Skip navigation

Что такое Самоубийство? Значение слова samoubiistvo, социологический словарь

Значение слова «Самоубийство» в Социологическом словаре. Что такое самоубийство? Узнайте, что означает слово samoubiistvo - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Самоубийство

1. Самоубийство - англ. suicide; нем. Selbstmord. Уничтожение самого себя в результате собственных действий.

2. Самоубийство - книга  Э. Дюркгейма , увидевшая свет в 1897. Опровергая исключительно психологические трактовки С., Дюркгейм социологически исследовал этот феномен. При анализе  С. становится преобладающим понятие  аномии - отсутствия или дезинтеграции норм, правил. Кроме того, Дюркгейм обращает внимание при анализе С. на такие феномены, как экономический кризис, плохое приспособление  трудящихся к условиям работы, необузданность требований индивидов по отношению к коллективу .  Все эти феномены - социальная патология ,  подталкивающая индивидов к добровольному уходу  из жизни. По определению Дюркгейма, " самоубийством  называется каждый смертный случай ,  который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или Отрицательный? Узнать в Словаре Ожегова. Отрицательный - это...'>отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах". Положительное действие  в таком случае: выстрелить себе в висок из пистолета. Отрицательный поступок: не покидать горящего дома или отказываться от какой бы то ни было пищи до наступления смерти. Голодовка, приводящая к смерти, есть пример С. Дюркгейм считал, что необходимо отличать С. как индивидуальный феномен (такой-то человек  при таких-то обстоятельствах покончил с собой) от уровня С. как социального феномена, который и должен изучить и объяснить социолог. С теоретической точки зрения самое важное здесь - определить зависимость между индивидуальным (С.) и общественным (уровень С. в обществе) феноменом. Определив суть явления С., Дюркгейм отбрасывает разного рода психические объяснения, когда врачи или психологи при исследовании индивидуальных С. детерминировали их психологическими или психопатологическими факторами. Он, конечно, признает наличие психологической предрасположенности к С., которую можно объяснить с точки зрения психологии или психопатологии, но основной фактор ,  предопределяющий С., носит, по его мнению, не психологический, а социальный характер .  Дюркгейм выделял три типа С.: 1) эгоистическое, 2) альтруистическое, 3) аномическое. 1) Эгоистическое С. рассматривается посредством корреляции между показателями С. и социальными рамками - интеграторами, в частности религией и семьей, причем последняя рассматривается в двух аспектах: брак  и дети. Попытки С. варьируются в зависимости: 1) от возраста, т.е., как правило ,  растут вместе с ним; 2) от пола: у мужчин показатель  выше, чем у женщин; 3) от религии: у протестантов чаще, чем у католиков; 4) от семейного положения: для замужних Женщина? Узнать в Словаре синонимов. Женщина - это...'>женщин, не имеющих детей, характерно возрастание Число? Узнать в Словаре Ожегова. Число - это...'>числа С. Таким образом, от решимости совершить С. человека защищает не столько сам брак, сколько семья  и дети. Притом женщина без детей страдает больше от фрустрации. Этот тип С. обозначается Дюркгеймом термином " эгоизм " : мужчины или женщины более склонны к покушению на собственную жизнь ,  когда они думают только о самих себе, не интегрированы в общественную группу, когда двигающие их желания не соотнесены с групповой оценкой этих желаний и со значением  долга, налагаемого близкой и прочной окружающей средой. 2) Альтруистическое С. - акт, совершаемый вследствие бескорыстной готовности жертвовать собой для других или ради возвышенной идеи, служения долгу. В архаичном обществе: вдова у индейцев готова взойти на костер, где должно быть сожжено тело  ее мужа. Здесь С. происходит не от избытка индивидуализма ,  а наоборот, вследствие полного растворения индивида  в группе. В современном обществе: командир корабля, не желая пережить его гибель, из альтруизма  кончает жизнь С. Он жертвует собой во имя интериоризированного социального императива, сознательно подавляя в себе инстинкт  самосохранения. 3) Аномическое С. - специфический тип добровольного ухода из жизни, приобретающий широкое распространение в те периоды развития общества, когда происходит массовое нарушение наиболее значимых для общества и индивида норм, правил поведения (" аномия " , по терминологии Дюркгейма). Оно выявляется с помощью статистической корреляции между частотой С. и фазами экономического цикла. Статистика  обнаруживает тенденцию роста числа С. в периоды экономических кризисов и, кроме того (что самое интересное и неожиданное), в периоды высшего благополучия. Интересен и другой  феномен: во время  значительных политических событий обнаруживается тенденция  к сокращению частоты С.: в годы войны число С. уменьшается. Аномические С. относятся не только к тем, число которых возрастает во время экономических кризисов, но и к тем, частота которых соразмерна числу разводов. Итак: С., в понимании Дюркгейма, - это индивидуальный феномен, причины которого социальны. Первопричиной их служат не отдельые индивиды (хотя некоторые из них имеют определенную предрасположенность к этому), а социальные силы, изменяющиеся от общества к обществу, от группы к группе, от религии к религии. Дюркгейм утверждал, что рост С. в современном обществе - это патология, что сегодняшний уровень С. обнаруживает некоторые патологические черты современного общества. Наибольшее внимание он уделял аномическим С., число которых резко возрастает во время экономических кризисов, во всех тех случаях, когда имеет место усиление конкурентной деятельности, расширение обмена  и обострение соперничества. Сократить С., - считал Дюркгейм, - не в силах  ни семья, ни государство ,  ни религия .  Единственная группа ,  которая может способствовать вовлечению индивидов в коллектив и их интеграцию - это профессиональная группа, или корпорация. Сплачивая нанимателей и нанимающихся, корпорация стоит достаточно близко к индивидам, чтобы быть школой дисциплины и солидарности, пользоваться престижем и властьюОтдельный человек - это человек желаний, а поэтому первейшая обязанность и потребность  морали и общества - дисциплина .  Человека нужно дисциплинировать с помощью высшей авторитетной и приятной силы, т.е. достойной любви. Такой силой, которая одновременно, но неотвратимо внедряется в жизнедеятельность индивидов и одновременно притягивает их к себе, объединяет их, может быть только само общество .  Е.М. Бабосов

3. Самоубийство – (suicide) - "все случаи смерти в результате прямого или косвенного, позитивного или негативного акта самопожертвования, который, как человеку  известно, приведет к такому результату" (Дюркгейм, 1897). Попытка самоубийства и пара-суицид суть разные явления, требующие раздельного изучения. Люди, осуществлявшие "попытку самоубийства" или только симулировавшие самоубийство ,  не обязательно служат путеводителем поведения действительных самоубийц. Анализ  самоубийства, проведенный Дюркгеймом, оказал большое влияние  на социологию. С его точки зрения, коэффициенты  самоубийства связаны с типом и уровнем социальной интеграции в обществе. Таким образом, объяснение  различных коэффициентов требовало социологического подхода .  Используя опубликованную статистику, Дюркгейм сначала устранил психологические факторы  и переменные окружающей среды, выдвигавшиеся ранее в качестве объяснения явления, а затем идентифицировал четыре характерных типа: Эгоистическое самоубийство ,  Альтруистическое самоубийство ,  Аномическое самоубийство  и фаталистское самоубийство, каждое из которых соответствует определенному состоянию общества. Одна из основных проблем в его анализе состоит в том, что официальная статистика ,  несомненно, искажает и преуменьшает полные масштабы самоубийства, причем в большей мере для одних, чем для других групп (например, Дюркгейм находил католиков менее склонными, чем протестантов, к совершению самоубийства, но католики могли иметь больше причин для сокрытия таких фактов). Некоторые социологи (например, Дж. Дуглас " Социальное  значение самоубийства", 1967) утверждают, что подобное социальное исследование  должно сначала установить эмпирически, как фиксируются самоубийства, например, полицией, следователями и т.д., прежде чем с какой-то степенью доверия использовать такую статистику, и что Дюркгейм не сумел этого сделать. Несмотря на оговорки, тезисы Дюркгейма были подтверждены другими теоретиками. Так, Сейнсбери (1955) обнаружил, что коэффициенты самоубийств в предместьях Лондона были самыми высокими там, где уровни "социальной дезорганизации" - уровни развода, незаконнорожденности и т.д. - также были максимальными. Согласно Сейнсбери и Бараклау (1968), ранговые последовательности таких коэффициентов для групп иммигрантов в США и для стран их происхождения тесно соотносились, несмотря на изучение разных совокупностей. Таким образом, хотя официальная статистика  требует осторожности в использовании, она более надежна, чем иногда предполагается. Данное представление получает дальнейшее подтверждение постоянностью масштабов самоубийств, которые имеют тенденцию повторяться от культуры к культуре: более высокие коэффициенты среди мужчин, чем женщин, среди овдовевших и разведенных, среди неженатых и бездетных, среди пожилых по сравнению с молодежью .  Большинство этих результатов совпадает с полученными Дюркгеймом.

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Самоубийство» в других словарях:

Самоубийство

- Намеренное лишение жизни.
Словарь Ожегова

Самоубийство

- - добровольный уход из жизни стоики считали нравственно допустимым: "Они усматривали в этом именно высшее обнаружение нравственн... и еще 1 определение
Философский словарь

самоубийство

- САМОУБ'ИЙСТВО , самоубийства, ср. Намеренное лишение себя жизни. Окончить или покончить жизнь самоубийством..
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: