Skip navigation

Что такое Хайдеггер? Значение слова haidegger, энциклопедический словарь

Значение слова «Хайдеггер» в Энциклопедическом словаре. Что такое хайдеггер? Узнайте, что означает слово haidegger - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Хайдеггер

1. Хайдеггер – (Heidegger) Мартин (1889-1976) - немецкий философ, один изосновоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии("фундаментальная онтология"), в основе которого противопоставлениеподлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности;постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренностичеловеческого существования ("Бытие и время", 1927). Темы работ позднегоХайдеггера - происхождение "метафизического" способа мышления, поиск путик "истине бытия".

2. Хайдеггер – (Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 - 26 мая 1976) - немецкиймыслитель, оказавший громадное влияние на философию 20 в. Его направлениеотносят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, противего воли, к экзистенциализму. В философской традиции Хайдеггер опираетсяна Аристотеля и особенно на И. Канта, становление его как философапроходило в чтении Августина, М. Лютера, Б. Паскаля, Г. В. Ф. Гегеля, Ф.В. Шеллинга, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, Ф. Гельдерлина, Р. М. Рильке, Ф. М.Достоевского. Его непосредственные предшественники - Ф. Брентано, П. В.Дильтей, прямые учителя - Э. Гуссерль и Г. Риккерт; раннему Хайдеггеруближе всего К. Ясперс, Р. Бультман, Макс Шелер, Ханна Арендт. -----Раннийпериод-----Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца;бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге. С 1909 студент богословия,математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете. Последокторантуры и доцентуры у Риккерта был ассистентом у Гуссерля (профессораФрейбургского университета с 1916), в 1923-28 профессором Марбургскогоуниверситета. С 1929, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля,занимает кафедру философии Фрейбургского университета. Уже в раннихлекционных курсах Хайдеггер отказывается от расхожего философскогоинструментария - понятий субъекта, объекта, познания, духа, материи - ипроводит феноменологическую "деструкцию" (разбор) схем разума.-----"Бытиеи время"-----В работе "Бытие и время" (1927) Хайдеггер вновь ставит"вопрос о бытии", отодвинутый европейской философией в сферу абстракций,как подлинное дело человеческого существа, "присутствия", открытого бытия(Dasein). Хайдеггер развертывает анализ исходного "бытия-в-мире", вкоторое "присутствие" оказывается всегда уже "брошено" и из которого оноответно бросает себя на свои фактические возможности. Присутствие исходно"понимает" (разбирается) в своем мире, "расположено" (настроено) и имеетдело с целостностью мира в своей "заботе" и в "решимости" перед лицомсмерти как возможности безусловной невозможности быть. Неотменимаявременность присутствия предстает в "экстазах" его "всегда-уже-бывшести"(брошенности), актуальности (настоящего) и способности "настать для себя"(будущности). В сущностной временности укоренена историчность,трансцендентным горизонтом которой остается мир. -----После "поворота".Лекционные курсы-----В начале 1930-х гг. происходит "поворот" вфилософствовании Хайдеггера. К главной своей цели он продолжает идти ужепутем осмысления бытия как истины (алетейи - "непотаенности") и "события",особенно в работе "К философии: о событии", (1936-38), сопоставимой позначимости с "Бытием и временем", но впервые опубликованной лишь в 1989.Вокруг "истинствования" человека в "просвете свободы" движется мысльХайдеггера в лекционных курсах "О существе человеческой свободы" (1930),"Бытие и истина" (1933-34). -----В мае 1933 Хайдеггер избран ректоромФрейбургского университета как человек, который в условиях прихода квласти нацистов сможет найти способ общения с новым режимом, отстоятьуниверситетскую автономию. Ректорство Хайдеггера, ставшее впоследствиипредметом придирчивого расследования, продолжалось до февраля 1934, когдаон оставил этот пост. В лекциях, интерпретирующих понятия философии Ницше"воля к власти", "вечное возвращение" и др., Хайдеггер исследует явление"нигилизма" как упущение онтологической разницы между бытием и сущим,ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое господство, вконечном счете к опустошению земли, по плоскости которой активно движется"работающий зверь" - забывший свою истину человек. Хайдеггер обращается кпоэзии и искусству как "хранителям бытия" и собеседникам философии.Создание лекционных курсов (более 50 томов в Полном собрании сочинений),прервалось в ноябре 1944, когда как идеологически ненужный режиму он былнаправлен на рытье окопов, а с приходом французской оккупационнойадминистрации лишен прав преподавания. Оно отчасти возобновляется курсом"Что называется мышлением?" (1951-52) и семинарами по Гераклиту иПармениду, Гегелю, Канту (отчасти в Ле Торе, Франция), по феноменологииГуссерля (1973).-----"Письмо о гуманизме"-----В знаменитом письмефранцузскому другу (Жану Бофре) "О гуманизме" (1947) Хайдеггер отклоняеттипичное сближение его с экзистенциализмом Ж. П. Сартра и Ясперса (споследним он по существу разошелся уже в рецензии 1919-21 на "Психологиюмировоззрений"). Экзистенциалистской замкнутости на человеке Хайдеггерпротивопоставляет внимание к "измерению бытия", через которое человеквпервые только и узнает свое призвание быть "пастухом бытия" в "домебытия" - языке.-----Философия техники и языка-----В докладах "Взгляд в то,что есть" (Бремен, 1949) и "Вещь" (Мюнхен, 1950) наукотехника, движущаясила новоевропейской истории, раскрывается как "постав", позиция сплошного"исследующего устанавливания" сущего для распоряжения им. "Постав" правити субъектом, который втягивается в его систему необходимой составнойчастью. По мере тотальной организации мира "постав" все вернее минуетистину бытия, но тем яснее позволяет осмыслить истину как нечто неподдающееся установлению. В докладе "Язык" (Бюлерхеэ, 1950) и в книге"Путь к языку" (1959) слово мысли и поэзии, заслоненное обычнымпредставлением знака как заместителя вещи, выступает у Хайдеггера как зовмира, ожидающего, чтобы человек "сказал" его. -----Наследие ивлияние-----С 1973 под руководством Хайдеггера начато издание Полногособрания его сочинений. Издание предполагает свыше 100 томов. Оно должновключить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизниопубликованных едва ли на 1/5. Библиография литературы о Хайдеггеренасчитывает десятки тысяч изданий. Отдельные темы и приемы его мыслиразвертывают как прямые его ученики (Х. Г. Гадамер, Х. Арендт, Ж. Бофре),так и отталкивающиеся от него философы (Сартр, Ж. Деррида). Современнаяэтика (Э. Левинас, А. Глюксман), политология (Р. Рорти), философия техники(Ш. Ширмахер), богословие, в т. ч. православное (Х. Яннарас),идеологическая публицистика пропитаны идеями Хайдеггера. Весомость егомысли лишь подчеркивается критикой в его адрес (Ясперс, Р. Карнап, Т.Адорно, Г. Грасс, Ю. Хабермас) и повторяющимися попытками его развенчания.-----Сочинения: -----Разговор на проселочной дороге: Избранные статьипозднего периода творчества. М., 1991.-----Работы и размышления разныхлет. М., 1993.-----Время и бытие. Статьи и выступления. М.,1993.-----Бытие и время. М., 1997. -----Gesamtausgabe. Frankfurt am Мain,1975.-----В. В. БибихинХАЙДЕН (Heiden) Эрик (р. 1958) - американский спортсмен (коньки). ЧемпионОлимпийских игр (1980 - 5 золотых медалей), многократный чемпион мира (в 1977-80).

Энциклопедический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

Связанные понятия: