Skip navigation

Что такое Мировоззрение? Значение слова mirovozzrenie, философский словарь

Значение слова «Мировоззрение» в Философском словаре. Что такое мировоззрение? Узнайте, что означает слово mirovozzrenie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Мировоззрение

1. Мировоззрение - совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение человека к различным явлениям действительности, его жизнен, позицию и ценностную ориентацию. М. формируется на основе науч. знаний конкр. историч. эпохи, филос-, по-литич., экономич., этич., эстетич-, религ. воззрений и в принципе определяется соц. условиями жизни людей, характером клас. отношений. В широком смысле слова различаются 2 осн. типа М. — науч., диалектико-материалистическое и ненауч., религ.-идеалистическое. Основой этого разграничения является решение осн. вопроса философии. «Вопрос об отношении мышления к бытию, — писал Ф. Энгельс, - о том, что является первичным: дух или природа , — этот вопрос... вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?» (т. 21, с. 283). Науч. М. служит прочным фундаментом творческой активности, высокой ответственности, верности обществ. долгу , позволяет человеку ориентироваться в решении коренных проблем бытия: в определении цели и смысла жизни, в формировании представлений о перспективах обществ, развития. Репиг. М. смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизнен, задач в сферу индивид , интересов, где решающее значение приобретает личное спасение , непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии, с эсха-тологич. (см. Эсхатология ) и хилиастич. (см. Хилиазм ) представлениями. Тем самым оно обусловливает иллюзорно-фантастич. восприятие действительности, убеждение в существовании особых связей между человеком и сверхъестеств. силами. Во всех антагонистич. обществ.-экономич. формациях господствующим являлось религ.-идеалистич. М., отвечающее интересам реакц. классов. Только в социалистич. об-ве господствующим становится диалек-тико-материалистич. М., что, разумеется, не исключает наличия ре-лиг. взглядов и представлений у части людей. Несмотря на то, что науч. и религ. М. несовместимы, эта несовместимость не является препятствием на пути сотрудничества верующих и неверующих в борьбе за мир, демократию, социализм . Диалектико-материалистич. М. позволяет сформировать идейную убежденность , уверенность в неодолимости передового и прогрессивного в борьбе с отжившим и реакционным, четкие методологич. позиции , активность в борьбе с различными формами проявления религиозности в развитом социалистич. об-ве.

2. Мировоззрение - концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. М. зависит от обыденного наличного опыта человека, оно связано с потребностями, целями, интересами человека, с его окружением. Однако М. предполагает образ "мира как целого", что достигается при возможности "возвышения" над обыденностью повседневного существования и при выходе в сферу всеобщности. Т. е. М. по сути своей метафизично. Позиция "над" миром и собой является собственно человеческой духовной позицией ( М. Шелер ). Достигается такая позиция благодаря другому базисному основанию - жизненному опыту человечества, аккумулированному в культуре. Исходными мировоззренческими понятиями являются "мир" и "человек". Вопрос о их соотношении - основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее - "мир" или "человек". Если первичным оказывается "мир", то человек произведен от него, является его частью, его проявлением. При этом "мир" может отождествляться с "природой", "материей", "субстанцией" (духовной или материальной), "универсумом", "космосом" и т. п. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие "человек", то мир определяется через человека, человеком (более того - индивидом) и оказывается соразмерным человеку ("миром человека"). Нередко два этих полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение , связь мира и человека (Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.). М. представляет собой систему, которой присущи своя внутренняя структура и устойчивые элементы . Элементы М. - это прежде всего идеи , концептуальные образы , создающие определенную картину мира и человека. На Основа? Узнать в Энциклопедическом словаре. Основа - это...'>основе этого концептуального миропонимания возникает оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в мире. Выявляется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы , т. е. всеобщие принципы представления о благе, истине, красоте, пользе и т. п. Ориентируясь на идеалы, человек определяет цели и задачи жизни, познания, практического преобразования мира и себя. Именно идеалы соединяют идеи и жизнь , придают идеям деятельную энергию, "идеируют" жизнь (М. Шелер). М. предполагает выработку жизненной позиции человека - результата жизненного и духовного опыта человека, его проживания и переживания. Позиция человека выливается в систему личностных убеждений, образует внутреннее духовное ядро личности. М. всегда личностно, оно представляет собой рефлексивное понимание своей жизни, выявление смысла бытия в мире. Т. е. М. - высший уровень самосознания индивида . В то же время М. индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеями, убеждениями, ценностями, идеалами других людей, человеческого сообщества и выступает как социальное , культурно-историческое образование . М. выражает " дух эпохи " (см. "Дух эпохи"), входит в его структуру наряду с мировосприятием и мироощущением. Помимо индивидуального М. можно Весть? Узнать в Словаре Ожегова. Весть - это...'>вести речь о культурно-исторических и социо-культурных типах М. Первым известным типом такого рода М. является мифологическое миропонимание, т. е. воплощенное в мифе. Его главная особенность - синкретизм , проявляющийся в различных аспектах. Здесь само М. еще не отчленено от мировосприятия и мироощущения, выражается через чувственно-конкретные, наглядные, часто персонифицированные образы. Миф - сказ, но сказ, не отделенный от действительности и создающий тем самым сферу особой мифологической реальности, где слово , дело, вещь взаимозаменяемы. Его основа - не знание и не вера , а доверие, доверчивое сознание . Строясь в соответствии с логикой воображения (Я. Голосовкер), т. е. с логикой желания и свободы человека, мифологическое М. свободно соединяет в единой реальности космическое и земное, природное и общественное, родовое и индивидуальное, жизнь и смерть , прошлое и настоящее , временное и вечное, чувственное и сверхчувственное . В нем - " все во всем ". Мифологическое М. имеет свои этапы развития, обусловленные изменением социальной жизни людей. Его распад связан с рационализацией мифа. Мифологическое М. явилось исходным для всех других типов М. Его проявления или апелляцию к мифу можно встретить и в поэзии, и в науке, и в религии, и в философии. Миф переродился в сказку, легенду, но не исчез и в своей первоначальной форме. Всюду, где сказ не отделен от действительности и где действует доверчивое сознание, возможно образование мифологической реальности и мифологического сознания. Усложнение общественной жизни, формирование общественных структур, рационализация мифа привели к вычленению в самостоятельные сферы религиозного, художественного (поэтического, эстетического), научного, философского М. Главный вопрос религиозного ?. - это вопрос о судьбе человека в мире. Здесь уже четко разделены мир земной и мир горний, чувственный и сверхчувственный, зримый и незримый. "Воздействие незримого - вот основная категория элементарной религиозной жизни", - утверждал В. Дильтей. Именно воздействие сверхчувственного, незримого определяет судьбу человека, его жизнь. Этот высший мир нельзя знать , рационально постигать. Его можно предчувствовать, верить в него, уповать на его милость . Религия - установление связи, единства чувственного человеческого мира со сверхчувственным (чаще всего - божественным) миром через веру, молитву, экстаз , откровение , мистическое чувство . Бог, духовные сущности, абсолют - сфера сакрального, святого, недоступного неподготовленному человеку. Святыни входят в обыденную, профанную сферу через благую весть, заповеди, откровения. При этом устанавливается духовное единство всего сущего, задаются идеалы, высшие ценности , моральные максимы бытия человека, преображаются душа и тело человека. Религия имеет множество форм и разновидностей. Атеизм не означает отсутствие религии. Художественное (или поэтическое) М. опирается на чувственный мир земных вещей. При художественном восприятии вещь выделяется из ряда других вещей, из обыденного порядка бытия, приподнимается над ним. Т. е. художник переносит вещь из ограниченного, тленного, преходящего в сферу Символический? Узнать в Словаре Ожегова. Символический - это...'>символического, доводит ее до идеального выражения жизни. Земное "вздымается" к горнему, а горнее нисходит к земному, и появляется та " складка " (М. Хайдеггер), где образуется художественная реальность - база художественного М. Раскрывая индивидуальную неповторимость земной чувственной вещи , художник делает ее равновеликой миру, выражает мир через " этость ", самость веши, персонифицирует ее. И тогда "море смеется", "листва шепчет", "звезда с звездою говорит". Мир сливается с человеком, с его желанием и грезой. Поэтхудожник, писатель - автор . X. Ортега-и-Гассет отмечал, что "автор" происходит от "auctor" - так в античности называли полководца, завоевывающего новые территории. Автор - творец, он через метафоры раздвигает смысловые горизонты жизни, создает "новую территорию" - художественную реальность. Автор выражает в своих произведениях свою индивидуальность , одновременно выражая индивидуальную неповторимость изображаемого. Он - демиург и одновременно " пророк ", "вестник" (Д. Андреев). Включаясь же в художественную традицию, создавая художественный " текст ", он превращается в "отголосок", сам попадает в распоряжение этого особого мира - художественной реальности. "Избыточность" художественной реальности может обогащать человека, компенсировать недостаточность обыденности, расширять горизонт его М. Однако она же может "очаровывать", "соблазнять", подменяя собой жизнь, имитировать мир и человека, перечеркивать действительность , превращая ее в набор "симулякров". При этом человек уходит от жизни в символический мир, в игру, не осознает "серьезность жизни", уходит от обязательности и ответственности, разрушая наличное бытие и себя в нем. Важнейшим типом М. является научное М., базирующееся на науке. В этом случае отношение мира и человека предполагает приоритет мира, или "действительности самой по себе". Наука стремится, насколько возможно, исключить человека, его фантазию, интересы , волю из своей картины. Она отделяет объект от субъекта , сущность и кажимость , чтойность и этость, всеобщее и единичное , истину и мнение . Идеал науки - достижение истинного знания о действительности. Ее эмпирический базис - наблюдение и эксперимент , осуществляемые исследователем. Но самого исследователя наука стремится вычеркнуть из результатов его научного поиска. Сущности, ноуменальности наука пытается достичь через феноменальность, используя при этом процедуры "очищения" сущности от кажимости. В отличие от религии, искусства, мифа наука опирается не на доверие, не на веру, не на внутреннее чувство и не на мистическое откровение, а на рационально выводимое знание. Истина здесь рационально добывается, рационально объясняется, рационально обосновывается. Первоначально истина противопоставлялась пользе, наука не стремилась к практическим результатам. Со временем же именно польза , практический результат стали выражать социальный смысл науки, сама она превратилась в социальный институт , а научное М. стало ядром формирования М. общества. Научное М. выражается научным языком, который строго определен, не терпит двусмысленностей, стремится к однозначности, формализованности и интерсубъективности. Идеал научности (рациональности) менялся исторически. В зависимости от него менялись представления и о степени истинности научного М. Длительное время функцию идеала выполняло математическое знание, затем физическое, в последнее время заявил о своей приоритетности идеал социально-гуманитарного знания. Многие науковеды утверждают, что сейчас нет единого и единственного идеала научной рациональности, что он до конца не оформился, находится в процессе становления. На мировоззренческом уровне наука выявляется в виде научной картины мира (НКМ) - высшего уровня научного знания, объединяющего исторически и дисциплинарно многообразную науку через ее фундаментальные проблемы и родовые принципы. НКМ выражает степень и форму постижения человеком (сообществом) мира. Именно через НКМ наука соотносится с другими типами М., выступая как культурный феномен . Высшим типом М. является философия , изначально претендовавшая на целостный образ мира, на постижение "мира как целого". Метафизическая позиция находит в философии свое наиболее адекватное выражение и воплощение . Философия, будучи " любовью к мудрости", изначально противопоставляла себя и мифу, и религии, и искусству, а затем, и науке, хотя опиралась на них и использовала их. Зародившись, фактически, вместе с другими видами М., которые появлялись с распадом мифа, философия была занята поисками единства в разнообразном видимом мире, поисками всеобщего и целого. Дильтей полагал, что философия появляется тогда, "когда мировоззрение возвышается до связного рационального целого, когда оно научно оправдывается и заявляет притязание на общезначимость ". Метафизика отвергала мнение и опиралась на логос , на рациональность , тем самым она совпадала с наукой, тяготела к научному М. Но философское М. может зарождаться, бытовать, используя любой другой тип М. Она связана с обыденным М., где бытует в виде максим житейской мудрости, пословиц, поговорок, притч, баек и т. п. От мифологического М. она заимствует стремление выразить "все во всем", использует миф наряду с логосом (философская мифология Платона и др.). От художественного М. она перенимает способность выражать всеобщее через конкретное , использует и символ , и метафору, да и самое художественную форму (философская эссеистика, философские идеи в поэзии, музыке, литературе, живописи). Как и религия, философия стремится выразить сферу сверхчувственного, установить всеобщие связи, усмотреть за видимым невидимый срез бытия. Философия не отказывается от веры, от откровения, но основывается она преимущественно на рациональном осмыслении и понимании мира и человека. Связь философии с наукой проявляется в стремлении к истине, в использовании рациональной аргументации, в построении особого категориального аппарата, в системности и др. Но философия не сводится ни к одному из типов М. Ее проблемы принципиально не разрешимы до конца, они постоянно вновь и вновь возникают и воспроизводятся в различной форме, постановке, в зависимости от уровня развития и потребностей общественной жизни. Философское М. является самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нем исторически обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса философии. Даются новые ответы на поставленные вопросы, предлагаются иные формы аргументации. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя. Философия формирует идеи и концептуальные системы мира; на их основе она дает оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком. Философия вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире; а на их основе формулирует цели человека, определяет задачи его деятельности. Философия заставляет человека выбрать свою жизненную позицию - формирует убеждения людей. Связываясь со своей собственной историей, философия, наконец, развивает духовный опыт человечества. Поднимаясь к предельным вопросам бытия людей и бытия вообще, философия раздвигает эти пределы. Но чтобы не стать схоластикой, безжизненной абстрактной схемой, метафизика должна окунаться в гущу жизни, черпать в ней живительные силы, впитывать реальные жизненные проблемы и вновь подниматься на высоту всеобщности для их решения. Философия находится в постоянном челночном движении: от наличного бытия - в сферу философского обобщения - и назад, в сферу жизни, впитывая и используя при этом достижения всех других типов М. Л. А. Мясникова

3. Мировоззрение - по [7] " термин " мировоззрение ", от немецкого Weltanschaunung, сам по себе неясен (как и большинство немецких философских понятий) и имеет несколько значений. В одном из них, видимо наиболее распространенном, мировоззрение - это совокупность положений, выражающих целостный опыт данного человека , опыт, связанный не только с фактами, но и ценностями. Мировоззрение содержит также ответы на основные вопросы , которые может поставить человек: вопросы экзистенциальные, нравственные и касающиеся мира в целом. В этом смысле мы говорим, например, о мировоззрении христианском, мировоззрении ацтеков, гитлеризме и т.д. Религия как идеология , наряду с другими составными частями также включает в себя и мировоззрение - его связь с субъектом, субъективизм . Мировоззрение не может быть обосновано, оно всегда есть акт веры. С мировоззрением связано несколько заблуждений. Важнейшее из них состоит в том, что существует некое "научное" мировоззрение, то есть мировоззрение, имеющее научное обоснование . Этот предрассудок получил широкое распространение в период Просвещения и до настоящего времени господствует в отсталых странах и в странах, где у власти стоят коммунисты. Второе заблуждение , противоположное первому, состоит в том, что все известное человеку, якобы, носит мировоззренческий характер , то есть, что объективно ничего доказать нельзя . Это суеверие , тесно связанное со скептицизмом, распространено сейчас в еще большей степени, чем предыдущее. Кстати сказать, своей популярностью оно обязано именно успеху скептицизма ". Ассоциативный блок. Тема мировоззрения тесно связана с такими понятиями, как культура вообще и культура мышления конкретного человека. Само мировоззрение является предметом работы личности над самим собой.

4. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение , понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции , программы поведения, действий людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи. По мнению составителя словаря, термин « мировоззрение » неверно ориентирует людей, стремящихся понять данную проблему. Сердцевину этого духовного явления составляют взгляды человека на свою жизнь и потому првильнее их именовать «человековоззрение» или «человековидение», а может быть – «человековедение».

5. Мировоззрение - комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания и оценки. Оно включает позицию субъекта по отношению к действительности, идеалы , ценности , цели.

6. Мировоззрение – — система взглядов на мир и место человека , общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы , принципы деятельности, ценностные ориентации . М. является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением . Понятию М. близки понятия «общая картина мира », «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание». Общественное М. меняется от эпохи к эпохе и складывается под воздействием культуры эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей. Существенной составляющей М. как отражения мира (прежде всего мира культуры) и ценностного отношения к нему является стиль мышления исторической эпохи, задающий общие принципы теоретического освоения мира и определяющий горизонт мышления эпохи. Важную роль в формировании М. играет философия . « Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знания о Космосе , но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни » (Г. Мейер). Согласно М. Шелеру, М. — «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происхо-дитли это осознание вообще». «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом филос. мышления, пытающегося объединить в единое целое разные формы познания мира начиная с результатов конкретных наук и кончая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления. Вместе с тем опрометчиво было бы утверждать, как это делал Марксизм-Ленинизм? Узнать в Словаре Ожегова. Марксизм-Ленинизм - это...'>марксизм-ленинизм , что какая-то конкретная филос. система (напр., марксистско-ленинская философия — диалектический и исторический материализм ) способна составить ядро М. общества. М. определяется культурой в ее целостности, а не одной идеологией, ядром которой в коммунистическом обществе действительно был марксизм - ленинизм .

7. Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью - природой и обществом . М. определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации , оценки и поведение . М. - относительно Автономный? Узнать в Словаре Ожегова. Автономный - это...'>автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека. Социально-философский подход к проблеме М. обнаруживает его несводимость к теоретической, осознанной форме. М. предстает в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе М. слиты воедино мысли и чувства , побуждение (воление) и действие , сознательное и бессознательное , слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют М., придают ему осознанный характер . Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают предпосылками возникновения устойчивых и целесообразных форм его социального поведения задолго до того, как исторически и индивидуально осознаются и приобретают теоретическую форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объективные закономерности его общественного существования. Истории известны различные виды М.: магическое, мифологическое, религиозное, философское, научное, а также различные смешанные их типы. Генезис системы М. обусловлен возрастными особенностями личности. М. возникает в раннем возрасте в сфере субъективно неосознанных, наивных, стихийных практических социальных отношений индивида . В нем в нераздельном сплаве слиты ощущения, чувства, желания, потребности , интересы , воля , побуждения, неосознанные стремления. На основе обобщения первичного социального опыта под влиянием воспитания и практического обучения формируется специфическая внутренняя схема , структура поведения, особая его программная матрица . Устойчивые и сохраняющиеся в системе М. планы , схемы, программы социального поведения личности по отношению к ее сознанию оказываются первичным, практически объективно обусловленным мировоззренческим уровнем. Элементами его выступают способности , навыки , сноровка, умения, практические способы организации деятельности во времени и т.д. В подростковом и юношеском возрасте система М. дополняется уровнем рационального мышления, т.е. системой идеалов, целей и ценностей. Формируется сфера рефлексии, интроспекции, самосознания личности, где систематизируется, оценивается и корректируется уже сложившаяся ранее мировоззренческая ориентация. Элементами этого уровня выступают потребности, мотивы , интересы, идеалы, принципы , цели и убеждения личности. Завершающим уровнем системы М. выступает совокупность субъективно осмысленных "результатов" собственной деятельности, что воплощается в личностной оценке наличного и желаемого статуса взрослой личности. Таким образом, субъективно усвоенные программы социальной деятельности, рационально, вербально выраженные ее принципы и, наконец, субъективно представленные и оцененные результаты социальной деятельности индивида (или группы) образуют макроструктуру системы М. М. - фундаментальное социальное качество индивида, его формирование каждый раз, с каждым новым поколением воссоздается снова и снова как задача исторически непреходящая. Для взрослого психически нормального человека система М. выступает внутренним законом его жизни, утвердившимся в результате сложного процесса познания окружающей действительности, самопознания и самооценки. По отношении к самой личности М. выступает первичным субъективным феноменом, внутренне обусловливающим ее поведение. М. превращает это поведение в относительно автономный, ответственный акт. Формируясь первоначально как некое следствие предшествовавших социальных связей и практического опыта индивида, М. затем превращается во внутреннюю причину, детерминирующую всю совокупность последующего его социального поведения в виде соответствующие идеалов и норм. Генезис М., а затем и его сознательное формирование представляет собой прежде всего сложную практическую и когнитивную самодеятельность субъекта . На разных этапах преобладающее значение могут получать либо внешние воздействия и влияния, либо внутренняя активная позиция субъекта. Поэтому весь процесс может подвергаться значительным внешним целенаправленным общественным воздействиям. Так, существенными средствами манипулирования формированием принципов социального поведения личности оказываются специфические материальные и духовные условия жизни; ограниченные возможности культурного развития; препарированная, неполная и неадекватная социальная информация и т.д. Тем самым индивид намеренно лишается возможности Свободный? Узнать в Словаре Ожегова. Свободный - это...'>свободного и осознанного выбора собственной социальной ориентации. Система М. личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности. Но в исторических условиях тоталитарного общества активно и агрессивно насаждаемые идеи способны формировать внешне однородную мировоззренческую ориентацию значительных масс людей, насильно подчиняя их индивидуальность той или иной излюбленной социальной идее (как результат - фанатизм : религиозный, националистический, коммунистический). Социальной основой и целью прогрессивного демократического развития общества выступает свободный самодеятельный человек, самостоятельно формирующий свой внутренний субъективный мир и принципы жизнедеятельности, сознательно выбирающий условия своего социального существования. Система М. как социальное "ядро" личности обусловливает ее целостность , ответственность , рациональную и адекватную ориентацию в обществе. И.И. Жбанкова

8. Мировоззрение - система различных взглядов, принципов, оценок, убеждений, интересов, обуславливающих место , роль и отношение человека к миру, а также детерминированные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы , принципы познания и деятельности, ценностные ориентации .

9. Мировоззрение - совокупность результатов метафизического мышления и исследований, причем метафизика понимается как наука , которая объединяет в единое целое формы познания мира: во-первых, различные "естественные" виды мировоззрения, связываемые по традиции с эпохой, народом, расой и т. п., во-вторых, философию, стремящуюся к априорному знанию (т.е. знанию, не зависящему от количества индуктивных исследований) во всех областях, и,- в-третьих, результаты конкретных наук. " Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе , но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни " (Г. Мейер); см. также Картина мира . Согласно М. Шелеру, мировоззрение - "управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо от того, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще".

10. Мировоззрение – — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции , программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) М. является и отдельный человек , и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности, и классы , и об-во в целом. М. отдельного индивида формируется под воздействиемспонтанным либо целенаправленным — М. об-ва и тех социальных общностей, в к-рые он входит. Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в к-ром находит свое выражение специфический жизненный опыт данного индивида, В Состав? Узнать в Словаре Ожегова. Состав - это...'>составе М. выделяют такие качественно различные элементы , как знания и убеждения. Если знания представляют собой по преимуществу содержательные компоненты системы М., то убеждения предполагают ценностно окрашенное нравственное и эмоциональное отношение и к знаниям, и к самой реальности. В тех случаях, когда хотят подчеркнуть эмоциональную сторону М., часто употребляют термин “мироощущение” (напр. оптимистическое, трагическое и т. п.). М. включает не всю совокупность знаний. к-рыми располагает его субъект , а только определенную их часть, являющуюся наиболее значимой для субъекта и находящуюся в глубинных пластах его познания. Исторически первой формой М. является мифологическое М.. характерное для доклассовых и раннеклассовых об-в. Миф был не только повествованием о происхождении и судьбах мира и всего того, что окружало человека, но и обоснованием и оправданием существующего образа жизни людей (их взаимоотношений, обычаев и т. д.), регулятором их поведения. В нем находили выражение и нравственные, и эстетические воззрения людей Становление классового об-ва ведет к разложению М., основанного на мифе (хотя отдельные элементы мифологического сознания сохраняются и воспроизводятся в мышлении людей на протяжении всей последующей истории): происходит дифференциация М. как отдельных индивидов, связанная с усилением в нем личностного начала , так и социальных классов и др. общностей. Особую мировоззренческую нагрузку берут на себя религия и философия . Религия в большей мере обращается к эмоциональной стороне человеческого существования и основывается прежде всего на вере в те или иные положения. Философия же выполняет в первую очередь функции осознания, рационального понятийного выражения и теоретического обоснования мировоззренческих установок, в связи с чем она подвергает критическому исследованию в свете разума и те взгляды и ценности , на к-рые опирается обыденное М. Впрочем, в конкретных исторических обстоятельствах философия может использоваться и для обоснования религиозного М. (так, средневековая философия во многом решала задачи обоснования христианского вероучения). В состав М. входят нравственные принципы и нормы, регулирующие взаимоотношения и поведение людей, а также эстетические воззрения. Начиная с 17 в. существенное значение в формировании М. приобретает наука . Научные знания, включаясь в систему М., служат целям ориентации человека или группы в окружающей природной и социальной реальности; как правило , они обретают мировоззренческую значимость после того, как получают философскую интерпретацию. В человеческой истории встречаются многообразные типы взаимоотношений и взаимодействия носителей разных М.— безразличие, сотрудничество, конфликт , доходящий порой даже до стремления физически уничтожить носителей иного М. Однако развитие мировой цивилизации открывает новые, более гуманные способы разрешения мировоззренческих конфликтов. Растущая взаимозависимость между людьми и народами в совр. мире ведет к усилению значимости такой составляющей М., как общечеловеческие ценности , и таких форм взаимоотношений, к-рые основываются на признании приоритета этих ценностей.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Мировоззрение» в других словарях:

Мировоззрение

- (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир иместо человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительностии...
Энциклопедический словарь

Мировоззрение

- Система взглядов, воззрений на природу и общество.
Словарь Ожегова

Мировоззрение

- Миропониманиемиросозерцание.
Словарь синонимов

Мировоззрение

- - система общих взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к сами... и еще 1 определение
Исторический словарь

Мировоззрение

- - англ. world-view; нем. Weltanschauung .  Система  взглядов на мир и место в нем человека ,  отношение  чел...
Социологический словарь

Мировоззрение

- - концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире..
Политический словарь

мировоззрение

- Калька из нем. Weltanschauung – то же; см. Унбегаун, RЕS 12, 39..
Этимологический словарь Фасмера

мировоззрение

- МИРОВОЗЗР'ЕНИЕ , мировоззрения, ср. ( ·книж. ). Совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: