Skip navigation

Что такое Действительность? Значение слова deistvitelnost, философский словарь

Значение слова «Действительность» в Философском словаре. Что такое действительность? Узнайте, что означает слово deistvitelnost - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Действительность

1. Действительность - в метафизическом смысле бытие того сущего (см. Сущее ), к которому приложим предикат "действительный", т. е. действительное бытие сущего. В нем. языке термин " действительность " (Wirklichkeit) как перевод лат. слова "actualitas" ("действенность") был введен Мейстером Экхартом. В нем. языке в понятии "действительность" содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с Истинность в Социологическом словаре'>истинностью, а во франц. и англ. - с реальностью . В нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием ), а реальность от действительности - тем, что в ней содержится также и возможное . В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово "реальность", если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие " наличное бытие ", " существование ". В неотомизме понятия "действительность" и " возможность " применяются наряду с понятиями "акт" и " потенция ". О понимании действительности Кантом см. Постулат . Современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность (см. Макрокосмос , Микрокосмос ). Переживаться может только микрокосмическая действительность (см. Трансцендентное по отношению к переживанию ). Макрокосмическая же действительность, минуя раздражители, обнаруживает свое наличие и свои свойства через явления. Макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. Но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а только с ее проявлениями (см. Видимость ). Микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно. В ней различают преднаходимое и представление . Собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, "наглядно-данным" нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место , что и действительность в первом смысле. По сравнению с теориями старой психологии следует заметить: имеются только наблюдающий субъект (он называется Я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. Но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. На основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. При этом наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении. Припоминаемое образует действительность в третьем смысле; она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное Я. Подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. Действительность в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (см. Интенция ). Как правило , она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке Я может указывать также и на действительность в первом смысле. Соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле. Существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений (см. Внешний мир , Психофизический уровень ). Различие между нечто и ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды выглядит "пустым", но полный воды аквариум без рыбы является также "пустым". Действительность в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие , которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам. Кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. Самой малой интенсивностью обладает обоняние, затем идут вкусовые ощущения, слух, зрение и, наконец, осязание . Предмет , которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватили рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то реальным. С чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент , когда мы касаемся нашей, данной нам наглядно рукой также данного нам наглядно предмета (оба - действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

2. Действительность – В категориях рассудка понятие Действительности связано с понятиями возможности и необходимости, занимая середину между ними. Прежде всего должно в самом понятии действительности различать двоякий смысл : действительность фактов сознания, как таких, и действительность их предмета или объективного содержания. Все, что происходит в чьем-либо сознании, тем самым действительно как таковое, то есть как состояние этого сознания, безотносительно к чему-либо вне его. В этом чисто-психологическом смысле понятие Действительности не допускает никаких степеней и не вызывает никакого вопроса : факт существования данного состояния в сознании свидетельствует о самом себе безусловно, и только о себе. Вопрос же о Действительности относится не к данным состояниям, а к предполагаемым предметам сознания, к их праву на собственное бытие , независимо от того или другого эмпирического субъекта . В этом втором, диалектическом смысле Действительности, наше отношение к ней, отрицательное и положительное, представляет постепенный ряд различий, куда входят также понятия возможности и необходимости, ибо под возможностью разумеется только, что нечто может быть признано как существующее в какой-нибудь действительности, при каких-нибудь условиях , а под необходимостью разумеется только, что нечто не может быть не признано как существующее таким образом. Вот главные основания, на которых мы отрицаем Действительность чего-либо: 1) логическая немыслимость. Хотя мы мыслим, например, о круглом Квадрат в Словаре Ожегова'>квадрате, но не можем его мыслить, то есть вследствие прямого и полного противоречия двух исключающих друг друга терминов, вся мысль об их соединении состоит только в непосредственном усмотрении безусловной неосуществимости такого соединения, или невозможности для когда-либо и при каких бы то ни было условиях получить какую-нибудь действительность. 2) Физическая невозможность - например, три кита, держащие на себе землю. Здесь соединение терминов осуществимо в представлении, но его объективная Действительность безусловно отрицается как невозможная, вследствие его противоречия с достоверно-известною природою вещей. При отсутствии же всякого знания об этой природе подобные нелепые представления могут считаться соответствующими Действительности, потому что они сами по себе мыслимы, в отличие от логических невозможностей, для отвержения которых не требуется никакого знания, сверх общего понимания терминов. Такие простые формальные понятия, как круг или квадрат, вполне определенны и для всех одинаковы, ибо их содержание исчерпывается их определением , с непосредственным или наглядным устранением всего противоречащего. Напротив, такие понятия материального характера , как кит или земля , имеют в различных умах различное мысленное содержание, более или менее определенное, смотря по количеству и качеству положительных знаний о нем. Поэтому физическая невозможность, как обусловленная знанием , существует только для знающего, для которого она имеет всю силу невозможности логической. Но так как знающий по одному предмету бывает несведущ по другому, то и случается, что ученые специалисты признают вне своей области Действительность таких предметов, в которых более знающий открывает физическую невозможность. Так, некоторые астрономы , вследствие недостаточно определенных понятий об органической жизни и ее условиях, населяют другие планеты такими же жителями, какими населена земля; подобным же образом зоологи, несведущие в науках гуманитарных, судя о человечестве по аналогии животного царства, признают различные племенные группы за отдельные виды или замкнутые в себе и самодовлеющие типы, не имеющие между собой ни нравственной солидарности, ни общих интересов, ни общей истории; между тем, более определенное и ясное понятие о природе человечества и об особенностях исторического развития (в отличие от жизни животной) открывает в подобном зоологическом партикуляризме относительно мира человеческого такую же физическую невозможность, какая заключается в китах, держащих землю, или в организмах, населяющих планеты. 3) Третий общий вид отрицания Действительности чего-либо есть эмпирическая невероятность, в силу которой, например, отрицается существование русалок или леших. Верующие в таких стихийных духов не приписывают какому-либо данному предмету свойства, противоречащие его истинной природе (как это было в предыдущем Пункт в Энциклопедическом словаре'>пункте), а утверждают без достаточного удостоверения существование такого предмета, которому нет места в общей связи явлений или который не подходит под аналогию опыта . Действительность таких существ противоречит не какому-нибудь формальному закону природы, а только ее обычному порядку. Поэтому такое мышление не будет настаивать на невозможности подобных предметов, а ограничится только признанием их невероятности. Под этот пункт подходит обычное противоположное между Действительностью и фантазией. Этими тремя понятиями исчерпываются основные различия в отрицательном отношении нашего ума к Действительности чего-либо: мы ее отрицаем или как логически-немыслимую, или как физически-невозможную, или как эмпирически-невероятную. Более многочисленны различия в положительном отношении; мы утверждаем Действительность чего-либо в следующих различных смыслах (которые здесь указываются только с логической точки зрения, независимо от спорных гносеологических вопросов): 4) Вероятная Действительность, утверждаемая за такими событиями в прошедшем и в будущем, которые соответствуют общей аналогии опыта и входят в частную связь ближайших к ним явлений, например, предстоящее торжество социализма в Западной Европе, Троянская война и тому подобное. 5) Необходимая Действительность совершившихся фактов. Когда мы достаточно удостоверены, что известный прошлый факт существовал, то мы уже не просто приписываем ему Действительность в прошедшем, а делаем это с абсолютной необходимостью, ибо, как замечает св. Григорий Богослов, здоровый разум требует признать, что даже Божеству невозможно некогда случившееся сделать не случившимся. 6) Наличная действительность предметов нашего чувственного восприятия. Помимо всех гносеологических споров между реализмом и идеализмом, объективность чувственных явлений (в отличие от галлюцинации или призраков) имеет свой неустранимый специфический характер в ряду других видов Действительности. 7) Действия чувственных предметов, находящихся за пределами восприятия в данный момент . Хотя чувственное существование, например, Британского музея за сотни верст от меня, практически столь же для меня несомненно, как и существование камина, у которого я сижу, но теоретически эти две Действительности не могут быть для меня равны; ибо, при всей моей уверенности, что в настоящую минуту Британский музей для кого-нибудь ощутительно существует, и что я сам его увидел бы, если бы поехал в Лондон, я все-таки должен допустить и ту возможность, что это учреждение уже взлетело на воздух от динамита или провалилось от землетрясения. Следовательно, его существование (как явления) в данный момент лишь в высшей степени вероятно, а не безусловно достоверно, как ощутительная Действительность камина. С другой стороны, ясно, что вероятная Действительность Британского музея, хотя очень близка, логически, к той вероятной действительности, которую я приписываю Троянской войне или какому-нибудь будущему социальному движению, но тем не менее не совпадает с нею. 8) Действительность материальных предметов, выводимая с необходимостью из наличных данных, хотя ни в каком случае не подлежащая чьему-либо прямому чувственному восприятию, например, внутренность земного шара, известные металлы в небесных телах (открываемые с помощью спектрального анализа ) и тому подобное. 9) Идеальная действительность общих форм и законов бытия, или природы вещей; возражения сенсуалистов и номиналистов не подрывают логических прав этой Действительности, как отличной, хотя и не отделимой от других. 10) Внутренняя Действительность сознающего субъекта для самого себя. 11) Внутренняя Действительность, утверждаемая за другим (внешним) субъектом; логическое различие этих двух смыслов Действительности не требует пояснения. 12) Безусловно необходимая Действительность абсолютного существа. Совершенно независимо от различных понятий о нем и даже от того, считается ли оно непознаваемым или доступным познанию, логически несомненно, что, поскольку оно мыслится действительным, эта Действительность имеет свой специфический характер и не может быть сведена к другим видам Действительности. В обычном словоупотреблении под Действительностью разумеется еще совокупность бытовых и общественных форм и отношений данного времени, при чем такая Действительность противополагается идеалу . Это противоположение, не имея основания в самих понятиях, лишено логического значения (ибо в Действительности, как такой, вовсе не мыслится необходимость быть дурною, а в идеале, как таком, вовсе не мыслится обязанность быть непременно неосуществимым). Вл. С.

3. Действительность - то, что существует реально и независимо от желания философствующего, заблуждающегося и действующего (тем не менее) субъекта . Действительность отличается не только от всего кажущегося, вымышленного, фантастического и даже логического, как бы все это ни было совершенно правильно, но также и от всего возможного, вероятного, но пока еще не существующего (будущей реальности ?), как бы это не было неправильно и ненужно, т.е. действительность наступает независимо от желания философствующего субъекта (почти по [2]). В общем случае действительное - это то, что относится к миру вещей, а возможное - то, что относится к миру идей. В предметном мире существует только действительное, в сознании человека все, что не относится к самому процессу мышления (физиологии), существует только как возможное. Возможное никогда не становится действительным. Тем не менее, действительное может быть очень похожим, в представлении человека, на возможное, что, вероятно, и послужило основанием для определения некоторыми философами действительного как осуществленного возможного. Ассоциативный блок. Действительность - реальна, реальность - недействительна.

4. Действительностьфилософская категория , включающая в себя следующие основные аспекты : а) целостное единство таких сфер, как природа , общество и сознание ( мышление ) в их взаимодействии; б) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений: объективная реальность , материя в ее различных формах и атрибутах, а также духовное, идеальное , сознание , мышление; в) все, что в своем развитии раскрывается как необходимость , разумное, закономерное; г) совокупность всех реализованных возможностей; д) конкретный предмет , процесс , существующий в пространстве и времени.

5. Действительность - весь объективный существующий мир в многообразии своих проявлений, объективная реальность , материя в ее различных формах .

6. Действительность - философская категория , отражающая то, что есть, что реализовалось, появилось, сотворилось, сталось и т. п.; совокупность тех явлений, которые уже есть, самоактуализировались.

7. Действительность - в метафизическом смысле бытие того сущего (см. Сущее ), к которому приложим предикат "действительный", т.е. действительное бытие сущего. В нем. языке термин " действительность " (Wirklichkeit) как перевод лат. слова "actualitas" ("действенность") был введен Мейстером Экхартом. В нем. языке в понятии "действительность" содержится, следовательно, важный компонент действия, в то время как в древнегреч. и лат. действительность идентична с Истинность в Социологическом словаре'>истинностью, а во франц. и англ. - с реальностью . В нем. языке истинность отличается от действительности тем, что она связана с очевидностью (но не с действием ), а реальность от действительности - тем, что в ней содержится также и возможное . В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово "реальность", если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие " наличное бытие ", " существование ". В неотомизме понятия "действительность" и " возможность " применяются наряду с понятиями "акт" и " потенция ". О понимании действительности Кантом см. Постулат . Современная психология в первую очередь различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность (см. Макрокосмос , Микрокосмос ). Переживаться может только микрокосмическая действительность (см. Трансцендентное по отношению к переживанию )., Макрокосмическая же действительность, минуя раздражители, обнаруживает свое наличие и свои свойства через явления. Макрокосмическая действительность равнозначна физической (действительность в первом смысле), исследование которой составляет задачу физики. Но физика также имеет дело не с самой макрокосмической действительностью, а только с ее проявлениями (см. Видимость ). Микрокосмическая действительность равнозначна окружающему миру, с которым мы сталкиваемся ежедневно. В ней различают преднаходимое и представление . Собственно, действительно только встречаемое (действительность во втором смысле), оно является просто действительностью переживания, "наглядно-данным" нашего восприятия, и занимает в сфере сущего то же место , что и действительность в первом смысле. По сравнению с теориями старой психологии следует заметить: имеются только наблюдающий субъект (он называется Я) и наблюдаемый мир, который является непосредственно созерцаемым. Но сам этот мир в свою очередь не наблюдает физический мир (или раздражения), а находится к нему в отношении зависимости, описываемом как чисто вещное. На основе этого отношения он воспринимается субъектом как указание на этот физический мир. При этом наблюдатель расценивает определенные признаки наглядного мира как указания на определенные свойства физически действительного, и он может ошибиться в их выборе и объяснении. Припоминаемое образует действительность в третьем смысле; она не занимает такое же положение, что и действительность во втором смысле, но все же относится к действительности, ибо воздействует на наше духовно-душевное Я. Подчас она действует значительно сильнее, чем могли бы это делать телесные вещи и лица, с которыми мы сталкиваемся. Действительность в третьем смысле, и только она, обладает интенциональностью (см. Интенция ). Как правило , она указывает на действительность во втором смысле, но и при теоретико-научной установке Я может указывать также и на действительность в первом смысле. Соответствующее переживанию отношение между действительностью в третьем и втором смысле часто составляет в теории познания основу для гипотез об отношении действительности во втором и первом смысле. Существует, однако, большая опасность смешения и подмены этих двух сходных между собой отношений (см. Внешний мир , Психофизический уровень ). Различие между нечто и ничто (в обычном словоупотреблении между полным и пустым, присутствующим и отсутствующим и т. д.) может не совпадать с различием между действительным и недействительным; стакан без воды выглядит "пустым", но полный воды аквариум без рыбы является также "пустым". Действительность в третьем смысле в свою очередь может иметь различную степень действительности: событие , которого мы боимся, всегда становится тем действительнее, чем ближе оно подступает к нам. Кроме того, наши органы чувств передают нам сведения о действительности (во втором смысле) также с различной интенсивностью, не говоря уже об индивидуально различной остроте чувств. Самой малой интенсивностью обладает обоняние, затем идут вкусовые ощущения, слух, зрение и, наконец, осязание . Предмет , которого мы касаемся кончиком пальца или даже охватили рукой, вселяет в нас только ему присущим способом уверенность в то, что мы имеем дело с чем-то реальным. С чувством осязания связано коренящееся в недрах бессознательного знание о том, что в тот самый момент , когда мы касаемся нашей, данной нам наглядно рукой также данного нам наглядно предмета (оба - действительность во втором смысле), в сфере макрокосмического (действительность в первом смысле) также происходит соприкосновение.

8. Действительность – — то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Такой Д. является объективная реальность во всей ее конкретности. В этом смысле Д. отличается не только от всего кажущегося, вымышленного и фантастического, но и от всего только логического (мысленного), хотя бы это последнее и было совершенно правильно, а также и от всего только возможного, вероятного, но пока еще не существующего (ср. Бытие , Реальность . Сущность, Существование . Возможность и действительность ).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Действительность» в других словарях:

Действительность

- Объективная реальность во всей ее конкретности,совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятиедействительности...
Энциклопедический словарь

Действительность

- Объективный мир во всем многообразии его связей, бытие, окружающая обстановка, положение. и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Действительность

- Реальностьявь.
Словарь синонимов

действительность

- ДЕЙСТВ'ИТЕЛЬНОСТЬ , действительности, мн. нет, ·жен. ( ·книж. ). 1. Бытие, какая-нибудь сфера бытия. Социальная д...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: