1. Редукция - сведение конкретного бытия человеческих индивидов (как, впрочем, и любых предметов, входящих в состав социального бытия) к неким общим свойствам, абстракциям (см. " Абстракции реальные "). Р. - методологический прием, т. е. прием действия и исследования, и вместе с тем реальный процесс , сводящий индивидуальные качества людей к общим формам их взаимодействия. Р. имеет место в человеческой деятельности, когда та сводится к труду , в труде, когда он сводится к абстрактному времени. Р. реализуется в актах общения, когда индивидуальные поступки и высказывания сводятся к принятым нормам языка и поведения. Она играет важную роль в научных исследованиях, сводя сложные задачи к простым. Т. о., ? является моментом человеческих взаимодействий в обществе, но не исчерпывает их многообразия и содержательности Редукционизм - в этом плане - как раз и выступает в качестве деятельности или исследования, "застрявших" на сведении социального бытия к абстрактным схемам . И тогда общество представляется в виде совокупности законов, или классов, или структур, и такие представления выдвигаются на роль объяснений общественной жизни. Такой редукционизм создает базу для практического и философского догматизма . Примеры подобного "срастания" редукционизма с догматизмом дают и советский марксизм , и американский социологический позитивизм , и французский структурализм . (О Р. как приеме феноменологического анализа см. в статье " Феноменология ".) В. Е. Кемеров
2. Редукция – упрощение, сведение сложною процесса к более простому; уменьшение, ослабление чего-либо.
3. Редукция – (от лат. reductio - отодвигать назад, возвращать) - термин , обозначающий действия или процессы , приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта , методологический прием сведения данных к исходным началам . Одно из понятий феноменологии. См. Эйдос .
4. Редукция – (лат. reductio — отодвигание назад, возвращение) — методологический прием, заключающийся в приведении нек-рых данных, задач, процедур, правил в удобный для их анализа или решения вид, а также в восстановлении прежнего состояния, развившегося объекта или знания о нем, приведении сложного к более простому; применяется в логике, математике, биологии, языкознании и т. д. Абсолютизация Р. приводит к редукционизму — концепции , утверждающей возможность полного сведения высших явлений к низшим, основополагающим. Однако, хотя высшие формы развития материи вырастают из низших и сохраняют их в “снятом” виде ( Снятие ), они несводимы к ним. Редукционизм прослеживается в механицизме , стремлении рассматривать психическое только как результат физиологических, информационных и т. п. процессов, биологизировании явлений общественной жизни. В неопозитивизме редукционизм проявился в стремлении “избавить философию от метафизики”, свести научные знания к высказываниям об ощущениях или физических экспериментах и измерениях ( Феноменализм , Физикализм ). В феноменологии Гуссерля эйдетическая (греч. eidos — вид, образ ) и трансцендентальная Р. означает соответственно установленное п качестве предмета мысли очищенного от антропологических, психологических, эмпирических, пространственно-временных характеристик знания, а в дальнейшем — чистое созерцание сущностей, идей, или эйдосов, т. е. в духе Платона .