1. Брахман – (санскр.) - 1) представитель высш. верны и касты в Индии, профес. жрец в брахманизме и индуизме . Б. монополизировали изучение и толкование древнейших литературно-религ. памятников Сев. Индии — вед и культовую деятельность ; 2) в ре-лиг.-филос. идеалистич. учении веданты — безликое божество, абсолют , являющийся якобы единств. реальностью , лежащей в основе иллюзии мира.
2. Брахман - единое Высшее начало всего существующего, лежащее в основе всех вещей; абсолютно духовное согласно древнеиндийской философии, не определимое с помощью каких бы то ни было земных образов и понятий, не постигаемое ни чувствами, ни разумом, но приоткрывающееся на высших взлетах религиозной интуиции.
3. Брахман – 1) В древнеиндийской Словаре Ожегова. Религиозный - это...'>религиозной и философской литературе – духовный Абсолют , безличное духовное начало мира, из которого происходит все остальное. Конкретный проявленный мир возникает из Брахмана и растворяется в нем. Он объективен, но лишен причинно-следственных характеристик и пространственно-временных координат. Постижим только высшей религиозной интуицией, непосредственным озарением , внелогическим усмотрением . Невыразим в ограниченной человеческой речи, способной отображать лишь частности, поэтому даваемые ему определения являются отрицательными (апофатическими): он не то, не то и не это. Брахман – чистое бытие , совпадающее с чистым сознанием : его внутренним саморазличением и самосознанием является Атман , что позволяет строить высказывания типа «Атман равен Брахману», т.е. Атман выступает субьективным аспектом этого вечного и лишенного формы духовного начала . К фундаментальным качествам Брахмана принадлежит не только сознание, но и вечное блаженство ( ананда ). 2) Член высшей жреческой касты в Индии. В философской литературе термин «брахман», взятый в этом смысле , практически не употребляется, поэтому в словаре речь везде (если специально не оговаривается) идет о Брахмане как духовном Абсолюте.
4. Брахман – (санскр. - священная сила ) - в умозрении и сопряженных философских учениях Древней Индии на ранних их этапах обозначение ритуальной процедуры, заклинания (древнейшие тексты Вед); позже - это сила, придающая совершаемым жертвенным обрядам должную действенность; в развитой форме - абсолютное духовное начало , имманентное и трансцендентное , внеположенное миру феноменов и познаваемое лишь наивысшей духовной интуицией религиозного плана . (Со времен Упанишад спекуляции об отношении Брахмана к самости отдельного человеческого существа составляют главную тему веданты). Б. - вечно существующий творческий и жизнеутверждающий принцип , который все созидает, поддерживает, хранит, растворяет и затем вновь возвращается к самому себе. Б., будучи недоступен вербальному описанию, невыразим в позитивной терминологии и непостижим любыми логическими системами, как правило , определяется негативно (неслышимый, невидимый, нерожденный, немыслимый, непроявленный, "не это, не это" и т.п.). Подлинная универсальность Б. достижима посредством осознания им самого себя. Обретая в процессе самопознании субъективный аспект , Б. выступает тождественным атману (как объект субъекту и мир - индивиду ). Согласно учению Шанкары - кульминации исторической эволюции меры "на-груженности" понятия Б. как мирообъясняющей категории - Б. являет собой образ абсолютного мирового единства. А.А. Грицанов
5. Брахман – (санскр. средн. род, не путать с "брахманом" как "представителем касты жрецов", муж. род.) - в индуизме означает " абсолют ", "высшую реальность ", " бытие ".