Skip navigation

Что такое Противоречие? Значение слова protivorechie, философский словарь

Значение слова «Противоречие» в Философском словаре. Что такое противоречие? Узнайте, что означает слово protivorechie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Противоречие

1. Противоречие - два высказывания, из которых одно является отрицанием другого. Напр.: "Латунь - химический элемент " и "Латунь не является химическим элементом", "2 - простое число " и "2 не является простым числом". В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом это же самое отрицается, причем утверждение и отрицание касаются одного и того же объекта , взятого в одно и то же время и рассматриваемого в одном и том же отношении. П. является одним из центральных понятий логики. Поскольку слово "П." многозначно, пару отрицающих друг друга высказываний называют иногда "логическим П." или абсурдом. П. недопустимо в строгом рассуждении, когда оно смешивает истину с ложью . Но у П. в обычном языке много разных задач. Оно может выступать в качестве основы сюжета, быть средством достижения особой художественной выразительности, комического эффекта и т. д. Реальное мышление - и тем более художественное мышление - не сводится к одной логичности. В нем важны ясность и неясность , доказательность и зыбкость, точное определение и чувственный образ и т. д., может оказаться нужным даже П., если оно стоит на своем месте.

2. Противоречие - (в формальной логике) появление в ходе рассуждения (доказательства, вывода ) в качестве логически вытекающих из принятых в нем посылок пары противоположных суждений, то есть суждений, из которых одно является отрицанием другого. Закон противоречия гласит, что два отрицающих друг друга предложения не могут быть одновременно истинными. Противоречие (в диалектике) - категория диалектики , выражающая внутренний источник всякого движения, корень жизненности, принцип развития."... Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...(В.И.Ленин. Т.29.С.227). Что такое корень жизненности - непонятно. Лучше будет сказать, что противоречие - это не источник, а одно из условий движения. Противоречия в обществе делятся на антагонистические (непримиримые) и неантагонистические (?). Антагонистические противоречия - отношения классов, групп, слоев общества, в основе которых лежат непримиримые интересы . Характерной чертой антагонистических противоречий является то, что в процессе своего развития они обостряются. Неантагонистические противоречия выражают интересы, позволяющие в процессе развития установить некоторый баланс.

3. Противоречиеотношение между двумя явлениями, когда одно противоречит другому. В логике различают противоречивые термины (которые будут всеобщими) и противоположные (которые представляют собой частный случай ). Например, « движение » противоречит «покою» в той мере, в какой все вещи в мире находятся либо в движении либо в покое. Но «белое» противоположно «черному»», хотя объект , который не является белым, не обязательно должен быть черным; он может быть желтым, зеленым и т.д. Выделяют логическое противоречие : А есть не А и реальное противоречие , когда дух индивидов или социальных групп находится в противоречии и мы имеем в результате реальный опыт страдания и разрешения, преодоления противоречий путем поиска согласия.

4. Противоречие – — два высказывания, из которых одно является отрицанием другого. Напр.: “Латунь — химический элемент ” и “Латунь не является химическим элементом”, “2 — простое число ” и “2 не является простым числом”. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом это же самое отрицается, причем утверждение и отрицание касаются одного и того же объекта , взятого в одно и то же время и рассматриваемого в одном и том же отношении. П. является одним из центральных понятий логики. Поскольку слово “П.” многозначно, пару отрицающих друг друга высказываний называют иногда “логическим П.” или абсурдом. П. недопустимо в строгом рассуждении, когда оно смешивает истину с ложью . Но у П. в обычном языке много разных задач. Оно может выступать в качестве основы сюжета, быть средством достижения особой художественной выразительности, комического эффекта и т.д. Реальное мышление — и тем более художественное мышление — не сводится к одной логичности. В нем важны ясность и неясность , доказательность и зыбкость, точное определение и чувственный образ и т.д., может оказаться нужным даже П., если оно стоит на своем месте.

5. Противоречие - центральная категория Диалектик в Словаре Ожегова'>диалектики . В принципе диалектика сводится к изучению П. в самой сущности предметов. Становление категории П. в истории философии связано с вопросом об источниках движения. При его обсуждении обнаружились две основные точки зрения, две концепции - метафизическая и диалектическая. Если для метафизика источник движения всякого предмета - толчок, какое-то внешнее обстоятельство или условие , то диалектик видит этот источник в самом предмете (предметах). Это особого рода отношение - отношение между противоположными (т.е. взаимосвязанными и в то же время существенно различающимися, взаимоисключающимися) сторонами, свойствами предмета, или П. " Противоречие , - писал Гегель , - ...есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно". Существование П. связано с многообразием элементов единого целого. Всякое несоответствие, рассогласованность в его структуре означают возникновение П. И поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку П. носит универсальный характер , и мир находится в постоянном изменении и развитии. Рассогласованность в зарядах электронов и атомного ядра влечет изменение химического элемента ; неспособность существующей теории объяснять новые факты требует создания новой теории, означающей скачок в развитии научного знания. Как правило , предмет представляет собой систему взаимодействующих П. Одни выражают борьбу внутренних сил в предмете (внутренние П.), др. характерны для связей с др. предметами (внешние П.). Например, ассимиляционно-диссимиляционные несоответствия, приводящие к росту живых организмов, являются внутренними П., в то время как П. организмов со средой суть внешние относительно этих организмов. Среди внутренних П. есть главные, основные, ведущие, непосредственно связанные с сущностью предмета, и неосновные, второстепенные, зависимые от основных и лежащие как бы на периферии его развития. Категория П. позволила сформулировать один из важнейших законов диалектики, ее "ядро", - закон единства и борьбы противоположностей . П. в формальной логике - отношение между двумя суждениями, из которых одно является отрицанием др.: А и не-А. Формально-логические П. недопустимы в строгом рассуждении, поскольку смешивают истину и ложь . В.Ф. Верное

6. Противоречие - единство противоположностей, которые отрицают, обусловливают, дополняют друг друга. Факт несоответствия исходных посылок и выводов, получаемых в процессе логического доказательства некоторого утверждения.

7. Противоречие - 1) положение, при котором одно высказывание исключает др. высказывание ( суждение , мнение ), несовместимое с ним; 2) в логике наличиерассуждении, теории) двух высказываний, из которых одно - отрицание другого; в более широком смысле - утверждение о тождестве заведомо различных объектов. Закон противоречия (principium contradictionis) гласит, что два контрадикторных (см. Контрадикция ) суждения не могут быть одновременно истинными и если одно из их истинно, то другое обязательно ложно. Или иначе: одно и то же суждение не может одновременно быть и утвердительным и отрицательным.

8. Противоречие – — категория , выражающая внутренний источник всякого развития, движения. П., понятое как только внешнее, не может быть таким источником. Именно признание внутреннего П., единства внутреннего и внешнего П. отличает диалектику от метафизики. “... Диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...” (Ленин В. И. Т. 29. С. 227). Иначе говоря, диалектика отличается от метафизики не вообще признанием П., а признанием П. именно в сущности предметов, т. е. признанием существенных, внутренних, необходимых П. Рассматриваемые диалектикой П. нужно отличать от так называемых “логических” П., выражающих путаницу и непоследовательность мысли. П., рассматриваемое диалектикой, будучи источником движения, само движется, развивается. К ступеням развития П. в самой сущности предметов относятся тождество , различие , противоположность , П., или собственно П. Следовательно, категория “П.” характеризует и все ступени развития П. в сущности предметов и высшую его ступень . Уже тождество есть зародыш П., т. к. старое , будучи существенно тождественным самому себе, содержит в себе предпосылки нового, т. е. моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчиненных тождеству. Различие также есть еще не вполне развитое П., ибо хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образовалось и продолжает развиваться из старого, в связи со старым. В противоположности П. еще более развивается, ибо, хотя и выдвигается на первый план отрицание , исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого. На высшей ступени П., или на ступени собственно П., новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. Теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей и т. п. На ступени П. главным становится не отрицание сторонами П. друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. Отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными. Это — кульминационная ступень П. “Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности,— при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую” (Ленин В. И. Т. 29. С. 98). Достижение высшей ступени П. тем или иным предметом означает одновременно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень П. есть отрицание предметом самого себя внутри себя, своим внутренним движением . Диалектика по своей сути “в позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 22). П., рассматриваемое диалектикой, всеобще, действует и в природе, и в обществе, и в мышлении, сознании.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Противоречие» в других словарях:

Противоречие

- В формальной логике - наличие (в рассуждении, тексте,теории) двух высказываний, из которых одно - отрицание другого;доказуемость к...
Энциклопедический словарь

Противоречие

-  - два высказывания, из которых одно являет­ся отрицанием другого. Напр.: «Латунь - химический элемент» и «Латунь не является хими...
Словарь логики

Противоречие

- Положение при котором одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, не со вместимое с ним. и еще 3 определения
Словарь Ожегова

Противоречие

- — наличие в рассуждении, тексте, теории двух высказываний, из которых одно — отрицание предыдущего. В более широком смысле: утве...
Исторический словарь

Противоречие

- - англ. contradiction/opposition; нем. Widerspruch. 1. Взаимодействие  противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденци... и еще 2 определения
Социологический словарь

Противоречие

- - положение, при котором одно высказывание исключает другое высказывание (суждение, мнение), не совместимое с ним..
Политический словарь

противоречие

- ПРОТИВОР'ЕЧИЕ , противоречия, ср. 1. Мысль или положение, несовстимое с другим, опровергающее другое, несогласованно...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: