Skip navigation

Что такое Капитализм? Значение слова kapitalizm, философский словарь

Значение слова «Капитализм» в Философском словаре. Что такое капитализм? Узнайте, что означает слово kapitalizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Капитализм

1. Капитализм - а) В комфортном мифе традиционализма , псевдосинкретизма один из наиболее распространенных символов мирового зла, общества господства кривды, противоположность социализму - царству Правды. В основе представления о К. лежит образ сельского мироеда, раздувшегося до масштабов земного шара. При К. абсолютная власть якобы принадлежит кучке оборотней, превращающих все, включая людей, в деньги и ловко маскирующих свою власть за спиной марионеток из правительства "демократической" говорильней. Реальное улучшение при К. невозможно. Возможна лишь его видимость , где материальные блага покупаются ценой духовного опустошения, продажей души желтому дьяволу . Реальные изменения возможны лишь в результате отпадения от К., что означает одновременно приобщение к Правде, к партии нового типа, решимость на революцию. б) Начальная форма либеральной цивилизации, возникшая на основе развитого утилитаризма , либеральных ценностей, диалога , культурной ориентации на развитие медиации. Победа К. автоматически не кладет конец стремлению традиционализма вернуться к древним формам жизни посредством инверсии, антимедиации, либо задержаться на его относительно ранних этапах ( фашизм ). К. присущи сложные противоречия, связанные с развитием принципиально новых социальных интеграторов, соответствующих бурному развитию разнообразия, что порождало значительные несоответствия между развитием локальных центров и обществом , недостаточную способность трудящихся организованно защищать свои интересы и т. д., борьбу рынка со сложившимися социальными структурами, противостоящими стремлению к экономической эффективности. Название К. связано с появлением и развитием капитала , т. е. способности подчинять ресурсы, социальные отношения получению экономического и социального эффекта . К. связан с таким этапом этой способности, когда человек выступал как один из ресурсов, как предмет манипулирования. Развитие зрелых форм либеральной цивилизации по сути есть процесс постоянного освобождения человека от внешней зависимости, от своей значимости как ресурса для внешней этому человеку цели, как самоценности. Впервые в истории человечества развилось общество, которое оказалось способным возвести диалог в высший принцип своего существования и на этой основе разрешать конфликты . Возникла система , которую академик А. Сахаров назвал "капитализмом с человеческим лицом". Она разрешила проблему производства и выставила на первый план проблемы целей, человеческих отношений, прав человека. Она продолжает организованную революцию, формируя информационное общество . в) Для развития К. в России характерен внутренний раскол . С одной стороны, он не вышел за рамки примитивных форм, вырастающих из патриархального и полупатриархального уклада, связанного прежде всего с личным трудом и непосредственно торговлей. С другой стороны, возникали гигантские монополии, которые формировались под защитой синкретического государства, ограждающего их от рынка. Собственно К. в западном смысле этого слова, т. е. оторвавшийся от патриархальной базы и независимый от государства, как всякий элемент срединной культуры, представлял собой в России проблематичное явление . Оно столь же непохоже на западный капитализм , как русская община на западное фермерство. Паталогический псевдокапитализм , отягощенный недостатком капиталов, умудрился сочетать неспособность развития К. со всеми его пороками, возведенными в квадрат, вызвал мощное дискомфортное состояние , взорвавшее общество.

2. Капитализм - общественный строй , в основе экономики которого лежит легализованная и защищаемая государством и правом эксплуатация одних людей другими, основанная преимущественно на частной собственности на средства производства - капитале , что отличает его от феодализма , при котором эксплуатация обеспечивалась преимущественно силовыми и лишь затем правовыми методами. Характерной чертой капиталистических отношений является то, что "несчастья одних" - жизненные и деловые неудачи, как правило , являются источником прибыли, то есть "счастья других", что имеет место как на уровне отдельных предпринимателей и фирм, так и государств. Например, Соединенные Штаты Америки в "результате Второй Мировой войны" заметно обогатились. Подобные отношения задают вектор развития общества и культуры, и капитализм становится неотделим от высокого уровня: преступности, проституции, культурной деградации и тому подобного. Говоря другими словами, капитализм имеет вектор развития, направленный встречно процессу движения от "животного к человеку ". При капитализме все становится товаром: честь , совесть , жизнь человека или его ребенка .... В настоящее время капитализм в заметной степени поражен "ползучим социализмом", который зародился в недрах человеческой культуры и воплощался в странах социалистического лагеря в качестве государственной доктрины. Экономика капиталистических государств может быть рыночной, может быть монополизированной, может быть даже смешанной. В некоторых случаях говорят о государственном капитализме. Учитывая, что элементы капиталистических отношений существовали в далекой древности, считать научно-техническую революцию порождением капитализма, как это трактуется, например, в [15,ОС], будет несколько опрометчиво, скорее всего, она является все же результатом накопления в обществе достаточного количества знаний, производственных и информационных связей, а также физических средств производства, позволивших уменьшить время реализации изобретений или разворачивания собственного дела до таких пределов, когда это стало доступным человеку, работающему активно всего 20-40 лет. То есть создание собственного дела стало доступным и осязаемым для массы людей. При этом будет именно по Марксу: капитализм - результат научно-технической революции, но не наоборот. По Ю.Бохеньскому [7]: "Под капитализмом подразумевают в первую очередь определенный экономический строй (согласно марксистам, также и политический); кроме того, утверждается, что строй этот хорош и к нему следует стремиться. Во-вторых, под капитализмом подразумевают экономический либерализм . Анализируя дискуссию между либералами и марксистами мы видим не менее семи суеверий, причем некоторые из них присущи обеим сторонам, а другие обнаруживаются только у одной из дискутирующих сторон. 1. Общим для них является прежде всего экономизм - убеждение в том, что удовлетворение материальных потребностей автоматически приводит к удовлетворению всех остальных потребностей и обеспечивает людям счастье . Экономизм есть очевидное заблуждение . 2. Второе заблуждение, общее для обеих дискутирующих сторон, - это отождествление владельца капитала и предпринимателя. В свое время, в середине прошлого века, предприниматель действительно чаще всего являлся и Владелец в Словаре Ожегова'>владельцем капитала - откуда и пошло отождествление этих функций. Но на деле речь идет о совершенно различных функциях : капиталист - это тот, кто предоставляет средства производства, а предприниматель объединяет различные факторы, составляющие предприятие (капитал, труд , изобретательство, потребителей, регион, государство и т.д.), создает само предприятие и руководит им.... 3. Наконец, третье заблуждение, разделяемое обеими сторонами, состоит в том, что предприятия бывают двух видов: капиталистические, которыми управляют капиталисты, и социалистические, которыми якобы руководят рабочие, а в действительности государственная бюрократия ... Имеется, по меньшей мере, шесть типов предприятий; они могут управляться 1) капиталистами, 2) рабочими, 3) изобретателями, 4) потребителями, 5) общиной или 6) государством. 4. К числу заблуждений относится и мнение о том, что только капиталисты (акционеры и т.п.) имеют право руководить предприятиями. На нем основываются и две другие точки зрения: что все можно купить и что владелец собственности может распоряжаться ею без каких-либо ограничений. Этот взгляд и его предпосылки относятся к области этики и поэтому не подлежат научной оценке... 5. Марксисты разделяют, по крайней мере, три предрассудка. Согласно первому, капиталист никак не участвует в производстве, а поэтому его прибыль (проценты и т.д.) есть воровство... Впрочем, не следует впадать в заблуждение противоположного толка и делать вывод о том, что капиталисту, и только ему, принадлежат все права на производство . 6. Другой предрассудок марксистов - утверждение о том, что единственные эксплуататоры рабочих - это капиталисты. Действительно, было время... Главными эксплуататорами рабочих всегда были и до сего дня остаются не владельцы капитала и средств производства, а государственные чиновники. Так было в Древнем Египте и Ассирии, так обстоят дела в Советском Союзе. Стало быть, мнение о том, что рабочих эксплуатируют лишь владельцы капитала, является заблуждением. 7. Наконец, в число предрассудков входит утверждение марксистов, будто там, где не правит коммунистическая партия , власть принадлежит владельцам капитала. В действительности современные государства имеют очень сложную структуру - свою роль в них играют, например, профессиональные союзы, политические партии, религиозные организации, пресса и т.д.; неверно было бы сводить все это к влиянию каписа и т.д.; неверно было бы сводить все это к влиянию капиталистов". Ассоциативный блок. Столь пространные рассуждения о капитализме требуют в данном толкователе, в свою очередь, изложения размышлений о том, что же такое социализм .

3. Капитализм – — способ общественного устройства, утвердившийся в странах Зап. Европы в 17 в. и позднее распространившийся на Сев. Америку и др. регионы. Понятие “К.” является одновременно неясным и неточным: его содержание довольно расплывчато; класс стран, которые без колебаний можно назвать капиталистическими, не имеет четко очерченной границы. Кроме того, данное понятие относится к т.н. оценочным, или “хвалебным”, словам: его употребление, как и употребление таких понятий, как “ социализм ”, “ справедливость ”, “ консерватизм ” и т.п., почти всегда связано с явной или неявной, позитивной или негативной оценкой. Не случайно слово “К.”, как замечает историк Ф. Бродель, заставляет всякий раз вздрагивать при своем произнесении. Сам термин “К.” “появился в своей законченной и ярко выраженной форме, лишь в нач. 20 в. Бесспорно, что на всю его сущность наложило отпечаток время его подлинного рождения в период 1400— 1800” (Бродель). В развитии капиталистического общества отчетливо выделяются три периода: предкапитализм (14— 17 вв.); индустриальный капитализм (17—20 вв.); постиндустриальный капитализм (со втор. пол. 20 в.). В период предкапитализма рыночная экономика еще не была естественным порядком вещей. К. не являлся устойчивым, и можно предположить, что на смену средневековой форме коллективизма еще могла, вместо индивидуалистического капиталистического общества, прийти новая, уже не феодальная форма коллективизма (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество ). Скорее всего, это был бы тот полурелигиозный социализм, о котором мечтали Т. Мюнцер и др. и который И.Р. Ша-фаревич называет “социализмом ересей”. К. создал не только новый тип экономики, но и новый образ жизни и новый тип мышления. М. Вебер полагал, что это произошло с появлением протестантизма , т.е. К. возник не раньше 16 в.; В. Зомбарт относил его начало к Флоренции 15 в.; О. Кокс выска- зывался даже в пользу Венеции 11 в. Расхождения в датировках возникновения К. связаны, с одной стороны, с распространенным представлением о средневековом обществе как аграрном, а не аграрно-промыш-ленном и, с другой — с пониманием К. как того открытия земли обетованной для экономики, которое явилось завершающим этапом исторического прогресса . Теперь мутации К. представляются очевидными, и он не кажется ни последним словом исторической эволюции, ни “столбовой дорогой” всего человечества. На ранних этапах своего развития К. оказал огромное влияние на повышение производительности труда и увеличил промышленное производство до невиданных ранее размеров. В 19 в. К. достиг всей полноты власти. Сформировался образ примерного предпринимателясоздателя общественного блага, олицетворения здоровых буржуазных нравов, труда и бережливости, а вскоре и распространителя цивилизации и благосостояния среди колонизированных народов. Этот образ продержался, впрочем, недолго. В кон. 19 — нач. 20 в. К. стал испытывать определенные трудности, связанные с массовым отчуждением рабочих и др. социальных групп. Капиталисты обладали огромной властью , трудящиеся — минимальной, наименее обеспеченные слои общества были бесправны и испытывали колоссальные лишения. В дальнейшем четыре процесса стабилизировали и укрепили К.: рост профсоюзов; постепенное развитие идеи гос-ва всеобщего благосостояния; принятие гос-вом на себя ответственности за уровень производства; исчезновение старомодного капиталиста, на смену которому пришел менеджер, корпоративный бюрократ. Постепенная трансформация К. привела к тому, что на смену классическому К., опиравшемуся на не знающую особых ограничений частную собственность и избегавшему вмешательства гос-ва в экономическую жизнь , пришел посткапитализм, или неклассический К. Посткапитализм является принципиально иным К. не только в сравнении со временем создания “Философии истории” Г.В.Ф. Гегеля (нач. 19 в.), но и со временем написанияКапитала ” К. Маркса (кон. 19 в.). У Гегеля еще имелись известные основания не считаться с формирующимся благодаря капитализму мировым Сообщество в Словаре Ожегова'>сообществом и уверять, что мораль — это что-то для повседневного обихода, но не для высокой государственной политики и что из борющихся между собою гос-в то является правым, которое обладает большей силой и способно подчинить себе др. гос-ва. Критика Марксом ужасов капиталистической эксплуатации была по преимуществу справедливой. Во многом оправданным являлось и противопоставление им бесправного и нищего пролетария богатому и благополучному буржуа. Маркс ошибался, однако, в главном. Период становления К., когда тот был еще нестабилен и жесток в борьбе за свое существование , Маркс оценивал как время несомненного заката этого спосо- ба общественного устройства, как канун пролетарской революции. В настоящий период К., которому еще сто лет назад марксизмом был поставлен смертельный диагноз, демонстрирует свои глубинные потенции, оставшиеся незамеченными ни Марксом, ни его последователями кон. 19 — нач. 20 в. “Очевидно, что современное общество , — пишет неомарксист Г. Маркузе, — обладает способностью сдерживать качественные социальные перемены, вследствие которых могли бы утвердиться существенно новые институты , новое направление продуктивного процесса и новые формы человеческого существования. В этой способности , вероятно, в наибольшей степени заключается исключительное достижение развитого индустриального общества”. Современное капиталистическое общество является чрезвычайно сложной и динамичной социальной системой. Самым общим образом его можно охарактеризовать как общество, имеющее следующие черты: оно возникает спонтанно и не воплощает никакого предварительного замысла, не имеет глобальной, обязательной для всех его членов цели; оно не контролирует из единого центра все стороны своей жизни; координация достигается в нем не за счет подчинения некоей общей цели и единому центру, а путем соблюдения универсальных правил поведения; экономической основой общества является частная собственность и частное предпринимательство, децентрализованная рыночная система и конкуренция; индивиды автономны и располагают защищаемой законом сферой частной жизни, в пределах которой они вправе принимать любые решения на свой собственный страх и риск; индивиды обладают безусловными и неотчуждаемыми правами и свободами, в числе которых свобода мысли и свобода слова, свобода создания ассоциаций и организаций, свобода совести , свобода передвижения, свобода выбора страны проживания и др.; общество является многопартийным, причем политические партии не имеют никаких непосредственных публично-властных полномочий; представительные органы государственной власти и местного самоуправления избираются населением; законодательная, исполнительная и судебная ветви государственной власти четко отделены друг от Друга. Центральными в общем описании К. являются, т.о., понятия: гражданское общество , правовое гос-во, многопартийность, демократия , принцип разделения властей, частная собственность, рынок , права человека и др. Устойчивость современного К. обеспечивается переплетением достаточно большого числа разнородных факторов. Среди них особую значимость имеют следующие особенности капиталистического общества. Материальная и духовная его культура находится и будет, судя по всему, в обозримом будущем находиться в динамическом равновесии. Устойчивому развитию материального производства соответствуют достаточно гибкие социальные отношения , основу которых составляют автономная личность и устоявшееся гражданское общество. Капиталистическое гос-во во многом научилось взаимодействовать с гражданским обществом и ограничивать свое вмешательство в экономику минимально необходимой степенью. Образовалось мировое сообщество развитых капиталистических стран, приходящих на помощь друг другу в случае локальных и региональных кризисов. Во многом сгладилась резкость противостояния буржуазии и пролетариата , столь существенно влиявшая на устойчивость К. еще в 1920—1930-е гг. Сформировался достаточно широкий и стабильный средний класс, не склонный искать решительных социальных перемен и рисковать своим обеспеченным настоящим ради заманчивого, но неопределенного будущего. Сформировалась и устоялась идеология потребления как особого стиля жизни, в принципе доступного почти всем слоям населения; капиталистическому материальному производству удается предоставлять те товары и услуги, которые необходимы для поддержания этой идеологии. Буржуазная идеология проникла в др. слои общества, изменяя и вытесняя их собственные ценности , что создает иллюзию растворения современной буржуазии в нации в целом. Вмешательство гос-ва в экономику позволяет предотвращать резкий и опасный разрыв между наиболее обеспеченными “верхами” и наименее обеспеченными “низами”. Нет ясной исторической перспективы, ради которой стоило бы рискнуть отказаться от той “капиталистической несвободы”, которую Маркузе называет “комфортабельной, покойной, умеренной, демократической”; сверх того, попытки современного коллективистического (национал-социалистического и коммунистического) переустройства общества наглядно показали, что намерение в ближайшем же будущем создать “рай на земле” неминуемо ведет к тоталитарному аду. Длительная устойчивость К. в развитых странах, отсутствие острых, неотложных проблем, в которых он все более запутывался бы, шли параллельно с растущим ослаблением коммунизма . Эти процессы привели к тому, что в капиталистических странах исчезли как “революционные партии”, так и “революционные классы ”, стремящиеся освободить себя, чтобы освободить и общество в целом. Еще в нач. 20 в. К. представлялся общественным устройством, установившимся на долгие века, если не навсегда. М. Вебер, Зомбарт и др. писали о К. так, как если бы ему предстояло существовать неограниченно долго . Однако уже в конце Первой мировой войны, неожиданно обнажившей многие скрытые пороки капиталистического общества, К. обнаружил свою исто- ричность и даже известную хрупкость. Октябрьская революция 1917 в России и затем формирование “мирового лагеря социализма” показали, что капиталистическое устройство общества так же преходяще, как и всякое иное его устройство. Главное направление тех внутренних трансформаций, которые претерпел К. в 20 в. — это внедрение в его жизнь таких начал, которые с наибольшей резкостью и выразительностью проявляются в жизни коллективистического общества и в индустриальную эпоху доводятся последним до крайностей тоталитаризма . Постепенное преобразование К. можно назвать его умерением. Дикий, мало чем ограниченный К. 17—19 вв. являлся крайне индивидуалистическим обществом. Современный К. находится на пути к умеренному индивидуализму . Процессы, происходящие в посткапиталистическом обществе и ведущие от крайнего индивидуализма к умеренному, включают, в частности: усиление роли гос-ва в регулировании экономической жизни; постепенное, хотя и весьма сдержанное ограничение права собственности; последовательное и жесткое ограничение монополий; появление элементов плюрализма форм собственности; расширение мер по социальной защищенности тех, кто нуждается в ней; усиление внимания к здоровью населения, к проблемам страхования, к жилищным условиям ; растущую заботу о сохранении окружающей среды; повышение уровня социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения; удержание в определенных пределах разницы между доходами наиболее обеспеченных и наименее обеспеченных слоев; выравнивание стартовых возможностей представителей разных групп населения; активизацию взаимосвязей гос-ва и гражданского общества; постепенное ослабление роли политических партий с одновременным ростом влияния бюрократии; растущее сближение развитых капиталистических стран, образование своеобразного “капиталистического интернационала” и др. “Умерение” К. означает снижение остроты борьбы за существование в капиталистическом обществе, уменьшение доли тяжелого и монотонного труда, постепенное сближение сферы труда и сферы досуга, живущих пока что по разным законам, определенное потускнение идеалов общества потребления, заметный рост общих, коллективных ценностей и верований и т.д. О Бродель Ф. Материальная цивилизация , экономика и капитализм, XV—XVIII вв. М., 1986. Т. 1—2; Гэлбрейт Д.К., Меньшиков СМ. Капитализм, социализм, сосуществование . М., 1988; Барт Р. Избр. работы. М., 1989; Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991; Шафаревич И.Р. Есть ли у России будущее ? М., 1991; Ясперс К. Истоки истории и ее цель . М., 1991. Вып. 1—2; Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1—2; Маркузе Г. Одномерный человек . Киев, 1994; Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997; ИвинА.А. Философия истории . М., 1999. А.А. Ивин

4. Капитализм – (фр. capital—гл. имущество или сумма) — общественно-экономическая формация , основывающаяся на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда . К. проходит различные стадии своего развития. Свободная конкуренция, характерная для первой стадии К., вследствие развития производительных сил, совершенствования техники, концентрации и обобществления производства постепенно приводит к образованию монополий и империализму, когда создаются предпосылки для перехода к социализму . Однако, как подчеркивал Маркс, “ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы , для которых она дает достаточно простора...” (Т. 13. С. 7). Возможности К. и сегодня далеко не исчерпаны, а совершающаяся и все более углубляющаяся научно-техническая революция существенным образом изменяет осн. черты К. Для совр. К. характерны дальнейший рост концентрации и интернационализации производства ( возникновение транснациональных корпораций), межгосударственная регуляция мировой капиталистической экономики (“ Общий рынок ” и др.), подъем демократического движения. При этом сохраняются старые и возникают новые формы экономических и социально-политических противоречий и антагонизмов. Среди них: нестабильность темпов экономического развития, острота экологической проблемы, противоречия между развитыми и развивающимися странами, между ТНК и отдельными капиталистическими государствами, безработица и т. д. Однако все они претерпевают значительные модификации под влиянием комплекса внутренних экономических и социальных стабилизаторов. К. характеризуется как наличием монополий, так и существованием конкуренции, что является в комплексе мощным двигателем экономического прогресса . В настоящее время К. переживает новый этап НТР — сплошной компьютерной автоматизации, роботизации, всестороннего использования информатики и биотехнологии, внедрения трудосберегающей технологии, что принципиальным образом изменяет организацию общественного производства: новая организационная техника дает небывалую производительность труда при резком сокращении производственных затрат. Изменяется и состав рабочего класса , в к-ром категория рабочих в “белых воротничках” стала массовой, растет образовательный и квалификационный уровень рабочих. НТР приводит также к “маргинализации” нек-рых слоев наемных работников. С социальной т. зр. наиболее развитые страны К. смогли добиться довольно высокого жизненного уровня народа , сформировать определенные социальные гарантии (общественные фонды потребления, кооперация , об-ва потребителей и т. п.). Поэтому, с одной стороны, для К. характерны глубокие антагонизмы и социальные пороки (антагонистичность и неравномерность развития, безработица, острые социальные проблемы и т. д.), с др.— потенциальная возможность к развитию. В совр. условиях перед К. открывается возможность широкого взаимодействия с социализмом и развития в рамках единой цивилизации.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Капитализм» в других словарях:

Капитализм

- Тип общества, основан на частной собственности и рыночнойэкономике. В различных течениях общественной мысли определяется каксистем...
Энциклопедический словарь

Капитализм

- Экономическая система свободного предпринимательства и открытой конкуренции, при которой собственностью владеют и управляют частны...
Бизнес словарь

Капитализм

- Сменившая собой феодализм общественно-экономическая формация при которой основные средства производства являются частной собственн...
Словарь Ожегова

Капитализм

- — общественный строй , экономическая формация , основанная на частной собственности и использовании буржуазией наемного труда ра... и еще 4 определения
Исторический словарь

Капитализм

- - англ. capitalism; нем. Kapitalismus. 1. Тип социально-экономической системы, возникшей в поздние средние века, в настоящее вре... и еще 4 определения
Социологический словарь

Капитализм

- - экономический тип общества, капиталистическая общественно-экономическая формация , в которой экономический базис представляет... и еще 3 определения
Политический словарь

КАПИТАЛИЗМ

- А, мн. нет, м. Общественный строй, при котором основные средства производства являются частной собст-венностью господствующего кл...
Словарь иностранных слов

капитализм

- КАПИТАЛ'ИЗМ , капитализма, мн. нет, ·муж. ( ·франц. capitalisme) ( полит. , экон. ). Способ производства, при котором...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: