Skip navigation

Что такое Труд? Значение слова trud, философский словарь

Значение слова «Труд» в Философском словаре. Что такое труд? Узнайте, что означает слово trud - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Труд

1. Труд - процесс создания людьми условий и средств существования; воплощения человеческих сил, умений, знаний; преобразования и приспособления природного материала к человеческим потребностям. Т. - способ воспроизводства и накопления общественного опыта ; в более узком смысле - способ умножения благ, богатства, капитала . В житейском сознании Т. - это работа , требующая напряжения и траты сил, "все, что утомляет" (В. Даль). Философские определения Т. сопряжены с трактовкой человеческой деятельности, с анализом социально-исторических форм ее разделения и связывания, "синтезирования" (см. " Деятельность "). В этом плане Т. характеризуется как аспект деятельности, в котором человеческие силы и способности опредмечиваются, приобретают форму внешности, вещности, предметности, независимую от создавшего ее индивида и, вместе с тем, пригодную для присвоения ее другими людьми, для перемещения ее в пространстве и времени общества. Этот акцент - и на практике и в теории - достигается ценой того, что "в тени" остаются другие аспекты деятельности: распредмечивание человеком качеств природной и социальной предметности (материал, орудия, средства), культивирование собственных сил и возможностей людей, их самореализация. Т. оказывается процессом, порождаемым людьми, но и порождающим такие условия , средства, инструменты, формы, стандарты , к коим вынуждены приспосабливаться сами люди, причем не считаясь порой с другими аспектами своего деятельностного бытия, индивидуального существования, общения и т. п. Т. реализует человеческие силы, дает им предметные и общественные формы и обеспечивает возможность их Отделение в Бизнес словаре'>отделения, абстрагирования от людей и их бытия. Наиболее явным отделение Т. от других аспектов человеческой деятельности становится в индустриальном обществе. В условиях роста крупного машинного производства Т. превращается в составляющую экономического и технического прогресса , как бы реально абстрагируется от индивидуального бытия людей, их частной жизни. Т. оказывается особого рода процессом опредмечивания человеческих сил, включенным в действие овеществленных условий и средств производства. В составе и во взаимодействии с этими средствами Т. образует "экономическую машину" увеличения богатства и "работает" в соответствии с законами и формами существования такой машины. Поскольку функционирование "экономической машины" трактуется в индустриальном обществе как важнейшее условие развития, то "абстрагированный" от индивидов Т. рассматривается как сфера их непосредственно общественной жизни. Но поскольку такой Т. является чуждым (см. " Отчуждение ") личностным формам жизни людей, постольку развитие самих индивидов часто противопоставляется Т. и осуществляемым им социальным связям. С этим сопряжены довольно жесткое разграничение социальных наук и гуманитарного познания, а в рамках социальных наук - оппозиция социальной и индивидуальной жизни людей. Эта ситуация была проанализирована К. Марксом в его экономических исследованиях, где он показал, что отчужденный Т. есть условие и средство стремительного - в определенных исторических рамках - роста капитала. Он зафиксировал парадоксальную зависимость : Т. является постоянным источником капитала и вместе с тем реализуется в абстрактных и машинизированных формах, навязанных капиталом человеческой деятельности. Т. о., Т. определяется капиталом как обезличенная, абстрагированная, отчужденная деятельность человеческих индивидов, т. е. "чистая" человеческая энергия , обеспечивающая воспроизводство и умножение богатства. К. Маркс показал в своих экономических работах, что отношения Т. и капитала - это отношения противоположных моментов общественного воспроизводства, процесса, в котором взаимообусловлены не только количественные характеристики Т. и капитала, но и их качественные изменения. Однако в политических трактатах К. Маркса и многих его последователей эта сложная взаимообусловленность "отодвигалась" на второй план, а на авансцене оставались Т. и капитал как две, противостоящие друг другу политические и социальные силы. Эта оппозиция надолго закрепилась в идеологии и политической практике, тем более, что она вполне соответствовала логике простых противопоставлений, свойственной стереотипам обыденного сознания, и эту логику подпитывала. Экономический анализ К. Маркса строился на допущении, согласно которому сложный Т. может быть сведен к Т. простому, а капитал может беспрепятственно возрастать, пока он находит ресурсы развития в насыщении системы машин энергией простого Т. Практика XX столетия потребовала внимательно отнестись к этим допущениям и связанному с ними расчету. Попытки повысить качество производства и увеличить его прибыльность ценой "выжимания" из работника максимума его физических и психических сил ("Работник - та же машина, только вместо электричества и смазки ему надо платить зарплату" - формулировка эпохи становления конвейерного производства и соответствующих концепций организации Т.) не дали экономического эффекта . Суммирование простого Т. не обеспечивало новых качеств деятельности и организации, не гарантировало успеха на рынке. Требовался иной тип Т. и соответствующее переструктурирование капитала. Т. может рассматриваться как некая константа , характеризующая "обмен веществ" между человеком и природой (К. Маркс). Но эта константа, очевидно, абстрагируется от качеств самого Т., от культурно-исторических форм его реализации. Даже если исходить из нее, как из начального допущения, то следует добавить, что Т. есть обмен веществом , энергией и информацией, причем даже в самых своих элементарных формах. Информация в данном случае и означает ту схему осуществления Т. (траты вещества и энергии), которая определяет в нем че ловеческую специфику. И если в эпоху классического индустриализма и капитализма можно было отвлекаться от этой стороны Т. и делать акцент на преобразовании и присвоении вещества природы (а заодно игнорировать личностные характеристики Т.), то в середине XX столетия информационные аспекты Т. оказываются наиболее важными - ив экономическом, и в социальном, и в управленческом, и в экологическом планах. Соответственно Т. обнаруживает свою внутреннюю связь с др. аспектами деятельности: самореализацией и общением индивидов. Все более повышается значение воспроизводящей функции Т. (в противовес функции преобразования): сохранение равновесия между различными социальными, научными, культурными схемами деятельности, с различными природными формами требует все больше усилий. В этом плане Т. становится условием и средством достижения приемлемых отношений человека с миром и себе подобными. (См. " Гуманизм ", "Деятельность", "Отчуждение".) В. Е. Кемеров

2. Труд - включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности [15].

3. Трудиспользование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ; процесс преобразования природы с целью производства материальных и духовных благ. В развитой форме общества выделяется духовный труд , в процессе которого создаются интеллектуальные продукты. В технологическом отношении труд соединение профессионально подготовленной рабочей силы со средствами производства и приведение их в действие . Во всеобщем смысле , всякая деятельность человека , его физиологическое и духовное усилие, направленное на получение положительного результата.

4. Труд - как этическое явление есть то же самое, что и участие, затрата, применение: индивид находит себе применение, затрачивает силу, отдает свою энергию. Труд требует выполнения работы и "усердия". Он не только наталкивается на сопротивление вещи , но и отвоевывает себе требуемый результат, выжимает из себя все. Стремление человека направлено к тому, чтобы встать над трудом, овладеть процессом труда. В труде он все время узнает как самого себя, так и вещь : самого себя - в спонтанности примененной энергии, как физической, так и духовной; вещь - в ее сопротивлении этой энергии. Они нераздельно связаны друг с другом, они суть реальный опыт .

5. Труд – — целесообразная деятельность человека , направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и об-ва,— всеобщее условие обмена веществ с природой; гл. предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни. Процесс Т. включает в себя два ряда отношений. Определенное отношение человека к природе — первая сторона Т. Преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную природу. Изменение внешней природы есть в первую очередь приспособление предметов к потребностям человека. Т. включает в себя следующие простые моменты : 1) целесообразную деятельность, или сам Т., 2) предмет Т., 3) средства Т., 4) результат Т. Т. как процесс производства и воспроизводства человека в его общественных отношениях созревает тогда, когда все его простые моменты сами создаются Т., а не даны в готовом виде. Созревание Т.— исторический процесс. Этот исторический процесс не вполне завершен, если Т. совершается в об-ве гл. обр. ради поддержания физического существования. Вполне зрелый Т.— Т. гл. обр. ради потребности в Т., при этом поддержание физического существования становится лишь необходимой предпосылкой Т. Как преобразование внешней природы Т.— осн. условие специфически человеческого существования. Его становление было фундаментальным процессом выделения человека из животного мира, образования совр. биологического типа человека и человека в качестве общественного существа. Вторая сторона Т.— общественный характер отношения людей друг к другу по поводу условий, процесса и результата трудового отношения к природе. Эта сторона Т. развивается на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Единство сторон ближайшим образом реализуется в кооперации и разделении труда . Взаимосвязь этих сторон исторически изменялась, соответственно изменялись и представления о Т. Т. и производство едины и отличны друг от друга. Т.—преобразование внешнего мира, приспособление его к потребностям человека, а производство — это не только преобразование внешнего мира, но и воспроизводство общественных отношений и человека как продукта, носителя и творца этих отношений. При разных типах исторического развития (доклассовом, классовом, бесклассовом) и в разных общественно-экономических формациях Т. выступает в различных формах. ( Умственный и физический труд ).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Труд» в других словарях:

Труд

- Целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение,видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения с...
Энциклопедический словарь

Труд

- Англ. labou сознательная деятельность человека по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения по...
Бизнес словарь

Труд

- М. работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; в...
Словарь Даля

Труд...

- 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: трудовой (трудколония, трудповинность, трудшкола и т.п.)..
Словарь Ефремовой

Труд

- ТРУД ТРУДЯГИН ТРУЖЕНИКОВПредки носителей таких фамилий были трудолюбивыми людьми. (Э).
Словарь русских фамилий

Труд

- Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. и еще 4 определения
Словарь Ожегова

Труд

- -англ. labour/work; нем. Arbeit. Целесообразная деятельность  человека, в процессе  к-рой он при помощи орудий труда &... и еще 5 определений
Социологический словарь

Труд

- - процесс, совершающийся между человеком и природой, работа по ее преобразованию, имеющая целью создание потребительской стоимос...
Политический словарь

труд

- I I, род. п. -а, трудный, трудиться, укр. труд, др.-русск. трудъ "труд, работа, рвение, забота, страдание, скорбь", ст.-слав. тр...
Этимологический словарь Фасмера

труд

- Человеческая деятельность; работа, требующая затраты физической или умственной энергии; усилие, результат работы. О полезном, ра...
Словарь эпитетов

труд

- ТРУД, труда, ·муж. 1. только ед. Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного и физического на... и еще 1 определение
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: