Skip navigation

Что такое Техника? Значение слова tehnika, социологический словарь

Значение слова «Техника» в Социологическом словаре. Что такое техника? Узнайте, что означает слово tehnika - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Техника

1. Техника – (от греч. techne - искусствомастерствоумение) - англ. technics; нем. Technik. 1. Совокупность  средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процесса  материального производства и удовлетворения непроизводственных потребностей общества; средства труда ,  один из основных элементов производительных сил общества. 2. Машины, механизмыприборы, устройства, орудия той или иной отрасли производства. 3. Совокупность навыков и приемов в к.-л. виде деятельности.

2. Техника – (от греч. techne - искусствомастерствоумение) - совокупность  навыков и приемов деятельности. В первоначальном своем значении это слово сохранилось и теперь (Т. музыканта, спортсмена и т. д.). Но вместе с развитием  средств труда ,  особенно благодаря появлению машин, содержание понятия  Т. изменилось. Т. стали называть совокупность средств, с помощью к-рых человек  воздействует на предметы труда  в процессе  материального производства. Т. - один из основных элементов производительных сил, прежде всего средств труда, и как часть материально-технич. базы об-ва оказывает решающее воздействие на его соц.-эко-номич. развитие. Современную технику можно разделить на следующие функциональные отрасли: производственная, транспорта и связи, научн. исследований, военная, обучения, культуры и быта, медицинская, управления. Закономерности развития Т. не сводимы к соц.-экономич. закономерностям. Исходным пунктом в социологич. исследовании развития Т. выступает анализ  взаимоотношения ее с человеком в процессе труда. В этом процессе Т. занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. При создании Т. и затем при ее использовании закладывается и реализуется система  "человек - техника " , в к-рой определенным образом сочетаются и распределяются функции, устанавливается необходимое согласование каждой из сторон. В итоге определенному Уровень? Узнать в Энциклопедическом словаре. Уровень - это...'>уровню развития человека как субъекта труда отвечает соответствующая Т. и, наоборот, каждый достигнутый уровень технич. развития требует адекватного развития работника, его знаний, квалификации. Развитие Т. всегда соц.-экономически детерминировано, обусловлено растущими потребностями и противоречиями, возникающими в различн. сферах обществ. жизни и регулируемыми господствующими обществ. отношениями. На этой основе на протяжении всей истории в каждой формации складываются специфич. законы  развития Т., определяющие характер, темпы, масштабы, ритм, важнейшие направления, а также основные последствия (экономич., соц.) технич. прогрессаКритерием различения историч. этапов в развитии Т. является перемещение от человека к Т. таких функций, к-рые вызывают коренное изменение  в технологич. способе соединения человека и Т. Соответственно в истории Т. обычно выделяют три основные ступени ее развития: орудия ручного труда (инструменты); машины (на уровне механизации); автоматы (на уровне автоматизации). В рез-те действия внутренних закономерностей развития Т., а также тех, к-рые складываются под влиянием  существующих соц.-экономич. условий, на смену эволюционным периодам закономерно приходят периоды технич. революций. Эти революции связаны с коренным преобразованием средств труда и технологии (см.). Они могут быть локальными, охватывающими отдельные стороны или отрасли Т., или общими, преобразующими весь технич. базис  об-ва, утверждающими новый технологич. способ производства .  Происходит общая технич. революция ,  к-рая так или иначе затрагивает все отрасли и все стороны Т. Особенность ее состоит в том, что она органически связана с современной революцией в науке. В рез-те образуется единый процесс революции научно-технической (см.). Лит.: Шухардин СВ. Основы истории техники. М., 1965; Епископосов Г.Л. Техника и социология .  М., 1967; Мелещенко Ю.С. Техника и закономерности ее развития. Л., 1970; Товмасян С.С. Философские проблемы труда и техники. М., 1972; Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1976; Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: социальные последствия НТР. Год 2000. М., 1986. И.Б. Орлова.

3. Техника – (греч. techne - искусствомастерство )  - собирательный термин  для обозначения множества феноменов, в которых мышление ( разум )  обнаруживает свое присутствие (здесь бытие )  в мире. Понятия Т. получаются путем феноменологической редукции в разных подходах, при этом всякий раз за рамками понятийного оформления остается значительная часть содержания. Множество подходных понятий Т. дополняют друг друга, составляя сложную рефлексивную картину отношения мышления к миру. Результатом субстанциональных редукций выступает распространение понятия Т. на множество инструментов, орудий и машин - включая и такие специфические, как мегамашины Мэмфорда , или государство  . Аксиологическая редукция включает в понятие  Т. ценности  и цели ( власть  над природой, выживание, борьбу за существование и отбор, творчество и креативность). Натуралистическая редукция рассматривает феномены Т. как геологическую формацию естественной истории (техносфера, ноосфера  де Шардена и Вернадского). Распространены антропологическая, эпистемологическая, социологическая и ряд иных редукций. ( Технологический детерминизм ,  Технофобия . ) Редукционизм  в определениях понятия Т. неизбежен, поскольку полнота рефлексии отношения мышления к миру воплощается в самой Т. Мир, как интенциональный объект  мышления внеположен самому мышлению как нечто иррациональное, подлежащее рационализации. Установка  (по-став) на рационализацию мира находит свое выражение в Т. С другой  стороны, Т. выступает мерой рационализации мира. В определенном смысле Т. рядоположна философии и познавательной установке мышления. Т. и философия  (в расширительном значении, включая науку, логику, методологию и иные формы проявления) выражают две разные интенции мышления. Каждая из интенций (не путать с первой и второй интенциями схоластов) по своему рационализирует мир, кладет и удерживает внеположенный мышлению мир в своих специфических объектах, предметах и категориях .  Отношения между двумя этими интенциями (Т. и философией) могут строиться, скорее, как перевод  содержания объектов, предметов и категорий в языках друг друга, нежели как объекты взаимной активности. Философии мир дан в идеальных объектах, понятиях и универсалиях. Т. мир дан во взаимодействии тел и сред. Философия исследует, творит и преобразует свой мир, так же как Т. свой. Т. и философия постоянно обмениваются между собой своими достижениями и продуктами, но их развитие  и история  гетерохронны. Агрегатные состояния тел и изменяемые среды, с которыми Т. давно имеет дело, гораздо позже становятся предметами интереса  философии и науки так же, как и открытия науки и философии далеко не сразу становятся предметом технического отношения. Синхронизация истории Т. и философии осуществлялась в несколько этапов. В конце 18 в. К. Монж объединил технические и теоретические знания в высшем образовании и в деятельности инженеров. С этого момента ведет свою историю современная инженерия, как деятельность ,  вобравшая в себя обе интенции мышления. Несколько по другому сборка и комплексирование обеих интенций осуществлялись в философии Т. которая строилась на встречном движении, от философии к Т. и от Т. к философии. Рефлексивное конфигурирование  Т. и философии осуществляется в деятельностном подходе .  Категоризация Т. может задаваться несколькими способами, категориальными парами. 1) Т. и мир. Т. в этом случае выступает как привнесение в естественный порядок вещей искусственного упорядочивающего начала. Т. как оискусствление (артификация) естественного, достраивание естественного порядка (космоса) искусственным порядком (таксисом). 2) Т. и человек .  Т. как усиление естественных способностей человека, с одной стороны, и как проблематика  тварности человека, когда сам человек становится объектом технического отношения. 3) Т. и мышление. Мышление объективирует Т. в понятиях и идеях ("вторая природа", деятельность и т.д, в различных редукциях). В свою очередь мышление рассматривается как деятельность, и проявления мышления рассматриваются как мыслительные Т. Т. в мире представлена комплексом орудий, машин и механизмов, техногенной средой, в которую включена и природная среда .  Ноосферные представления рассматривают иные геологические сферы как включенные в сферу разума и Т. и преобразованные. Так же как биосфера меняет минеральные сферы (атмосферу, гидросферу, литосферу и т.д.), ноосфера преобразует все это и оискусствляет их. Рационализированные искусственные среды оказываются ничуть не лучше естественных для человека, к ним необходимо так же приспосабливаться, или так же менять их, как до оискусствления Т. меняла естественную среду. Это порождает комплекс  аксиологических, этических и прагматических проблем, на которые Т. реагирует дальнейшим воздействием на тела (включая тело  человека) и среды. Философия, в свою очередь, меняет этические и аксиологические установки и концептуализирует новые среды и сферы (физическая среда, информационная, социальная, семиотическая и т.д.). Т. внедряется и распространяется и на эти среды, большинство из этих сред техногенного происхождения. Техногенные среды парадоксальны относительно Т., их породившей. Будучи искусственными по происхождению, эти среды даны в Т. как оестествленные или просто естественные. Будучи продуктом Т., техногенные среды никогда не присутствовали в ней как цели. Технические цели сосредоточиваются на средовых единицах или атомах. Т. приводит к загрязнению рек и изменению состава воздуха, но цели конкретных технических действий не были направлены на гидросферу и атмосферу. В физических средах цели Т. направлены на тела, изменяя тела, Т. оставляет следы в средах, преобразуя их. Когда для Т. открываются новые среды, возникает проблема  аналогов тел в физических средах. Так в семиотической среде (среде техногенного происхождения, порожденной интенцией мышления), аналогом тела (атома) становится знак ,  относительно знака формулируются технические цели и строятся семиотические орудия и машины ( письменностьматематика, языки  искусства и т.д.). Целевая направленность Т. на тела или их аналоги в других средах, с одной стороны, и способность Т. порождать техногенные среды, с другой, требуют раздвоения Т. как интенции мышления на две составляющие, по аналогии со схоластическими первой и второй интенциями. Продуктами первой технической интенции являются конкретные технические достижения, изобретения и вещи культуры, продуктами второй технической интенции выступают техногенный мир, культура ,  Интернет. Первая интенция вынуждает человека посредством Т. строить дом, электростанцию, организовывать добычу топлива, чтобы защитить себя от факторов природной среды, вторая интенция делает мир промышленным и урбанистическим (наполненным новыми телами: домами, электростанциями, угольными отвалами). Первая техническая интенция изобретает рифмованную речь  и стихи, результатом второй становятся эстетика  поэзии, библиотеки, образование .  Относительно человека в объем понятия "Т." необходимо включать проявления улучшения или усиления природных способностей человека, не связанные с творением, по крайней мере материальным творением или творением в материале. Например, Т. прыжков в высоту - фосбери-флоп, Т. бега на 100 метров, Т. письма и пения, или Т. постимпрессионистов - пуантелизм. Т. письма определяется природным устройством кисти руки, но также и инструментом, Т. пения есть чистая форма  без опосредования инструментами. Письмо  оставляет материальные следы, но при рассмотрении Т. письма они не так важны как Эстетический? Узнать в Словаре Ожегова. Эстетический - это...'>эстетическая сторона самих следов, так же как для Т. пения не важны затухающие навсегда звуковые колебания. Всякое проявление  человека может раскладываться на отправление природы человека и искусственную форму, которая этому отправлению придается. Эта искусственная форма естественного отправления и есть Т. В такой трактовке машины и машинность, инструменты и инструментальность выступают акциденциями Т., но не ее субстанцией. А с другой стороны в Т. важен именно аспект искусственности. Можно выделить, описать и изобрести несколько Т. спринтерского или марафонского бега. Но нельзя считать Т. разновидности бега у лошадей. Галоп, аллюр, иноходь, рысь - природные особенности бега лошадей. Если же лошадь приходится учить некоторому движению, то речь может идти о Т. дрессировки, т.е. опять же о искусственной форме отправлений человека, где обучаемая лошадь выступает природным материалом преобразования, страдательным и претерпевающим. Существование современного человека (современность, в данном случае, это 40000 или более лет) вне Т. возможно только в спекулятивных построениях. Феноменально же человек присутствует в искусственной форме своих природных отправлений, т.е. в Т. Т. есть энтелехия человека. Отсюда вся проблематика тварности человека. Проблема субъекта творения (кто: боги, Бог, сам человек, труд ) . Проблема предиката, что делается? или что сделано? (совершенная и несовершенная форма). Совершенность как в распредмеченном смысле, как эстетический вывод или результат критики способности суждения, так и в опредмеченных - грамматическая категория глагольных форм. Тварность и несовершенность (в обозначенных смыслах), человека делают возможными практику воспитания, антропотехнику ( Антропотехника ) , социотехнику, гуманитарные технологии .  Проблема зеркальности, симметричности и взаимообратимости субъекта и предиката (что есть образ ,  что подобие? "если бы быки сочинили Илиаду, то олимпийцы имели бы образ быков"). В отношении к мышлению Т. представлена как объект мышления, а мышление как деятельность само представлено Т. мышления. Чаще всего Т. как объект мыслится в прагматических формах. В позитивном отношении такое мышление представлено либо инженерией, либо технократизмом, в отрицательном приобретает черты луддизма или руссоизма. Технократизм  должен быть доукомплектован технокритицизмом, предметом которого является не оппонирование технократизму, а критика инженерной рациональности и технической интенции. Особого обсуждения требует тема философских Т. Например, дискурс  как Т. или, изощренная искусственная форма естественного (оестествленного) отправления - речи. То же самое: поэзия, Художественный? Узнать в Словаре Ожегова. Художественный - это...'>художественная речь, проповедь и т.д. Специальные философские Т.: распредмечивание и опредмечивание, конфигурирование, феноменологическая редукция, рефлексивные Т. ( интроспекция  и эпохе), майевтика и ирония, критика и аналитика, индукция  и дедукция  и т.д. Различные философские подходы пользуются разными философскими Т. так же, как и творцы философии, авторы текстов и изобретатели философских Т., что определяется целями, задачами и первой технической интенцией. Но вторая техническая интенция предполагает существование философии как особой среды. Средовые характеристики философии рефлектируются как эпохи или периоды: Просвещение ,  Романтизм, Постмодернизм .  В постмодернизме философия как среда существования философа рефлектируется наиболее отчетливо. Отсюда специфические объекты интереса постмодернистов к телам и атомам в этой среде ( тексты ,  знаки, симулякры), к Т. работы с телами философии (письмо, нарратив, дискурс), к средовым процессам и взаимодействиям (хаос, ризома, игра ,  складка). Осознание превалирования (неважно, действительного или мнимого) второй технической интенцией в философии над первой оформляется в тезисе о смерти автора. Приписывание Т. атрибутов автономности и эмерджентности также является концептуальным следствием обнаружения второй технической интенции (при недостаточной концептуализации следствием может стать технофобия). Творец и автор утрачивают контроль  за последствиями своих технических действий, Т. как бы живет своей жизнью ,  сама становясь средой обитания человека и особым миром. Понятийное отождествление тел технической среды (например, машин) с самой средой предполагает, что все искусственное (рукотворное) так же подвластно человеку и Т. как тела. Автомобиль-машина - тело Т., управление  автомобилем тоже Т., или искусственно усиленная способность человека манипулировать телами, автомобильное движение складывается из тел, каждое из которых подвластно человеку, почему же человек оказывается жертвой автомобильного движения? В гипертрофированном виде такое отношение  человека к рукотворному миру проявляется, когда человек сталкивается со сложными машинами, менее понятными, чем автомобиль. (Художественный текст, вынуждающий автора к определенным сюжетным поворотам помимо авторской воли, компьютерная сеть, порождающая виртуальные потребности. Социальный институт ,  реализующий собственные цели, вместо выполнения функции, для которой был создан.) Все эти парадоксы, проблемы и фобии являются результатом понятийного редукционизма Т., и снимаются самой Т., как установкой мышления на рационализацию мира. Даже тот мир, который наполнен продуктами рациональной деятельности и имеет техногенное происхождение ,  внеположен мышлению как иррациональный, значит требующий рационализации, т.е. технического отношения к себе. Рационализация  и техническое отношение снимают иррациональность, не оставляя причин для возникновения фобий. Проблемы и парадоксы, возникающие в столкновении человека с техногенной средой, должны быть отнесены к мышлению, где они и решаются в рамках философской интенции, а не к Т. В.В. Мацкевич

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Техника» в других словарях:

Техника

- (от греч. techne - искусство - ремесло, мастерство), совокупностьсредств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления...
Энциклопедический словарь

Техника

- Ж. греч. заводское и ремесловое искуство, знание, умение; приемы работ и приложение их к делу; обиход, сноровка. Техническая опытн...
Словарь Даля

Техника

- Совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания метериальных ценностей. и еще 3 определения
Словарь Ожегова

Техника

- (от греч. techne - умение, искусство , мастерство) - 1) совокупность специально выработанных способов деятельности; 2) совокупно... и еще 3 определения
Философский словарь

ТЕХНИКА

- И, ж. 1. мн. нет. Совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материаль-ных ценностей. Наука и т. Пе...
Словарь иностранных слов

техника

- Через нем. Тесhnik (ж.) заимств. из лат. technica от греч. : "искусство"..
Этимологический словарь Фасмера

техника

- Т'ЕХНИКА , техники, мн. нет, ·жен. ( ·греч. technike, ·букв. искусная). 1. Совокупность приемов и приспособлени...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: