Skip navigation

Что такое Память? Значение слова pamyat, философский словарь

Значение слова «Память» в Философском словаре. Что такое память? Узнайте, что означает слово pamyat - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Память

1. ПамятьПодлинная память , которую мы должны сейчас попытаться понять, заключается в знании о прошедших событиях , однако не во всяком таком знании. Немалая часть знания о прошедших событиях, например то, что мы узнаем, читая историю, находится в одинаковом положении со знанием , которое мы можем получить о будущем: оно приобретается посредством умозаключений, а не самопроизвольно, если можно так сказать. Первый выход за пределы фактов ощущений, который необходимо рассмотреть - это непосредственное знакомство через память. Очевидно, что мы часто помним увиденное, услышанное или иным способом присутствовавшее в наших ощущениях, и что в этих случаях мы все-таки непосредственно осознаем то, что помним, несмотря на то обстоятельство, что оно производит впечатление прошлого, а не настоящего.

2. Память - не просто хранилище информации о прежде бывшем и способность ее воспроизводить, а активная психическая сила , благодаря которой акт воспоминания повышает энергию души и уподобляет ее тому, что вспоминается. 1) Древняя мысль верила в созидательное и священное значение памяти как души самой культуры, связывающей ушедших с ныне живущими, как источника истинной философии, творчества художника и пророческой вести. У Платона припоминание (anamnesis) отождествляется с познанием - важнейшей составной частью духовной работы философа : постижение горнего мира извлекает из глубинной памяти знания идеального мира. Это совершенствует душу, раскрывает ее внутреннюю красоту и божественность. Память научает мудрости. 2) У Плотина актуализация внутреннего памятования души о ее небесной родине содействует духовному возрастанию, восстанавливает сознание причастности Мировой Душе и подводит к интеллектуальному созерцанию Нуса и Единого. Войти в память Мировой Души - значит войти в вечность , в вечную память. 3) В.Иванов писал, что для языческого жизнепонимания "Вечная Память - энергия соборная и в таинственном смысле священственная: тайно священствует, кто ей служит и жертвует, - как художник, жрец Мнемосины [богини памяти] и Муз [ее 9 детей]. Ибо священное обращено лицом к прошлому: ему определено хранить предание святынь". Рискованно, однако, сосредотачиваться на хранении святынь без внимания к источнику подлинной святости. 4) У Августина глубинная память - источник внутреннего свидетельства о существовании Бога и блаженной жизни, место таинственного присутствия Божия, открывающегося ищущей душе. В памяти же таится и вытесненное за пределы дневного сознания знание неподвластных воле человека сил - противящееся Богу Я (эго) человека со всеми его действиями, намерениями, поступками, страхами, антипатиями и пр. 5) Бонавентура находил в памяти подобие вечности и напоминание человеку, что он - образ Бога. Христианство видит в памяти аспект взаимоотношений человека с Богом: забвение Бога и Его Завета равнозначно духовной смерти и потере жизни будущего века. Поэтому память - это верность Богу, надежда , любовь , действие Духа в нас, постоянно напоминающее о спасении Христовом. Христианство видит в глубине памяти литургическое измерение : "Делайте это в воспоминание о Мне" (Лк.22.19).

3. Память – ( человека ) - это способность хранить и воспроизводить информацию. Идеальная память хранит всю полученную информацию и не искажает ее в процессе хранения и выдачи. Реальная память реального человека подобными качествами не обладает и ее качества, такие, как забывчивость и ошибочность воспроизведения, также определяют уровень интеллекта человека. Причем обычно считается, что не важно, почему человек не очень умен (но так ли это). Достаточно очевидно, что, не обладая памятью, нельзя мыслить. Для нас это утверждение будет примитивом. Весьма существенным моментом ситуации является тот, что процесс обращения к внутренней памяти весьма быстр и выдает готовое решение , прошедшее естественный отбор . Правда , во всех случаях использования готового решения остается риск, что найденный ответ относится к другой задаче, очень похожей, но другой. Эта особенность человеческого мышления была подмечена достаточно давно и человечество все время пытается создать систему образования, которая давала бы не только сумму знаний, но и учила мыслить. Однако, в силу самой природы человека и свойств его интеллекта, неизбежно происходило скатывание на изъезженную колею - давать знания (при этом подразумевается, что думать, занимаясь развитием памяти, человек научится сам собой). В связи с тем, что процесс разумного мышления чрезвычайно замедлен (в сотни и тысячи раз медленнее процесса вспоминания) и непродуктивен (большинство полученных ответов обычно неправильно), развитие общества и технологий идет все тем же, хорошо себя зарекомендовавшим методом проб и ошибок. В общем случае систему "человечество" можно считать неразумной.

4. Памятьсохранность прошлого. Прошлое может сохраняться и в форме простых привычек; память же обозчает собственно представление о прошлом. Пять элементов памяти – это: 1) фиксация воспоминаний; 2) их сохранение; 3) припоминание; 4) узнавание ; 5) локализация . К расстройству памяти относятся расстройства: а) фиксации (антероградная амнезия , сильная эмоция ); как правило , для того чтобы вещь была зафиксирована в нашей памяти, нужно, чтобы она была «понята»; мы легко вспоминаем лишь то, что хорошо поняли; б) сохранения ( поражение клеток коры головного мозга ); в) припоминания (старческая потеря памяти, описанная Рибо); г) узнавания ( парамнезия или чувство , что мы уже видели то, чего на самом деле никогда не видели, проанализированное, в частности, Бергсоном); д) локализации (социальная неприспособленность, путешествие, общественные изменения; см. Хальбвакс, «Социальные рамки памяти», 1925). Обычно забытые воспоминания или события – это то, что мы «вытесняем» в бессознательное (Фрейд), либо потому что они шокируют наше общественное сознание , либо потому что они заставляют нас размышлять или переосмысливать наше отношение к вещам и к людям.

5. Память – — способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило , высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе “О памяти” (1885), который стремился выяснить, как формируется память , как она развивается и т.д. Результаты исследований Эббингаузе оказали существенное влияние на У. Джеймса, который в своей классической двухтомной работе “ Принципы психологии” (1890) предложил различать первичную, непосредственную память и память вторичную, косвенную. Однако эти идеи Джеймса первоначально не получили широкого признания со стороны психологов в силу отсутствия к.-л. подтверждающих эмпирических данных (за исключением весьма ненадежных данных интроспекции). Только после возникновения в 1960-х гг. когнитивной психологии, опирающейся на информационный подход , идеи Джеймса получили дальнейшее развитие в соответствующих моделях памяти. Согласно современным психологическим концепциям , когнитивная система человека включает несколько видов П. В их число входит примитивный способ хранения информациисенсорная память, которая в отличие от других видов П. не зависит от высших когнитивных функций (таких, как, напр., внимание ) и сознательного контроля — здесь информация не преобразуется и не связывается с др. информацией. Сенсорная П. (иконическая, эхоическая, тактильная и т.д.) позволяет нам отбирать только существенную, адаптивно ценную информацию. Это — своего рода буфер большой емкости для хранения “сырой” необработанной информации, сопряженный с фильтром, способным осуществить такой отбор . Сохраняя в сенсорной П. на короткое время полный чувственный образ , мы получаем возможность сканировать непосредственно наблюдаемые события , абстрагировать наиболее значимые для нас стимулы и встраивать их в матрицу нашей П. Сенсорная П. удерживает входные сигналы в течение короткого промежутка времена (от 250 миллисекунд до 4 с), она точна, не поддается контролю. Информация, отобранная сенсорной системой, быстро передается в кратковременную память, а затем либо замещается др. поступающей информацией, либо удерживается благодаря повторению. Кратковременная П. без особых усилий восстанавливает в сознании происходящее сейчас, в данное время, ей необходимо около одной секунды для того, чтобы изучить информацию и самопроизвольно забыть большую ее часть в течение 15—30 секунд. В отличие от кратковременной долговременная П. требует серьезных усилий и поиска, ее объем огромен, а длительность хранения информации ограничена лишь возрастом. Человеческая мысль сознательно (а иногда и неосознанно) запускает процесс извлечения информации из долговременной П. и затем недолго удерживает нужные данные в кратковременной П., где они обрабатываются. В долговременной П. содержится определенным образом организованная информация, касающаяся пространственно-образной модели окружающего мира, убеждений и взглядов относительно себя и др. людей, ценностей и социальных целей, наших умений, а также перцептивных навыков понимания речи, интерпретации живописи или музыки, научных знаний и т.д. Накопленные в когнитивной психологии экспериментальные данные позволили Э. Тулвингу (1972) предположить наличие двух разновидностей долговременной П. — эпизодической и семантической. Выделяют также низшую форму долговременной П.—процедурную П., которая сохраняет связи между стимулами и реакциями. Эпизодическая П. позволяет сохранить упорядоченную во времени информацию об отдельных эпизодах и событиях, о связи между этими событиями, вспомнить и сознательно воспроизвести во временной последовательности образы конкретных лиц, объектов и действий. Эпизодическая П. подвержена изменениям и потерям по мере поступления новой информации. Большая часть нашего поведенческого “репертуара” ритуализи-рована и соответствует простым сценарияминструкциям, схемам , которые фиксируют последовательность действий и взаимоотношения между участниками событий. В эпизодической П. постоянно накапливаются единицы стереотипной информации — сценарии, которые организуются в структуры более высокого порядкакластеры . Этот вид П. хранит в основном образную информацию, которая составляет основу для распознавания людей, событий, мест и т.д., которые мы воспринимали в прошлом. Семантическая П. — это необходимая для пользования языком П. на слова (и др. вербальные символы ), понятия, правила, формулы, алгоритмы манипулирования символами, абстрактные идеи и т.д. Такая П. воссоздает смысл ( значение ) в форме одновременного представления и переживания взаимосвязанных понятий. Напр., понятие огня связывается в семантической П. с понятиями “горячий”, “красный”, “опасный”, с приготовленной пищей и т.д. Т.о., в семантической П. любое понятие выступает как “узел”, который всегда или почти всегда связан какими-то отношениями с др. “узлами”, образуя семантическую сеть. Сам акт воспоминания связан с возбуждением узлов в долговременной П., с распространением поиска по семантическим сетям. Если появляется какая-то новая ментальная репрезентация , новое понятие и т.п., то распространение поиска по семантическим сетям позволяет обнаружить связь этого понятия с уже известными понятиями. Поэтому, напр., новый сорт яблок мы немедленно классифицируем по цвету, форме, размерам, вкусовым характеристикам, обстоятельствам, при которых им удалось полакомиться и т.д. В семантической П. этот сорт будет связан не только с др. сортами яблок, но и с др. видами фруктов, а также с различными эмоциональными состояниями и воспоминаниями. Мысль с этой т.зр. представляет собой весьма сложную и постоянно меняющуюся сеть узлов и связей. Семантические сети открывают широкие возможности для представления знаний и выведения заключений, они позволяют описать богатый спектр отношений, а не только какие-то простейшие типы отношений подкласса (“собака — животное”). Пропозициональная репрезентация наиболее эффективна там, где возможна последовательная класси - фикация, она очень удобна для анализа лингвистического материала — слов, предложений, рассказов и т.п., а также для компьютерного программирования. Но в человеческой П. пропозициональные репрезентации определенным образом соотносятся с образными репрезентациями — сценарии, прототипы и структуры более высокого уровня — кластеры — могут быть связаны с соответствующими узлами (понятиями) семантической П. Поэтому, благодаря тесному взаимодействию эпизодической и семантической П., мы можем свободно, без особых усилий прибегать к услугам образных репрезентаций с помощью слов и умозаключений, и наоборот. Разработанные первоначально только для технических целей (в частности, для создания техники компьютерного поиска) сетевые модели функционирования семантической П. в дальнейшем получили известное признание в нейробиологии и нейрофизиологии, где в последние годы были разработаны новые концепции , которые рассматривают “ след памяти” не как фиксированную и локализованную в одном месте эн-грамму, а как эмерджентное свойство динамической системы. Необходимая для воспоминания информация, может быть, и локализуется в определенном участке мозга , но сама энграмма скорее всего возникает в результате активации актом воспоминания, будучи воплощена в измененных связях нейронного ансамбля. Т.о., П., согласно новым представлениям нейрофизиологов, заключена в схеме связей между нейронами и динамике нейронной системы. Эти представления в целом неплохо согласуются с выводами когнитивных моделей долговременной П., которые исходят из того, что П. — это свойство сетей, системы в целом, а ее функционирование базируется на структурных связях между узлами. Именно эти структурные связи и определяют способ обработки когнитивной информации, ее стратегию, служат инструментом поиска развивающейся мыслью новой информации. О НорманД. Память и научение. М., 1985; РоузС. Устройство памяти. М., 1995. И. П. Меркулов

6. Память - способность к воспроизведению прошлого опыта , одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание , воспоминание , собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память- привычка ), эмоциональная или аффективная (память "чувств"), образная и словесно-логическая.

7. Память - способность мозга сохранять поступившую извне информацию и воспроизводить ее.

8. Память - способность сохранять восприятия и представления после момента переживания; память означает также (образно выражаясь) хранилище. Для мыслящего существа после восприятия самым необходимым является память. Ее значение столь велико, что там, где она отсутствует, все остальные наши способности по большей части оказываются бесполезными; в своем мышлении, умозаключениях и познаниях мы не могли бы выйти за пределы непосредственно данных нам объектов без содействия памяти. В то время как воспоминание является психическим актом, актом использования достояния памяти, сама память есть скрытая сила , обладающая способностью известным образом мобилизовать это достояние и сделать возможным его использование. У различных животных, а также у отдельных людей сила памяти и ее направленность различны. Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет " след " в больших по-лушариях мозга , и память может действовать только в том случае, если создается связь между этим следом и новым переживанием. О природе образования этой связи существуют только предположения. Ложным является предположение психологической теории, состоящее в том, что след нового переживания должен совпасть со старым следом, чтобы могло вспомниться прошлое переживание, или что при частом повторении какого-нибудь переживания (напр., при обучении) в больших полушариях головного мозга прокладывается " путь " из специальных проводников возбуждения. При узнавании речь идет, вероятно, об образовании пары (как она образуется, напр., в поле восприятия между двумя видимыми точками одинакового цвета при условии, что свойство промежуточного поля достаточно отличается от обоих членов пары) между образом восприятия и (бессознательным) образом-следом, причем степень сходства и близость (пространственная и временная) имеют решающее значение (см. Подсознательное ). Образ -след изменяется с течением времени. Во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов, теряет себя в них и становится неуловимым для нового переживания (начинающееся и прогрессирующее забывание ). Во-вторых, он изменяется т. о., что вспомнившееся или благодаря внешнему поводу воспроизведенное в памяти имеет более четкий образ, чем само соответствующее переживание; в памяти, как и в восприятии и представлении, господствует тенденция к четкости, прегнантности (см. Прегнантности правило ), и образ-след улучшается в направлении "хорошего" образа (см. Гештальт ). Последний имеет своим следствием то, что "то же самое, с точки зрения образа не отличающееся образование , если с ним вторично сталкиваются спустя довольно продолжительный промежуток времени, выглядит непосредственно во много раз хуже, блекнет и т. д. Улучшенный след старого восприятия является действенным в качестве скрытого масштаба нового восприятия, и для этого нет необходимости вызвать образ представления ранее виденного или же воспоминание о первой встрече" (Metzger, Psychologie, 1941). t Что касается нарушений памяти, то теории и методы исследования этих нарушений в основном стали складываться по мере распространения медицинских знаний с конца 19 в. Наибольший пионерский вклад в их изучение внесли Теодюль Арман Рибо, франц. психолог, Сергей Сергеевич Корсаков, рус. психиатр, и Пьер Жане, франц. невролог. Их совместный вклад может быть суммирован следующим образом: утрата памяти, хотя и связана с функционированием мозга, может иметь место и без органического поражения (напр., у истериков) и не обязательно сопровождаться слабоумием (утратой способности рассуждать). В действительности потеря памяти может произойти вследствие эмоциональной тревожности, как это показал Зигмунд Фрейд. Дефекты памяти - одни из наиболее часто наблюдаемых симптомов работы поврежденного мозга, они могут быть временными (как после эпилептического припадка) или постоянными (как после серьезной травмы головы). Если у человека нарушена способность к сохранению новых впечатлений, то он страдает антероградной амнезией; явно выраженная утрата прежних воспоминаний называется ретроградной амнезией. Обе они могут, хотя и не обязательно, проявляться одновременно. Даже при самых тяжелых амнезиях непосредственная (кратковременная) память остается неповрежденной, давая возможность предполагать, что новые впечатления первоначально запечатлеваются и достаточно долго перерабатываются, прежде чем вызвать реакцию. Корсаковский синдром, который, как теперь известно, вызывается, помимо алкоголизма, многими физическими причинами, может в течение некоторого времени до появления расстройства проявляться в виде ретроградной амнезии, однако основная присущая ему психологическая характеристика - это антероградная утрата способности воспринимать новое . Физическая травма, вызывающая потерю сознания, может привести к тому, что, очнувшись, потерпевший на несколько дней потеряет ориентацию. По выздоровлении он часто не в состоянии вспомнить что-либо об этом периоде, и у него может также проявиться ретроградная амнезия на более ранние события . Расстройство памяти включает также ретроспективное искажение - целенаправленное приукрашивание сохранившегося в памяти; Deja vu - мистическое ощущение того, что в прошлом человек уже испытывал то же самое, и Jamais vu - неверное впечатление о том, что прежде он никогда с данным явлением не сталкивался. См. Переживание de ja vu. Ранее существовавшие теории памяти: метафизическая теория , анамнезиса , ведущая свое начало от Платона , психологическая теория - со времени Аристотеля; с начала Нового времени - ассоционистская теория, психологическая теория 19 в. В духе последней Эвальд Геринг в своем произв. "Ьber das Gedдchtnis" (1870) пытается представить память как "всеобщую функцию организованной материи" и рассматривает также процессы наследования как осуществление этой функции. Р. Семон развил дальше эти идеи в своей теории мнемонии (см. Мнемония), более подробно разработанной Блейером в его теории памяти. Об искусстве памяти см. Мнемотехника.

9. Память – — способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. Биологические механизмы П. живых организмов изучаются различными науками, в т. ч. генетикой, физиологией, биохимией. П. человека имеет историческую природу, социально обусловлена, тесно связана с характером его деятельности. П. связывает элементы жизненного опыта человека в единое целое, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования его личности. В психологии различают произвольную и непроизвольную П., выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, а по форме, в к-рой протекают эти процессы: моторную, эмоциональную, образную и словесно-логическую П. В кибернетике П. трактуется как способность системы: технической, биологической, социальной — к накоплению и хранению информации. С информационным подходом связана разработка концепции социальной П., предпосылки к-рой уже раньше формировались в социально-гуманитарном знании. Социальная П. представляет собой систему хранения, переработки и передачи социально значимой информации, необходимой для функционирования об-ва. Содержанием социальной П. является коллективный опыт человечества, к-рый фиксируется в общезначимой форме с помощью различных средств “социального наследования”, включающих язык и др. знаковые системы, орудия труда , социальные отношения , традиции и нормы и др. элементы материальной и духовной культуры. Социальная П.— основа и условие существования индивидуальной П.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Память» в других словарях:

Память

- Вид служебной переписки в России 16-17 вв. Содержалараспоряжения, поручения должностным лицам, записи частных лиц.. и еще 1 определение
Энциклопедический словарь

Память

- Ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно...
Словарь Даля

Память

- См. воспоминание о ком-чем-нибудь. и еще 4 определения
Словарь Ожегова

Память

- Память - когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании - приобретенного опыта. В наиболее п...
Психологический словарь

Память

- — вид служебной переписки в России в XVI-XVII вв. Содержала распоряжения, поручения должностным лицам, записи частных лиц.. и еще 2 определения
Исторический словарь

Память

- - англ. memory; нем. Gedachtnis. Процессы  организации и сохранения прошлого опыта ,  делающие возможным его повторное... и еще 1 определение
Социологический словарь

память

- Познавательный процесс, обеспечивающий запечатление, хранение и воспроизведение опыта. Многие исследователи, чтобы подч...
Энциклопедия Кольера

память

- Род. п. -и, укр. память, блр. памяць, др.-русск. память, ст.-слав. памть , (Клоц., Супр.), болг. памет, сербохорв. памет, словен....
Этимологический словарь Фасмера

память

- 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления; запас хранимых впечатлений. О хорошей памяти. Басно...
Словарь эпитетов

память

- П'АМЯТЬ , памяти, мн. нет, ·жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: