Skip navigation

Что такое Информация? Значение слова informaciya, философский словарь

Значение слова «Информация» в Философском словаре. Что такое информация? Узнайте, что означает слово informaciya - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Информация

1. Информация - одно из центральных понятий современной философии и науки, широко вошедшее в научный обиход с 50-х гг. XX в. Данное понятие все чаще рассматривается в качестве третьего компонента бытия - наряду с веществом и энергией. Этимологически " информация " (лат. Informatio - разъяснение, изложение, осведомление) - термин обыденного языка , относящийся к познавательно-коммуникативной сфере человеческой деятельности и обозначающий совокупность сведений о каких-либо событиях или фактах. Т. о., И. в обыденном смысле есть прежде всего определенное содержание , однако именно эта - содержательная - сторона И. остается до настоящего времени наиболее неясной. В стремлении дать определение понятию И. ученые прошли за последние 50 лет эволюцию от формальных (преимущественно теоретико-математических) дефиниций того, что собой представляет и как может измеряться количество И., до новейших попыток построения универсальных концепций информационного общества, универсального метаязыка , всеобщей метатеории и т. п. Парадоксальность многих из этих концепций заключается в том, что само понятие И. в них не определяется, а принимается на интуитивном уровне. Отсюда понятен профессиональный интерес к осмыслению феномена И. среди философов. Разработки в области теории И. содействовали сдвигам в методологии научного познания, которые нашли выражение в смещении акцентов от вещи к отношению, от поисков универсальной первоосновы бытия к признанию разнообразия в качестве базового принципа научного исследования. Именно эти категории философии - отношение и разнообразие - занимают сегодня центральное место в попытках определить природу информационных явлений. Вместе с тем многочисленные исследования феномена И. обнаружили его связь с организацией, системностью, упорядоченностью , структурой, а также с функциональными состояниями и процессами в сложных системах управления. И тогда И. предстает как функциональное свойство процессов управления, неотделимое от последних, а теория И. - как раздел кибернетики. Из научно-технических разработок по теории И. родились специализированные научные дисциплины. Это информатика ( комбинация из слов "информация" и "автоматика") - область изучения научно-технической И., ориентирующаяся на автоматизированную обработку данных, массивов знаний производственно-технического и социального назначения с использованием вычислительной техники, средств связи и математико-программного обеспечения. Другая научная дисциплина - информология ( наука об И.) - область изучения И. как фундаментального фактора бытия, закономерностей производства, передачи, получения, хранения и использования И. Теория И. в узком смысле (математическая теория связи) - область изучения информационных процессов со стороны количества И., проходящей по каналам связи, запоминаемой и т. п.; в ней рассматриваются вопросы оптимального кодирования Сообщение в Социологическом словаре'>сообщений в форму сигнала, максимальной пропускной способности каналов связи и др., (вопрос о содержании сообщения (сигнала) обычно выносится за рамки этой теории). Основные исторические этапы информационной эволюции общества обусловлены появлением различных носителей информации: письменности, книгопечатания, современной информационно-кибернетической (в частности, вычислительной) техники. В наше время понятие И. ассоциируется с компьютерами, рекламой, издательской деятельностью , телевидением, радио- и телеграфной связью, другими средствами массовой информации (СМИ). В науку это понятие введено в 1928 г. Р. Хартли (США) для обозначения меры количественного измерения сведений, распространяемых по техническим каналам связи (заметим, безотносительно к содержанию этих сведений). Последние, ввиду ограниченных возможностей фиксации и передачи устной речи, преобразуются источником И. сначала в форму языкового (знакового) сообщения, а затем передатчиком во вторичную, удобную для трансляции по техническим каналам связи форму сигнала, что предполагает операцию кодирования с последующим декодированием на стороне приемника. Тем самым получатель имеет на выходе приемника сообщение, которое при минимизации помех ("шума") представляет собой, с определенной степенью соответствия, копию сообщения на стороне источника. Заметим, что доведение И. до адресата (получателя), если эта И. не является ложной (дезинформацией), всегда приводит к уменьшению неопределенности в знаниях и действиях последнего. Хартли предложил логарифм при основании два для вычисления количества И. как меры неопределенности, устраняемой в результате получения И. у того, кто эту И. получает. Так возникла единица И. - бит, или "одно из двух": либо "да", либо "нет" по отношению к вопросу, фиксирующему неопределенность знаний или сведений получателя о чем-либо его интересующем. В 40-е гг. другой американский ученый К. Шеннон, специализировавшийся в вопросах пропускной способности каналов связи и кодирования сообщений, придал этой мере количества И. более универсальную форму: количество И. стало пониматься как величина энтропии, на которую уменьшается общая энтропия системы в результате получения этой системой И. Формула эта выражает энтропию через сумму целого ряда вероятностей, помноженных на их логарифмы, и относится только к энтропии (неопределенности) сообщения. Иными словами, информативность сообщения обратно пропорциональна его очевидности, предсказуемости, вероятности: чем менее предсказуемо, неочевидно и маловероятно сообщение, тем больше И. оно несет для получателя. Совершенно очевидное (с вероятностью , равной 1) сообщение столь же пусто, сколь полное отсутствие такового (т. е. сообщения, вероятность которого заведомо равна 0). Оба они, согласно допущению Шеннона, неинформативны, не несут получателю никакой И. По ряду причин, относящихся к математике и связанных с удобствами формализации, энтропия сообщения описывается Шенноном как функция распределения случайных величин. Проблема И. многоаспектна не только в общенаучном, но и в философском смысле. В онтологическом и мировоззренческом аспектах предпринимаются попытки раскрыть соотношение И. с веществом и энергией, ее природу и статус в структуре бытия; в гносеологическом аспекте - соотнести И. с содержанием и формой знания, с образами, знаками, моделями и т. п.; в логико-методологическом аспекте - выявить количественно-математические, измеримые стороны информационных процессов в математической теории связи, моделях массовых коммуникаций, кибернетике. В 60 - 80-е гг. многие результаты, полученные в исследованиях предыдущего двадцатилетия, были эксплицированы в связи с исследованиями кибернетических моделей машинного перевода с одного языка на другой, теории игр и принятия решений, распознавания образов. Наряду с дальнейшей разработкой статистической (синтаксической) концепции И. появились семантические и прагматические концепции. Стало ясно, что работы Фишера, Найквиста, Хартли и Шеннона, будучи попыткой количественной экспликации качественного понятия И. как сведений, сообщений, не дают ответа на вопрос, о количестве какого качества идет речь . Интерпретация И. в этих работах носит формальный , абстрактно-математический характер . Исходным принципом создания сообщения служит принцип последовательного выбора его знак за знаком, буква за буквой из бесконечного резервуара готовых сообщений (ансамбля), и создание индивидуального сообщения есть его статистический выбор из ансамбля. Сообщения между собой статистически однородны (свойство эргодичности), поэтому математическую теорию связи интересуют индивидуальные различия сообщений, равно как и количество И., содержащейся в индивидуальном сообщении. Определимо лишь среднее количество И., приходящейся на одно сообщение в случае его выбора. Но И. выбора сообщения не есть И.. самого сообщения (Е. К. Войшвилло). Индивидуальность события не должна исчезать в однородности статистического ансамбля. Более того, А. Н. Колмогоровым и его учениками было показано, что статистическое понятие И. выражает не абсолютное ее количество, а дополнительную И., дополнение к имеющемуся у получателя информационному содержанию. Этим был дан толчок, во-первых, разработке т. н. тезаурусной модели и, как следствие , семантической и прагматической концепций И., во-вторых, уточнению взаимосвязи между И. и разнообразием. В 80-е и особенно в 90-е гг. обозначилась тенденция заметного размежевания специалистов в области теории И. на пессимистов и оптимистов, критиков и апологетов. Из области семантики и математических проблем теории связи дискуссии переместились в социально-этическую и политическую сферы проблем информационного общества. Объективной основой этих изменений стали громадные преимущества, которые дает развитие информационной инфраструктуры обладающим ею государствам и регионам, организациям и физическим лицам: возможность сжатой во времени переработки больших массивов И., практически мгновенной коммуникативной связи в пределах земного шара, проектирования сложных систем и управления ими и др. В ряде работ термин " информационное общество " символизирует по существу новую социальную парадигму (О. Тоффлер), исторически новый и особый тип цивилизации, идущей на смену сельскохозяйственной и индустриальной. Реальные преимущества, в возрастающей степени получаемые государствами и регионами (США, Европа, Япония) с развитыми И. технологиями и компьютерными сетями, приводят к изменению характера экономических, политических и социальных отношений, семьи, быта, досуга , образа жизни, переворачивают традиционные представления о ценности сельскохозяйственного и индустриального производства. И одновременно информатизация всех сфер жизнедеятельности современного человека , с т. зр. ее пессимистически настроенных критиков, сопровождается дегуманизацией, порождает новую и неизвестную предыдущим эпохам виртуальную реальность существования в иллюзорном мире. С социально-психологической т. зр., информатизация разрушает привычные природные ритмы и циклы жизнедеятельности людей; с нравственно-этической - вытесняет ценность и привлекательность живого общения, сопереживания, понимания; с политической - резко усиливает возможности манипулирования массовым и индивидуальным сознанием , влияния "четвертой власти" - СМИ, изменяет потенциал властных элит, в т. ч. посредством перемещения полномочий и возможностей последних из внутригосударственной сферы в область иерархии межгосударственных отношений. С социально-исторической т. зр., негативные проявления информатизации могут быть обозначены как апофеоз рациональности, доведение европейского классического типа рациональности до логически завершенной формы информационного господства в масштабах планеты. В современной типологии исследований И. среди "оптимистов" заметна тенденция разработки на основе теории И. всеобщей метатеории и всеобщего информационного метаязыка для научных и вненаучных областей знания. Известный российский исследователь И. И. Юзвишин, разрабатывая новую обобщенную науку - информациологию (1993), предлагает концепции И. кода человека и Вселенной, информационные подходы к сохранению здоровья и увеличению долголетия, построению нового мирового сообщества и др. Цель будущего видится в создании единого мирового распределенного информационно-сотового сообщества новой информационной цивилизации, а в гносеологическом аспекте - в революционном прорыве посредством И. в трансцендентные миры. Дальнейшие исследования проблемы И. связаны с трудностями, с которыми столкнулись разработчики кибернетических моделей распознания образов, машинного перевода с одного языка на другой, теории игр и принятия решений. Смысловые характеристики естественного языка, образного и понятного мышлению человека, многозначны и континуальны, их представление в виде дискретных множеств с четко и однозначно фиксируемыми различиями между элементами ("буквами", "словами") возможно лишь в ограниченной степени. В. И. Кашперский

2. Информация – (от лат.-ознакомление, разъяснение): многозначное понятие , имеющее многоуровневое, разноаспектное значение , и, по мнению составителя словаря характеризующее,: 1) сумму определенных сообщений, описание фактов; 2) совокупность новых данных для процесса коммуникаций, новости; 3) одно из основных понятий кибернетики; 4) форму энергетического взаимодействия как меры, способа существования, сохранения и изменения систем, основа связи и управления в процессе отражения в живой и неживой природе, в обществе; 5) как форма отражения является одной из основных субстанций материальной и духовной действительности (наряду с протяженностью и движением ). В последнем значении информация имеет статус не только общенаучного понятия, но и мировоззренческой категории , входящей в различные направления и способы философствования, особенно при анализе природы и содержания процесса познания, концепции компьютерной, информационно-биотехнологической революции, и в связи с этим, понимания природы человека , направлений его эволюции, перспектив будущего современной цивилизации.

3. Информация - содержащиеся в чем-либо сведения о чем-либо, признаки некоторого объекта , представленные в другом объекте.

4. Информация – (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п. В границах системно-кибернетического подхода И. рассматривается в контексте трех фундаментальных аспектов любой кибернетической системы: информационном, связанном с реализацией в системе определенной совокупности процессов отражения внешнего мира и внутренней среды системы путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов; управленческом, учитывающем процессы функционирования системы, направления ее движения под влиянием полученной И. и степень достижения своих целей; организационном, характеризующем устройство и степень совершенства самой системы управления в терминах ее Надежность в Энциклопедическом словаре'>надежности, живучести, полноты реализуемых функций, совершенства структуры и эффективности затрат на осуществление процессов управления в системе. Само понятие И. обычно предполагает наличие по крайней мере трех объектов - источника И., потребителя И. и передающей среды. И. не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Носителем ее является сообщение. Сообщение - это кодированный эквивалент события , зафиксированный источником И. и выраженный с помощью последовательности условных физических символов (алфавита), образующих некую упорядоченную совокупность. Средствами Передача в Словаре Ожегова'>передачи сообщений являются каналы связи. По каналу связи сообщения могут передаваться лишь в единственно приемлемой для этого канала форме сигнала. Сигнал - это знак , физический процесс или явление , распространяющееся в канале связи и несущее сообщение о каком-либо событии, состоянии объекта наблюдения или контроля, команды управления, указания и т.п. Так, электрические сигналы распространяются в электронных и электрических цепях, акустические - в среде газа, жидкости или твердого тела и т.д. Несущий И. сигнал, передаваемый средой (каналом) и получаемый потребителем, имеет для последнего определенный смысл , отличный от самого факта поступления этой И. (сообщения). Это достигается за счет специальных соглашений, заключаемых между источником и потребителем И., в соответствии с которыми сигнал интерпретируется, т.е., из получаемого сигнала извлекается понятный потребителю смысл. Таким образом, простая физическая регистрация принятого сигнала еще не означает, что получена И. от источника, если с помощью известных потребителю правил из этого сигнала не будет извлечен смысл. При этом важно подчеркнуть, что сам сигнал может и не иметь непосредственной физической связи с событием или явлением, о котором он несет И. В этом смысле И. выступает как свойство объектов и явлений порождать многообразие состояний, которые посредством отражения передаются от одного объекта к другому и запечатлеваются в его структуре. Мозг человека посредством органов чувств получает огромный объем И. И. является основным материалом мышления и лежит в основе всякой умственной деятельности. Краеугольным камнем в теории И. является презумпция то го, что разнообразные сообщения, имеющие самые различные содержания и относящиеся к самым различным вопросам, могут быть переведены на общий язык , а И., которую эти сообщения несут, может быть количественно измерена. С помощью такой количественной меры можно оценивать передаваемые сообщения независимо от формы, в которую они облечены. Это положение создает объективную основу для построения общей научной теории И. Подобно тому, как введение понятия энергии позволило рассматривать все явления природы с единой точки зрения, так и введение понятия И., единой меры количества И. позволяет подойти с единой общей точки зрения к изучению самых различных процессов. Количество переданной И. и тем более эффект воздействия И. на получателя не определяются количеством энергии, затраченной на ее передачу. Поэтому одной из важнейших особенностей И. является ее неэнергетический характер . Сущность использования И состоит в том, что приведение в действие больших масс вещества и процессов передачи и преобразования больших количеств энергии могут направляться, контролироваться при помощи небольших масс и количеств энергии, несущих И. Так, например, на автоматизированных робототехнических комплексах изготавливаются сложнейшие детали и узлы современных машин и осуществляется их сборка под воздействием весьма маломощных в энергетическом смысле управляющих сигналов, подаваемых встроенными в технологическую линию микропроцессорами на исполнительные органы станков и роботов. Кибернетический подход к И. интересен тем, что он абстрагирован от конкретных форм энергии и материи, с помощью которых осуществляются информационные процессы в живой природе, машинах и человеческом обществе. В философии более трех десятилетий сосуществуют два различных подхода, две противостоящие друг другу концепции И. - атрибутивная и функциональная. Атрибутивная концепция трактует И. как свойство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи. Функциональная концепция, напротив, связывает И. лишь с функционированием самоорганизующихся систем. Каждая из этих концепций отражает определенный аспект И. и поэтому их можно рассматривать в единстве, при котором атрибутивная концепция делает акцент на независимости И. как атрибута материального объекта от процессов ее использования, отражая тем самым статический аспект И. Функционирование же кибернетической системы, с которым связывает И. функциональная концепция, отражает по своей сути динамический аспект И., определяющий И. через динамику информационных процессов. Объекты потому могут порождать процессы, что в них, этих объектах содержится И., которая при определенных условиях может реализовываться в "передающую" часть отражения. Субъект извлекает из объектов И. и включает ее в контур познания и/или управления. При этом выявляется содержание , смысл И., она приобретает ценность , раскрываются ее семантический и прагматический аспекты. В этом контексте можно говорить об Относительный в Словаре Ожегова'>относительном и абсолютном характере И. Относительный характер И. выражается в том, что какой-либо объект является источником И. всегда лишь в отношении к другому, строго определенному и взаимодействующему с ним объекту, который способен в данных конкретных условиях воспринять (извлечь) и использовать в своих целях эту И. Абсолютный же характер И. выражается в том, что нет таких материальных образований (объектов), которые не обладали бы таким свойством, как И. Это справедливо как в отношении открытых (взаимодействующих) объектов (систем), так и замкнутых (изолированных), хотя в отношении последних с известной степенью идеализации можно говорить как о потенциальной возможности их обладать И. Встав в один ряд с таким фундаментальными категориями, как материя и энергия , И. превратилась в необычайно широкое понятие и продолжает раскрываться все шире и глубже. В зависимости от области исследований И. имеет множество определений: обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Н. Винер); отрицание энтропии (Бриллюэн); коммуникация и связь , в процессе которой устраняется неопределенность (К. Шеннон); передача разнообразия (Эшби); мера сложности структур (Моль); вероятность выбора (Яглом). Каждое из этих определений раскрывает ту или иную грань многоаспектного понятия И. как меры неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени и меры изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. И. как объект научного исследования и изучения предполагает выделение технических, семантических и прагматических аспектов. В техническом аспекте изучаются проблемы точности, надежности, скорости передачи сообщений, технических средств и методов построения каналов передачи сигналов, их помехозащищенности и др. В семантическом аспекте исследования направлены на решение проблемы точности передачи смысла сообщений с помощью кодированных сигналов. Прагматический аспект исследования И. заключается в том, насколько ценным для потребителя является полученное сообщение с точки зрения влияния этого сообщения на последующее поведение потребителя. Идея , что И. можно рассматривать как нечто самостоятельное, возникла вместе с новой наукой - кибернетикой, доказавшей, что И. имеет непосредственное отношение к процессам управления и познания, обеспечивающим такие качества систем, как устойчивость и выживаемость. В кибернетической системе указанные два процесса оказываются тесно связанными. Действительно, для формирования оптимального поведения в среде своего обитания система должна постоянно приспосабливаться к непрерывно изменяющимся внешним условиям, исследуя, изучая и познавая эту среду путем сбора и обработки как внешней, так и своей внутренней И., в результате чего в системе формируется динамическая информационная модель внешнего мира. Поэтому необходимым условием любого процесса управления и/или познания, осуществляемом в живом организме , в технической системе или в человеческом обществе являются процессы сбора И., ее передачи, накопления, переработки и использования в процессах выработки управляющих воздействий для достижения целей управляемой системы. Кибернетика рассматривает взаимодействия системы со средой и систем между собой исключительно как информационные, в то время , как другие науки те же взаимодействия могут исследовать в иных аспектах. Поэтому управление в кибернетических системах наиболее логично определяется именно через И.: как переход или перевод системы в одно из возможных для нее состояний, производимый либо самой системой, либо другой системой в результате получения и передачи И. Основная задача управления с точки зрения кибернетики - сохранение и накопление имеющейся и поступающей в систему И., что эквивалентно сохранению или повышению имеющейся организованности системы. Говоря о двуединстве процессов управления и познания, в кибернетических системах различают два вида И.: 1) структурная (или связанная) И., присущая всем объектам живой и неживой природы естественного и искусственного происхождения и возникающая как результат отбора , фиксации и закрепления в системе в форме определенных структурных изменений ее положительного опыта взаимодействия с внешней средой, т.е. благодаря и в результате целенаправленных управленческих процессов; 2) оперативная (или рабочая), циркулирующая между объектами материального мира и используемая в процессах управления в живой природе, технических системах и человеческом обществе. Важно отметить существование глубокой аналогии между процессами управления и познания. В основе обоих этих процессов лежат активное отражение и цикличность. В их структуре - по два контура обратной связи. В первом контуре циркулирует т.наз. оперативная И., возникающая как результат отклонения параметров системы от заданных под воздействием среды (система управления) или как результат проявления свойств исследуемого объекта под воздействием сигналов субъекта познания (система познания). Во втором контуре в результате семантической фильтрации информационных потоков первого контура происходит отбор и накопление полезной с точки зрения целевой функции И., превращение ее в структурную и тем самым формирование процесса саморазвития системы на структурном уровне. В системе управления появляются такие ее новые свойства, как обучение , адаптация , прогнозирование (упреждающее отражение), что несомненно повышает жизнеспособность системы. В системе познания выявляются закономерности исследуемого объекта, формулируются гипотезы, доказываются теоремы, создаются теории. И. как философская категория фиксирует не только всеобщие формы бытия, их связи и взаимообусловленность, но и является фактором развития от низшего к высшему в природе, обществе и познании. В связи с этим различают три формы И., соответствующие трем физическим сущностям кибернетических, целенаправленных систем: биологическая И. внутри живых организмов и между ними, машинная И. внутри и между машинами и социальная И. в человеческих сообществах. При всем качественном различии в содержании и формах представления указанные виды информационных процессов изоморфны в структурном отношении, что является объективной предпосылкой создания искусственных информационных систем, реализующих функции памяти, обратной связи, имитации реальных физических, биологических, социальных и иных различных по своей природе процессов и явлений. Активная роль И. в возникновении и развитии новых форм движения и информационных структур, а также единство и взаимосвязь структурной и оперативной И. особенно четко проявились в двух переломных скачках развития материи - от неживой природы к жизни и от высших животных к человеку и к человеческому обществу. Последнее способствовало резкому повышению интенсивности оперативной И. и взаимообщению людей в процессе их трудовой деятельности. Появление множества новых взаимосвязей и взаимодействий привело к образованию новой метаструктуры - человеческого общества. По мере накопления в обществе различных видов И. невиданными темпами возрастает интенсивность ее потребления во всех сферах жизнедеятельности общества. Это приводит к дифференциации оперативной И. в обществе, к появлению таких ее видов, как социальная, научно-техническая, технологическая, статистическая, используемых в целенаправленной деятельности людей по созданию множества новых искусственных структур - орудий труда , машин, предметов быта, достижений наук, произведений искусств и т.п. - т.е. по формированию ноосферы. В связи с этим на первое место выдвигается содержательный аспект И., ее релевантность по отношению к деятельности людей. Именно содержательная, ценностная сторона первоначального формально-математического понятия И. позволила объединить понятия " знание " и "И." в новое единое фундаментальное понятие "информационный ресурс". И. стала превращаться в важнейший стратегический ресурс общества. С расширением использования информационного ресурса связывается переход общества в принципиально новую фазу своего развития - т.наз. " информационное общество ", где возможно появление принципиально новых форм социальной активности индивида и целых социальных групп в форме социально-информационных технологий. Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой. Отсюда и двоякая роль информационных технологий: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой - это средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться людьми в системах государственного управления и общественного самоуправления. Изучением и развитием теории информационных технологий и ресурсов и их роли в интеллектуализации общества на современном этапе занимается относительно молодая наука информатика . Мировая практика подтверждает известное научное положение о том, что интенсификация информационных процессов, все более углубленная переработка И. и всестороннее использование информационных ресурсов в управлении повышает устойчивость, приспособляемость к меняющимся внешним условиям, живучесть и надежность индивида, общественных систем. Прямым следствием интенсификации информационных процессов является ускорение развития человеческого потенциала, повышение уровня образованности и информированности людей и через это - формирование все расширяющегося социально, политически и экономически активного слоя населения. Таким образом, формирующиеся в обществе во все возрастающем объеме информационные ресурсы и ускоряющиеся темпы их потребления в системах управления всеми сферами жизнедеятельности общества с помощью социально-информационных технологий являются главными признаками информационного общества и ключевыми факторами оптимизации его развития. О.И. Семенков

5. Информация - 1) производимое в рамках субъект -объектного отношения отражение объекта субъектом, которое принимается, перерабатывается, сохраняется, воспроизводится и используется в процессах управления; 2) смыслосодержащая субстанция , передаваемая по каналам управления; 3) ограниченное разнообразие , тем или иным образом связанное в каждой из структур объективного мира; 4) все содержащееся в мире разнообразие.

6. Информация – (от лат. informatio ознакомление, разъяснение) - понятие используемое в философии с давних времен и получившее в последнее время новое , более широкое значение благодаря развитию кибернетики, где оно выступает как одна из центральных категорий наряду с понятиями связи и управления. Понятие информации стало общим для всех частных наук, а информационный подход , включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования. Первоначальное понимание информации как сведений сохранялось вплоть до сер. 20 в. В связи с развитием коммуникационных средств были предприняты первые попытки измерения кол-ва информации с использованием вероятностных методов. Позднее появились др. варианты математической теории информации - топологический, комбинаторный и пр., - получившие общее название синтаксических теорий. Содержательный ( смысл ) и аксиологический ( ценность ) аспекты информации исследуются в рамках семантической и прагматической теорий. Развитие понятия информации в современной науке привело к появлению ее различных мировоззренческих, в особенности философских, интерпретаций (трансцендентальная, т.е. сверхъестественная, природа информации в неотомизме ; информация как субъективный феномен в неопозитивизме и экзистенциализме и т. д.).

7. Информация – — в широком смыслерезультат отражения одного объекта в другом, используемый в конечном счете для формирования управляющих воздействий. Для понимания существа И. особенно важным является раскрытие трех осн. ее аспектов: синтаксического, семантического и прагматического. Синтаксическая сторона И. характеризует внутренние особенности используемого в управлении “слепка” объекта, его структуру, сложность, организованность. С т. зр. семантики И. должна обладать определенным смыслом, т. е. быть соотнесенной с отражаемым объектом, быть в нек-рых пределах его “заместителем”. Прагматический аспект И. характеризует ее способность влиять на процессы управления, т. е. ценность , полезность. Первоначально И. понималась как сведения, знание , но с середины 20 в. стала рассматриваться обобщенно, в отвлечении от конкретной физической природы рассматриваемых систем. Непосредственными предпосылками для такой эволюции явились становление кибернетики (Винер), зафиксировавшей существенную общность информационных процессов в различных объектах, и создание теории И. (К. Шеннон), разработавшей количественный подход к оценке сложности передаваемых информационных структур. Развитие обобщенных представлений об И. имело мировоззренческие следствия. Картина Вселенной, основанная на физикалистском, массэнергетическом видении мира, была дополнена третьим фундаментальным параметроморганизованностью объектов. Детерминизм дополнился идеей информационного причинения, понятием энергетически маломощного взаимодействия объектов, обеспечивающего обмен И. В картине мира, учитывающей такое причинение, внимание оказалось перенесенным с “коня” на “всадника”. Подобный вариант детерминации предоставляет управляющей системе возможность “опережающе отражать” (П. К. Анохин) действительность , т. е. реагировать даже на не развившиеся, но значимые новые явления. Успехи в изучении И.и Разработка в Энциклопедическом словаре'>разработке совр. техники передачи, хранения и переработки И. привели к появлению информационных интерпретаций процессов мышления. В последние годы особое значение приобрело изучение вопросов функционирования И. в социальных системах . Прежде всего в связи с важностью этих процессов и обострением противоречия между производством огромного количества И. (“информационным взрывом”) и трудностью доступа ко всей этой И. потребителей (“информационным голодом”). Осн. техническим средством разрешения данного противоречия являются создание вычислительных центров коллективного пользования, интегрированных банков данных, разработка систем “искусственного интеллекта ”, сетей обработки и передачи И., широкое внедрение персональных компьютеров. В подобного рода совр. системах происходит переход от оперирования с И. в виде данных, т. е. с неинтерпретированной внутри ЭВМ И., к И. в виде концептуально связанных и согласованных между собой сведенийзнаний. Теоретической базой решения всех вопросов, связанных с развитием и использованием совр. информационной технологии и техники, выступает информатика . Особого анализа требует изучение процессов реального функционирования И. в об-ве, поскольку особенности социальной системы определяют эффективность использования информационной технологии и направленности ее применения. Информационные процессы могут быть ориентированы на всемерное обеспечение информационных потребностей об-ва и развитие способностей каждого человека , но могут вести к появлению новых форм эксплуатации, скажем, менее развитых государств за счет неравноценного информационного обмена с ними и контроля над их информационными потоками (“информационный империализм”).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Информация» в других словарях:

Информация

- (от лат. informatio - разъяснение - изложение), первоначальная- сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способ...
Энциклопедический словарь

Информация

- А. Значение, приписываемое данным на основе известных соглашений, относящихся к их представлению. Б. Сведения, данные, зна...
Бизнес словарь

Информация

- Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством Spec. и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Информация

- (от лат. informa-tio - сообщение )  - англ. information; нем. Information. 1. Сообщение о ч.-л. 2. Сведения, являющиеся объ... и еще 5 определений
Социологический словарь

Информация

- – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.. и еще 1 определение
Политический словарь

ИНФОРМАЦИЯ

- И, ж. 1. Сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-нибудь Текущая и. Источники инфор-мации. И. о погоде. Газетна...
Словарь иностранных слов

информация

- Начиная с Петра I; см. Смирнов 123. Через польск. informacja из лат. informatio "представление, понятие о ч.-л."..
Этимологический словарь Фасмера

информация

- - сведения о чем-либо, являющиеся объектом сбора, хранения, переработки. Стоимость И. включает в себя: время руководителей и подчи...
Большой бухгалтерский словарь

информация

- ИНФОРМ'АЦИЯ , информации, ·жен. ( ·книж. , офиц. ). 1. только ед. Действие по гл. информировать . Информация п...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: