания, организации поступательной эволюции к человеческому всеединству путем поиска форм согласия и гармонизации отношений между людьми на основе законов Космической мудрости.

5. Марксизм - идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с Философском словаре'>концепцией общество - и человековедения, сформулированной в работах Маркса. В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М. ортодоксального толка, адаптируемый различными мыслителями к региональным особенностям и условиям (Плеханов, Лабриола и др.); 2) М. "ревизионистского" толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и, одновременно, отвергающий его революционистско-насильственный пафос (Каутский, Бернштейн и др.); 3) М. ленинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения М., которые были посвящены проблеме активного субъекта и исторического процесса ( класс , трудящиеся массы, образованное меньшинство и т.п.). Пролетарский мессианизм марксовой парадигмы представители этого направления замещали идеей об организации профессиональных революционеров, о революционной партии, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного переустройства (Ленин, Троцкий, Сталин, Мао Цзедун и др.); 4) М., стремящийся совместить категориально-понятийные комплексы Маркса с парадигмой деятельностного, практического подхода в его философском измерении (Лукач, Грамши и др). 5) Версии М., связанные со стремлением их представителей, сохраняя марксову парадигму в ее классическом издании (материалистическая субординация системных элементов социальной жизни в их статике и динамике и т.п.), выйти за пределы проблемного поля, задаваемого ортодоксальной марксовой трактовкой сущности человека , которая якобы "в своей действительности" есть "совокупность всех общественных отношений" (фрейдо-М. и др.). Выступая философией индустриализма, философией техногенной цивилизации, философией преобразующей человеческой практики, М. продемонстрировал уникальный потенциал самообновления в 20 в. (Гароди, Альтюссер и др.). А.А. Грицанов

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Марксизм» в других словарях:

Марксизм

- Философское, экономическое и политическое учение,основоположники которого - К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на изучениенемецкой кл...
Энциклопедический словарь

Марксизм

- Созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитое В. И. Лениным учение о наиболее общих законах общественного развития, об историческ...
Словарь Ожегова

Марксизм

- - философ. и соц.-политич. учение, основоположник которого К. Маркс (1818-1883) в содружестве с Ф. Энгельсом (1820-1895) соедини... и еще 2 определения
Исторический словарь

Марксизм

- (от имени К. Маркса) - англ. Marxism; нем. Marxismus. Основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система  философских, экон. и со... и еще 5 определений
Социологический словарь

Марксизм

- - широкий конгломерат различных теорий, учений, направлений, так или иначе связывающих себя с учением К. Маркса и Ф. Энгельса (с...
Политический словарь

МАРКСИЗМ

- А, мн. нет. м. Созданное К.Марксом и Ф.Энгельсом экономическое и социально-политическое учение о законах общественного развития,...
Словарь иностранных слов

марксизм

- МАРКС'ИЗМ , марксизма, мн. нет, ·муж. система взглядов и учения Маркса - Энгельса, теория научного коммунизма, основопо...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: