Skip navigation

Что такое Психика? Значение слова psihika, философский словарь

Значение слова «Психика» в Философском словаре. Что такое психика? Узнайте, что означает слово psihika - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Психика

1. Психика – все, что относится к сознанию человека , определяет его индивидуальность . Психика охватывает всю совокупность фактов сознания и определяется как равновесие различных психических функций (чувств, поступков и знаний). Это психическое равновесие образует то, что обычно называют «индивидуальностью». Психика является предметом исследования психологии, психические заболевания относятся к психопатологии, формирование психики – к детской психологии.

2. Психика – (от греч. psychikos — душевный) — специфический способ функционирования души. Традиционно психическая реальность противопоставляется, с одной стороны, физиологии организма , понимаемой биохимически, с др. — понятию “ душа ”, воспринимаемому как метафизическая сущность . Посредством П. субъект строит картину внешнего мира, в которой упорядочены события настоящего, прошлого и возможного будущего, и, используя эту картину, регулирует и организует свою деятельность . П. есть и у животных, однако современная психология считает, что только у человека присутствует специфическая высшая стадия развития П. — сознание . Обычно в качестве психических феноменов рассматриваются мысли, чувства , ощущения, восприятия, память , образы , переживания, представления, умственные акты, мотивации и желания и т.д. Выделяются следующие, не сводимые друг к другу категории психической реальности: 1) образ (через него выражается гносеологическое отношение П. к окружающему миру); 2) действие (единичный акт, сложной системой таких актов является поведение ); 3) мотивация ; 4) коммуникация (психосоциальное отношение, не сводимое к способам отношения отдельного субъекта к окружающему миру); 5) индивид , или личность (интегральное понятие , указывающее на уникальность каждой конкретной особи). Проблемы психического функционирования, наряду с общим противопоставлением душевноетелесное, были в центре филос. дискуссий многих школ в психологии, вследствие чего невозможно выделить нейтральное определение П. Достаточно долго в философии использовалось только понятие души (духа), понятие “П.” возникло лишь сравнительно недавно, в кон. 19 в. У каждой школы психологии сложилось свое представление о том, какой частью целостного явления П. занимается она сама, и свое понимание П. как целого. Западноевропейская рационалистическая традиция , которая берет начало с Аристотеля и важнейшим представителем которой был Р. Декарт, указывает на следующие признаки , присущие всем психическим феноменам: явления собственной психической реальности даны каждому с непосредственной очевидностью ; такой прямой доступ возможен только к собственным психическим состояниям, в то время как об аналогичных состояниях др. можно судить лишь косвенно; в наличии у себя П. и в ее сознательном содержании каждый уверен абсолютно; все психические феномены не имеют пространственной протяженности и локализации (независимо оттого, какие свойства присущи их материальному субстрату ); большинство психических феноменов характеризуется интенциональ-ностью, содержательной направленностью ( мысль о ч.-л., переживание ч.-л.). В школах глубинной психологии подчеркивается многоуровневое строение П.: бессознательная часть (составленная преимущественно инстинктами), сознательная (доступная самонаблюдению и являющаяся источником волевой регуляции поведения), сверхсознательная (составляемая преимущественно социальными влияниями и установками). Гуманистическая психология подчеркивает динамику П. в процессе самоактуализации. В марксистской философии П. считалась формой отражения внешнего мира. Некоторые школы психологии изучают П. в той мере, в какой ее функционирование выражается внешне в доступных наблюдению телесных проявлениях ( психофизиология , этология , бихевиоризм ); фактически они примыкают к определению П. как отражения реальности. Некоторые современные школы, например трансперсональная психология, рассматривают П. как выходящую за пределы индивидуального Я. Спецификой психического функционирования активно занимаются такие филос. направления, как феноменология , экзистенциализм и др.

3. Психика – (от греч. psychikos - душевный) - совокупность сложных процессов и явлений, связанных с работой центральной нервной системы, но прежде всего головного мозга ; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой, т.е. это свойство высокоорганизованной материи (клеток мозга) адекватно реагировать на явления окружающей среды в интересах данного организма . Элементы психики: ощущения, восприятия, память , чувства , воля , мыслительный анализ , реакция . Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью , целостностью , соотнесенностью, развитием , саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Существует психика индивидов и общественных групп. Высшая форма психической деятельности - сознание - присуща только нормально развитому человеку.

4. Психика - системное свойство высокоорганизованной материи (на уровне животных и человека ), заключающееся в активном отражении особью или индивидуумом объективного мира.

5. Психика – (греч. "psuchе", изначально "бабочка", позже " душа ") - тонкая структура человеческого существа. В различных философских и религиозных учениях понимается по-разному. Философы -материалисты отрицают существование души и понимают психику как высшую нервную деятельность , производную от биологической материальной реальности.

6. Психика – (греч. psyche — душа ) — продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы (живого существа) и его среды. Непосредственно для человека П. выступает в виде явлений т, наз. субъективного мира человека: ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т. п. Говоря о сущности П., необходимо различать ее философское и конкретно-научное понятия. Философское понятие П. непосредственно связано с осн. вопросом философии. В этом отношении понятие “П.” отождествляется с гносеологическими понятиями “ сознание ”, “ мышление ”, “ познание ”, “ разум ”, “ идея ”, “дух” и т. п. и рассматривается диалектическим материализмом как особое свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в отражении объективной действительности в форме идеальных образов. Материя и П. противоположны, но только в пределах осн. вопроса философии, т. е. вопроса об отношении сознания к бытию, ибо вне и независимо от материи П. не может существовать. “За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой” (Ленин В. И. Т. 18. С. 259). В психологии понятие “П.” используется для характеристики специфического для животных и человека сигнального взаимодействия с окружающим. В ходе этого взаимодействия в мозгу , напр., человека формируются динамические структуры (психические модели), отражающие окружающую среду, его самого, включая сюда и состояние организма ; обеспечивая отображение действительности, эти модели выступают вместе с тем и как регуляторы процесса взаимодействия человека с окружающим миром, позволяют ему ориентироваться в нем, используя источники информации и ее переработку. П. как определенная структура со свойственной ей отражательной функцией не сводится к нервным процессам: каждый отдельный элемент этой структуры строится по законам физиологии в результате взаимодействия органов и тканей организма; но в целом П. складывается в ходе сигнального взаимодействия индивида и среды и в этом смысле формируется по иным, психологическим, законам. Возникновение П. связано с развитием жизни, с усложнением форм взаимодействия живых существ с окружающей средой. В ходе эволюции животных формировался специальный орган П.— нервная система , а позднее — ее высший отдел — мозг. П. человека развилась в процессе социального общения, труда , в неразрывной связи с развитием речи. Она качественно отлична от П. животных — продукта биологического развития. Особенностью П. человека является осознание действительности, обеспечивающее сознательное предвидение событий и планирование своих действий. Переход к высшей форме развития П. был связан с перестройкой органа П.— мозга: у человека к механизмам нервной деятельности животных добавились механизмы второй сигнальной системы — сигнализации действительности словом (И. Павлов). П. человека с самого начала — общественно-исторический продукт. В индивидуальном развитии П. человека формируется в процессе овладения им исторически сложившимися формами деятельности ( Психология ).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Психика» в других словарях:

Психика

- (от греч. psychikos - душевный) - совокупность душевных процессови явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфи...
Энциклопедический словарь

Психика

- Совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании о бъективной действительности; душевный склад челове...
Словарь Ожегова

Психика

- Психика (от греч. psychikos - душевный) - форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным...
Психологический словарь

Психика

- (от греч. psychikos - душевный) -англ. psychics; нем. Psyche. 1. Псих. деятельность ;  форма  активного отражения субъ...
Социологический словарь

Психика

- - способность человека отражать в своем сознании реальность, создавать модели этой реальности и на основе таких моделей строить...
Политический словарь

ПСИХИКА

- И, мн. нет, ж. 1. У человека и высших животных: основанная на работе мозга способность отражать действительность в виде ощущений,...
Словарь иностранных слов

психика

- ПС'ИХИКА , психики, мн. нет, ·жен. (от ·греч. psychikos - душевный) ( ·книж. ). Душевная организация человека (или ж...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: