Skip navigation

Что такое Интеллект? Значение слова intellekt, философский словарь

Значение слова «Интеллект» в Философском словаре. Что такое интеллект? Узнайте, что означает слово intellekt - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Интеллект

1. Интеллект - одно из качеств человека , в наибольшей степени отражающее способность ориентироваться в окружающем его Мире. В первом приближении интеллект можно определить как "триединство" разума , памяти и воспитания. Неотъемлемой частью интеллекта является хранящаяся в памяти (преимущественно приобретенная), архитектуре, структуре и "химизме" мозга (наследственная и воспитанная) информация , которая, собственно, и обеспечивает это триединство: совокупность мыслительных способностей человека, определяемых наследственностью , воспитанием , разумом, памятью и жизненным опытом ( самовоспитанием ). Интеллект, наряду с сознанием , чувствами, эмоциями и конституцией, является основной составляющей личности человека. Приложение №6; Интеллект - так как в философском словаре определения нет (?!), то по [12] - ум, рассудок , разум; мыслительные способности человека. Ассоциативный блок. Интеллект: он или есть, или его нет.

2. Интеллект – ум, рассудок , разум ; мыслительная способность человека . Как видим, это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.

3. Интеллект - способности мышления, рационального познания, в отличие от таких способностей, как чувство , воля , воображение и т. п.

4. Интеллект – (от лат. intellectus - познание , понимание , рассудок ) - способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум"), тождественный ему по смыслу , т.е. способность мышления, мыслительные способности человека , его рационального познания окружающей объективной реальности. В отличие от Естественный в Словаре Ожегова'>естественного интеллекта (человеческого), можно говорить и о его продолжении - искусственном (компьютерном) интеллекте, как добавляющем, усиливающем естественный, но не замещающем его и пока не могущем быть полностью самостоятельным и независимым. Для приближенного измерения способности индивидуального интеллекта все шире используются IQ- тесты со шкалой от 0 до 200. Если число нейронов мозга человека порядка 1010, число взаимных бинарных связей будет порядка 1020, то есть мозг человека легко позволяет оперировать в порядках этих величин. Мыслительную мощь можно оценивать не только по числу нейронов, занятых в мышлении, но и по числу связей между ними, по числу нейронов, занятых в памяти, и т.п., т.е. с помощью любой комбинации этих чисел.

5. Интеллект – (лат. intellektus - разумение, познание ) - система познавательных способностей индивида . И. очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве. Высший уровень развития И. определяется по уровню развития мышления, рассматриваемого в единстве с другими познавательными процессами - восприятием , памятью , речью и т.п. Можно указать на несколько, ставших в настоящее время уже традиционными, направлений исследования И. Прежде всего это изучение структуры И., тех основных познавательных способностей (факторов), взаимодействие которых и образует И. как единое целое. Весьма представительно такое направление, для которого главным является проблема измерения И. При этом, если И. рассматривается как способность эффективно решать различные познавательные задачи, то естественно, что усилия исследователей направлены на разработку системы подобных заданий вместе с системой показателей для оценки их выполнения. Тестов для измерения тех или иных интеллектуальных способностей в настоящее время известно сравнительно много ( тесты Айзенка, Векслера, Гилфорда, Рове-на и др.). Очень значимым в теоретическом и практическом отношении является изучение интеллектуального развития человека в онтогенезе . Определяются качественно различные уровни интеллектуального развития (Пиаже). Изучаются возрастные нормы развития различных интеллектуальных способностей (А. Вине, Т. Симон), что позволяет рассматривать опережающее интеллектуальное развитие ребенка как превышение его интеллектуального уровня над уровнем интеллектуального развития, типичным для ребенка подобного возраста. Так, например, интеллектуальная одаренность ребенка в раннем возрасте обычно проявляется в превышающем возрастные нормы развитии речи (словарный запас, сложность формы, содержательность), памяти, в способности необычно продолжительно концентрировать внимание и т.д. Весьма интересны и исследования, прямо ориентированные на создание искусственного И. Эта работа предполагает определение критериев, отличающих собственно интеллектуальное поведение от поведения, не нуждающегося в И.; выделение заданий, справиться с которыми может лишь обладающая И. система и, наконец, попытки вычленять и моделировать все более и более сложные интеллектуальные функции. Г.М. Кучинский

6. Интеллект – (лат. intellectus - ум, рассудок ) - разум , способность мыслить, проницательность , совокупность тех умственных функций (сравнения, абстракции, образования понятии, суждения, заключения и т. д.), которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают и анализируют уже имеющиеся знания. Еще во времена средневековья возник спорный вопрос : является воля подчиненной интеллекту или, наоборот, интеллект воле. Первую точку зрения представлял Фома Аквинский, вторую - такие англ, мыслители, как Дуне Скот и Уильям Оккам . Теперь преобладает представление , что хотя интеллект, так же как и воля, зависит от соответствующих обстоятельств, однако он, как относящийся к сфере духа, выше воли, относящейся к сфере психического.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Интеллект» в других словарях:

Интеллект

- (от лат. intellectus - познание - понимание, рассудок),способность мышления, рационального познания. Латинский переводдревнегречес...
Энциклопедический словарь

Интеллект

- Ум N1 мыслительная способность, умственное начало у человека.
Словарь Ожегова

Интеллект

- Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению про...
Психологический словарь

Интеллект

- (от лат. inteuectus - ум, рассудок ,  разум ,  познание )  - англ. intellect; нем. Intellekt. 1. Способность мышл... и еще 2 определения
Социологический словарь

интеллект

- Принято различать два основных смысла термина "интеллект" - эволюционный и дифференциальный. С эволюционной точки зрения, интел...
Энциклопедия Кольера

ИНТЕЛЛЕКТ

- А, м. Мыслительная способность, умственное начало у человека. а Искусственный интеллект - раздел ин-форматики, занимающийся разра...
Словарь иностранных слов

интеллект

- ИНТЕЛЛ'ЕКТ , интеллекта, ·муж. ( ·лат. intellectus - понимание, понятие) ( ·книж. ). Ум, рассудок, мыслительная способн...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: