Skip navigation

Что такое Власть? Значение слова vlast, социологический словарь

Значение слова «Власть» в Социологическом словаре. Что такое власть? Узнайте, что означает слово vlast - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Власть

1. Власть - англ. power; нем. Macht. Способность и возможность для индивида  или группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на других людей независимо от их согласия или несогласия (М. Вебер). См. ВЛИЯНИЕ

2. Власть - функция ,  необходимый элемент  жизнедеятельности соц. системы. Его содержание - подчинение  воле носителей функции (лиц, групп, учреждений) всех субъектов данной системы. В. обеспечивает порядок, т. е. соответствие поведения субъектов нормам  и ценностям, провозглашенным целесообразными и для системы. Порождается обществ. разделением труда  и обусловливается спецификой построения соц. системы как иерархич. организации, дифференцированной на властвующих и подвластных. Проявляется в исторически конкретных формах .  С композиционной т.зр. В. есть совокупность  объективно складывающихся властеотношений, опосредствующих эти отношения ин-тов и многоуровневой структуры соц. ролей, основные слагаемые к-рой - роли властвующих и подвластных. Позиции каждого из таких слагаемых в ролевой структуре В. противоположны и неравны по значению. Роли властвующих занимают вершину указанной структуры и выражаются в директивном воздействии на статус  и поведение  подвластных. Роли подвластных располагаются у подножия ролевой структуры В. и зависят (по линии субординации) от ролей властвующих; по своему содержанию они сводятся к актам Повиновение? Узнать в Словаре синонимов. Повиновение - это...'>повиновения декретируемой сверху воле. Носителями тех или иных ролей во властеотношениях могут быть субъекты ( индивидыколлективы ) . Однако подобный факт  не меняет природы обозначенных двух типов соц. ролей и характера связи между ними. Имеется несколько методов реализации ролей властвующих. Принуждение  физич. и пси-хич.: первое состоит в прямом навязывании (силой) подвластному определенного рода поведения; второе - угроза подвластному негативными для него последствиями в случае уклонения от требуемого поведения. Носители В. прибегают также к приемам убеждения  и поощрения, используют авторитет .  Убеждение  выступает как культивирование в подвластном установки на безусловное послушание  властвующим, на внутреннее согласие с их волей. Поощрение: предоставление подвластному нек-рых материальных либо нематериальных благ с целью  одобрить и стабилизировать угодное властвующим поведение. Использование авторитета - эксплуатация  влияния, оказываемого на подвластных престижем самой роли властвующих, ее символикой, ее конкретными носителями и т. д. Упомянутые методы  и приемы применяются практически все вместе, хотя (смотря по обстоятельствам) в известные моменты может превалировать один из них. Процессы  (состояния), благодаря к-рым в соц. системах  реализуются властеотношения, есть господствоуправлениеруководстворегулированиеконтроль .  Властеотношение - связь двусторонняя. Она предполагает, с одной стороны, изъявление воли властвующего, а с другой  - непременное повиновение подвластного этой воле. Властеотношения, следовательно, и В. (как таковая) наличествуют в действительности только тогда, когда фактически даны и "сомкнуты" обе стороны этого отношения. Подвластный во властеотношениях обычно не пассивный объект ,  механически претерпевающий воздействия властвующих. Он динамичный (по-своему) субъект, активный (в той или иной мере) участник процессов властвования. Его активность  учитывается властвующими - иначе они не могут удерживаться на вершине ролевой пирамиды В. В., являясь функцией соц. системы, в своем эмпирич. бытие  детерминируется рядом факторов, прежде всего экономич. строем. Отношения Собственности, напр., обусловливают главное - распределение  и закрепление ролей в ролевой структуре В. между различн. обществ. группами (и их представителями), а также соц.-историч. тип отношений В. Вырастающий из экономич. отношений классовый строй (в об-ве, где есть классы )  определяет те коренные интересы ,  к-рые ориентируют волю властвующих и направляют поведение подвластных. От организации соц. системы зависит своеобразие комплекса  ин-тов и ролей, воплощающих В.: их сумма, деление на различн. категории ,  форма, взаиморасположение и т. п. Влияние  социокультурной среды отражается в особенностях норм, процедур, традиций отправления В. Историко-ситуативные моменты накладывают отпечаток на выбор методов, средств и стиля (т. е. на режим) властвования. Исполнение ролей в структуре В. естественно корреспондирует с психич. складом индивидов, чьей практич. активностью эти роли превращаются в жизнедействующие стандарты поведения. В специальной литературе рассматривается несколько разновидностей В. По сфере распространения, а также по набору соответствующих инструментов и приемов властвования выделяют, в частности, экономич., политич., семейные и др. виды В. По количеству индивидов, играющих ключевые роли среди властвующих, виды В. уже иные: коллективная (обществ., классовая, групповая) и личная (единоличная). По степени доступности ролей в пирамиде В. для каждого субъекта системы различают В. открытую и закрытую и т. д. и т. п. Особое, ключевое положение в жизни классово организованного об-ва занимает государственная В., к-рую осуществляет свойственными ему средствами и методами аппарат (службы и должностные лица) гос-ва. Необходимые публично-властные прерогативы гос-ва составляют: законодательство, исполнительно-распорядительная деятельностьправосудие .  Это исключительно принадлежность гос-ва, поскольку лишь оно одно выступает официальным представителем всего об-ва. Пристальное изучение многообразных проблем В. неизменно сопутствует всей истории мировой соц.-филос. и политико-юридич. мысли. В ходе исследования этой проблематики выдвинуты самые различн., нередко конкурирующие трактовки генезиса и природы В., методики ее анализахарактеристики взаимосвязей с другими обществ. явлениями. Разработка цельной развернутой научн. теории В., адекватно описывающей и объясняющей В. во всех ее частях и аспектах, продолжает оставаться важной актуальной задачей обществоведов. Лит.: Власть :  Очерки современной политической философии Запада .  М., 1989; Халипов В. Введение в науку о власти. М., 1996. Россия: власть и выборы. М., 1996; Barnes В. The nature of power. Cambridge, Oxford, 1988; Geschichtli-che Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Stuttgart, 1975. Bd. 2; 1982. Bd. 3; Mann M. The sources of social power. Cambridge, 1986. Ka-нетти Э. Масса  и власть. М., 1997. Л.С. Мамут

3. Властьспособность отдельных индивидов и групп подчинять других своим целям и заставлять их служить своим интересам.

4. Власть - это влияние  на основе закона  или традиции ,  т.е. нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая.

5. Власть - любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.

6. Власть - одно из понятий социологии политики, определяющее отношение  субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии. Власть  как социологическая категория  - способность одних индивидов контролировать действия других.

7. Властьспособность навязывать свою волю другим и мобилизовывать ресурсы для достижения цели.

8. Власть - в классических философских концепциях  - особое отношение  между людьми, способность осуществлять свою волю. Традиция  интерпретации В. в терминах воли (субъективной или коллективной) и дихотомии "господин - раб" восходит к Платону  и Аристотелю. Преодолевая доминировавшие в средневековье сакральные представления о В., Н.Макиавелли выдвинул идею о светском характере В., необходимой для сдерживания эгоистической природы человека  и определяемой тактическими соображениями в отношениях "государь - подданные". В доктрине европейского либерализма  (Дж.Локк, Т.Гоббс и др.) нашли свое развитие  рационалистические взгляды на природу, источники и функции В. Работы Маркса и Энгельса сместили акценты на исследование  политической В., основанной на классовых антагонизмах и определяемой в конечной счете материально-производственными отношениями. Проблема  В. была систематически проанализирована в социологии М. Вебера , который ввел понятие  легитимности господства (признания В. управляемыми индивидами), выделил легальный, традиционный, харизматический виды, а также личностный и формально-рациональный типы В. В настоящее время  при анализе  В. принято рассматривать в качестве видов политическую, экономическую, государственную, семейную В., учитывать различные ее формы ( господство ,  руководствоуправлениеорганизацияконтроль )  и методы  ( авторитетправонасилие ) . Неклассические философские версии В. связаны со снятием оппозиции "правитель - подчиненный", пересмотром понимания В. как чисто идеологического, подконтрольного разуму  феномена и рассмотрением ее в более широких философских контекстах. С первым наброском такого подхода  выступил Ф.Ницше. Он дезавуировал деятеля-субъекта как "присочиненного" к волевому акту. Безличная сила  "воли к В." лежит, по Ницше, в основании существования; познание  мира, будучи "волей к истине", оказывается формой проявления иррационального полифункционала "воли к В.". Идеи генеалогического исследования В. (по Ницше) были восприняты современной французской философией от структурализма  до "новых левых". М. Фуко  , исследуя комплексы  "В. - знания", рассматривал "структуры В." как принципиально децентрированные (лишенные иерархически привилегированной точки - Суверена) образования, специфика которых в том, что они - "везде". Эта "вездесущность" В. задает ее новое видение как лишенного теологического измерения самоорганизующегося процесса  взаимоориентации, конфликтующих отношений, пронизывающего силовыми полями весь социум .  Природа В., по Фуко, обращена к сфере бессознательного, существуя в модусе самосокрытия, она обнаруживает свои подлинные "намерения" на микроуровне социальной жизни ( классификация  удовольствия, ритуал  исповеди, локализация секса и т.п.), на поверхности кристаллизуясь в государственные институты  и социальные гегемонии. Р.Барт развивает и перерабатывает в русле "политической семиологии" ницшеанские интуиции об укорененности В. в "самом начале языка " . Он демонстрирует, что язык, считающийся нейтральным средством коммуникации, на самом деле пропущен через механизмы вторичного означивания (идиоматические смыслы, жанровые конвенции  и т.п.), имеющего идеологическую природу и обеспечивающего языку социальную действенность и статус   дискурса .  Таким образом, В., по Р.Барту, осуществляется в форме дискурсивных стратегий, на службе у которых оказывается индивид  в силу самого факта  употребления языка, и которые в совокупности образуют первичный уровень принуждения. Более радикальные трактовки В. содержатся в работах  Делеза и Гваттари (В. как субпродукт "производства желания"), проясняющих бытийные аспекты В. через образы  "В. ткани", "В. организма" и т.д. Общая направленность неклассических концепций В. заключается в выявлении форм и методов принуждения, осуществляемых помимо сознания индивидов, что определяет переход от попыток дефиниции В. к ее систематизированному описанию. А.А. Горных

9. Власть – (power) — 1. "Преобразующая способность" человека ,  то есть "способность вмешаться в цепь событий, чтобы как-то их изменить" ( Социологическом словаре. Гидденс - это...'>Гидденс ,  1985). 2. " Вероятность  того, что один актор  в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю, несмотря на сопротивление" (Вебер, 1922). 3. Производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от воли индивидуальных акторов (например, власть  рыночных сил при капитализме ) . 4. Знание  — власть (см. Фуко ;  Надзор ;  Дискурс и Дискурс-формирование ) . Хотя смыслы 2—4 понятия часто рассматриваются с негативной точки зрения, как принуждение  и конфликты  интересов, все они могут иметь и более положительное значение  — "предоставление возможности". Властные отношения предполагают и взаимозависимость, и конфликт. Для Парсонса (1963) власть — это возможность достижения социальных и общественных целей, и в этом качестве она аналогична деньгам, служа основой обобщенной способности достигать целей. По выражению Гидденса, власть должна признаваться первичным понятием  в социологическом анализе .  Она потенциально определяет все отношения, но ее следует разбить на различные компоненты, прежде чем эффективно использовать. Главное различие  Гидденс проводит между двумя типами ресурсов власти (ни один из которых не имеет преимущества): (а) материальными, то есть экономическими или распределяемыми; (б) авторитетными, включая легитимный авторитет ,  но также многие другие аспекты авторитетной власти, например, "надзор". Однако другие исследователи (Бахрах и Барац, 1962; Луке, 1974) выявили различие между властью, видимой в открытых решениях и проявляющейся в не-решениях ,  то есть в ситуации, когда она — результат мобилизации смещения в пределах общин, пассивного принятия установленной институционализированной власти, в которой потенциальные проблемы никогда не достигают политической арены. Внутри структур или организаций мы можем также говорить о границах  или интенсивности власти (управления), руководителей над подчиненными. Но контроль  никогда не является полным. Диалектика управления ,  можно сказать, всегда существует в том, что ни один агент (даже раб или ребенок либо обитатель тюрьмы  или приюта) не бывает полностью бессильным, ибо необходимо активное согласие подчиненных, если властное отношение  не должно стать тягостным для обеих сторон. Даже когда соотношение сил между участниками неравно, имеются некоторые взаимодействия во властных отношениях (см. также Тотальное учреждение; Насилие ) . В то время  как власть выступает аспектом всех сфер общества и всех учреждений (в семьяхцерквах, группах  и организациях  всех типов), ее главное сосредоточение в современных обществах — национальные государства и капитализм. В первом случае она опирается на поддержание легитимного авторитета, но в конечном счете основана на физическом насилии, а во втором находится в своей чистой форме, по существу "неполитической", и проявляется в "аллокативных ресурсах" современного общества. Однако капитализм все же играет важную роль  в поддержании "политической легитимности", ввиду его эффективности и широко распространенной приемлемости по сравнению с другими экономическими системами, хотя некоторые авторы считают, что это предполагает идеологическую и культурную инкорпорацию, вопреки долгосрочным интересам (ср. Кризис легитимности ) . Изучение распределения, а также последствий власти на современном этапе заняли центральное место в политической социологии с ее акцентом на элитах  и правящих классах, партиях  и группах давления, а также на политических и экономических обладателях власти всех видов. Для Гарольда Ласуэелла политическая социология  занимается следующими Вопрос? Узнать в Словаре Ожегова. Вопрос - это...'>вопросами: кто, что, когда и как получает. Если одни теоретики (К. Райт Миллс) утверждали, что в современных обществах доминировала узкая властная элита ,  другие, включая Роберта Даля или Сеймура Липсета, решительно отвергают это, доказывая наличие плюралистского элитизма, основанного на участвующих политических культурах  (см. Стабильная демократия ) . В исследовании, сопровождаемом плодотворными дебатами, Даль стремился обосновать свою точку зрения в эмпирическом изучении общественной политики. Однако она остается спорной и отвергается теми, кто указывает на его отказ принимать во внимание "не-решения" в выводе о том, что ни один человек или группа не в состоянии господствовать (см. также Общественную власть). Третью точку зрения отстаивают марксистские теоретики, доказывая, что существует либо явный капиталистический правящий класс ,  либо, значительно чаще, более рассеянная структурная власть, рассматриваемая как результат общей назначаемой власти капитализма, поддержанной контролем над тем, что Альтюссер  называет идеологическим государственным аппаратом или еще более рассеянной гегемонией. Феминизм  весьма эффективно использовал четыре определения власти. "Трансформационная способность" людей расценивается не в качестве нейтрального процесса ,  а в качестве очевидно гендери-рованного. Исследования социальных отношений и структур показали постоянные образцы неравенства, основанного на подчинении женщин мужчинам. Радикальные феминистки считают, что патриархат  — более плодотворная парадигма  для анализа власти в рамках социальных структур, чем класс, статус  или чисто политические формирования, а материалистические феминистки настаивают на включении особого положения женщин в рамки исследований класса в капиталистических обществах. Очевидность во всех таких дебатах состоит в том, что в осмыслении и изучении власти возникают проблемы, которые нелегко решить. Настолько нелегко, что возникли сомнения (например, у Лукса, 1974) относительно того, не является ли "власть" по существу оспариваемым понятием, под которым Луке понимает, что окружающие его ценностные проблемы никогда не могут быть решены с эмпирической точки зрения или действительно удовлетворительным образом. В позиции Лукса есть сходство с позицией Макса Вебера (см. Ценностная уместность ) . Конечно, оба представления излишне ограничительны. Сложности и оспариваемый характер понятия "власть" можно признать. Но социологическое изучение стало бы более полезным не столько отбором явно трудных понятий, обладающих особым статусом, сколько просто признанием того, каким образом многие из них имеют тенденцию нести ценностные нагрузки, оставляя открытым вопрос о том, делает ли это их неразрешимо оспариваемыми. Это ближе к точке зрения Галли (1955), создателя понятия "оспариваемые понятия". Луке также осторожен в поддержке какого-либо понятия структурной власти. Ее совпадение с понятиями воли и структуры подсказывает, что отстраненность Лукса от "структурной власти" также огульна. Хотя имеются проблемы в их отдельном использовании, недавно было поддержано их парное сочетание, чтобы иметь большую перспективу решения проблем, возникающих от раздельного применения любого из них (см. Структура и воля ) .

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Власть» в других словарях:

Власть

- В общем смысле способность и возможность оказывать определяющеевоздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо с...
Энциклопедический словарь

Власть

- Право распоряжения, управления посредством наделенных полномочий, обеспеченных законодательными нормами..
Бизнес словарь

Власть

- Ж. право, сила и воля над чем, свобода действий и распоряжений; начальствование; управление; | начальство, начальник или начальник...
Словарь Даля

Власть

- Лица, облеченные правительственными, административными полномочиями. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Власть

- Воля.
Словарь синонимов

Власт

- (побег, росток) (Деян 12.20)-служащий во дворце (постельник) царя Ирода Агриппы 1.. и еще 5 определений
Исторический словарь

Власть

- - специализированная форма деятельности (а также аспект многих других форм деятельности), направленная на организацию воспроизво... и еще 12 определений
Философский словарь

Власть

- - система социально-политических отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на дей... и еще 9 определений
Политический словарь

власть

- Властвовать, заимств. из цслав. вместо волость (см.)..
Этимологический словарь Фасмера

власть

- ВЛАСТЬ, власти, мн. власти, властей, ·жен. 1. только ед. Право и возможность подчинять кого-что-нибудь своей воле,...
Толковый словарь Ушакова

власт

- Власт (Деян.12:20 ) (цветущий) - постельничный царя Ирода Агриппы I-го. Посланный Иродом для разведания дела, он держал сторону Т...
Библейская энциклопедия

власть

- Абсолютная, авторитетная, безграничная, безмерная, безраздельная, беспредельная, божественная (устар.), большая, волшебная, всепок...
Словарь эпитетов

Связанные понятия: