1. Реклама – (от лат. reclamo - выкрикиваю) -англ. reclame; advertisement; нем. Reklame. 1. Информация о потребительских свойствах товаров и различных формах услуг для их реализации, создания спроса на них. 2. Распространение сведений о к.-т. или о ч.-т. с целью создания популярности.
2. Реклама - социальный институт , ответственный за то, чтобы людей превращать в покупателей, предварительно превратив их в идиотов.
3. Реклама - в традиционном понимании - одно из маркетинговых средств, призванных стимулировать сбыт продукции. В этом контексте Р. определяется как деятельность (обычно оплачиваемая) по передаче имеющих характер убеждения информационных сообщений о каких-либо товарах, услугах с помощью СМИ - газет, журналов, радио, телевидения, уличных щитов и т.д. Согласно данной трактовке, Р. противопоставляется, с одной стороны, агитации и пропаганде как имеющим дело с товарами идеологического толка; с другой - индивидуальным продажам (direct-marketing), стимулированию продаж (sales promotion) и связям с общественностью (public relations) как трем другим средствам стимулирования сбыта в маркетинге . В современных условиях подобное толкование сущности Р. может быть расценено как несколько устаревшее, ибо еще с момента возникновения массового производства в задачи Р. стало входить не только простое информирование широкого круга людей о предложениях рынков (характерное для Р. вплоть до конца 19 - начала 20 в.), но и проведение культурно-идеологической обработки населения с тем, чтобы оно как можно более глубоко осваивало ценности и порядок массового потребления и тем самым решало проблему сбыта излишков товаров, ставшую актуальной в связи с растущей продуктивностью экономической системы. Следовательно, современная Р., во-первых, не может быть абсолютно противопоставлена агитации и пропаганде, а во-вторых, предполагает решение стоящих перед ней задач посредством комплексного использования всей совокупности имеющихся маркетинговых средств стимулирования сбыта (иными словами, Р. как комплекс маркетинговых коммуникаций, включающий одновременно: 1) advertising - Р. в СМИ, 2) sales promotion - содействие продажам, 3) public relations - сопряженные " общественные отношения " , 4) direct-marketing - направляемый рынок). В то же время для конца 20 в. характерным является утверждение и проникновение Р. помимо экономики во все большее количество сфер - от выборных и политических кампаний до социального маркетинга и содействия в разрешении социальных проблем; причем, если оценивать социальный маркетинг, заключающийся в продвижении и пропаганде общественно-значимых программ, отличительных образов крупных фирм, групп влияния, политических партий, правящих структур и т.п., то именно данное направление признается одним из наиболее перспективных в развитии современной Р. В связи с вышеизложенным более часто пользуются расширительными трактовками Р., в которых последняя определяется как информирование ( информация ) о чем-либо, ком-либо, осуществляемое (распространяемая) в любой форме, с помощью любых средств и призванное(ая) формировать и поддерживать интерес к своему предмету. Бурное развитие рекламной практики во второй половине 20 в. вызвало к жизни большое количество соответствующих прикладных исследований. Речь шла прежде всего о разнообразных психологических исследованиях, имеющих целью способствовать возникновению новых и совершенствованию старых рекламных технологий (благодаря им появились, например, популярные модель AIDA, теория минимальной привязанности, уникального торгового предложения (УТП), имиджа , теория потребностей и мотивов и др. Также достаточно широкое распространение получили околосоциологические исследования Р. маркетингового плана . Но на их фоне отмечается пробуждение и собственно теоретического интереса к вопросам Р. В рамках социологии , в частности, уже успели заявить о себе исследования, анализировавшие Р. в русле традиционных социальных подходов (социально-исторического, ролевого, структурно-функционального). Основная их ценность усматривается в осмыслении Р. в качестве специфического социального института , в связи с чем было акцентировано внимание на том, что, во-первых, для Р. характерна система четко обозначенных позиций: 1) рекламодатели - физические и юридические лица, задающие цели рекламной деятельности и оплачивающие предоставляемые услуги; 2) рекламопроизводители - организации, осуществляющие по заказам рекламодателей творческие и исполнительские работы, планирование , разработку и реализацию рекламных кампаний, а также отдельных рекламных мероприятий; 3) рекламораспространители в лице редакций газет, журналов, радио и т.д.; 4) потребители Р. - лица, которым адресуются рекламные обращения. Во-вторых, логика и принципы взаимоотношений агентов рекламного пространства характеризуются определенной устойчивостью, обнаруживая на современном этапе тенденцию сочетания приверженности манипулятивному подходу , безраздельно господствовавшему ранее в рекламной практике, с установкой на поиск новых, субъект-субъектных форм рекламного общения, не только допускающих, но и предполагающих проявление инициативы со стороны ранее пассивных потребителей Р. В-третьих, в мире существует отработанный эффективный механизм социального контроля за соблюдением ряда правил рекламной деятельности, сочетающий силы и возможности законодательства (в большинстве стран соответствующие нормы закреплены в гражданском законодательстве) с деятельностью органов саморегуляции - специализирующихся в области Р. профессиональных общественных организаций, ассоциаций и фондов. В-четвертых, в рамках общественного целого Р. находится в тесной связи с широко понимаемой системой производства и выполняет ряд важных функций: а) информационную - посредством рекламных коммуникаций осуществляется распространение информации о текущих предложениях рынков; б) маркетинговую (сбытовую) - Р. ускоряет процесс движения материальных и идеальных товаров от производителей к потребителям; в) стимулирующую - свобода Р. и увещевающий характер ее обращений способствуют повышенному проявлению деловой активности социальных субъектов и расширенному потреблению; г) социальную - Р. выступает одним из средств поддержания жизнеспособности общественного механизма, к заслугам которого относят, в частности, рост производительности труда , повышение жизненного уровня населения, качественные изменения в работе получивших финансовую независимость СМИ и содействие в борьбе против социального зла. Решение же вопроса об истоках высокой эффективности Р. как социального явления сегодня в большей мере связывается с эвристическим потенциалом современных социологических теорий. В частности, ввиду тесной внутренней связи между Р. и вопросами повседневности, знания и познания, а также общения посредством социально обусловленных кодов, многообещающими представляются исследования, восходящие к символическому интеракционизму , феноменологической социологии и близким им по духу теориям. Они открывают перспективы: 1) вплотную подойти к рассмотрению глобальной сущности рекламного производства, манипулирующей социальностью человека, и 2) осмыслить Р. и рекламную деятельность в качестве социокультурных феноменов, характеризующихся высокой чувствительностью к настоящему, к "здесь и сейчас" обывателей, к возникающим изменениям в потоках жизни, к актуальным, ярким, выразительным смыслам. П.А. Матюшевская
4. Реклама – (advertising) - Социологическом словаре. Процесс - это...'>процесс и средства (пресса, кино, телевидение и т.д.), посредством которых доступность и качества предметов потребления, а также услуг доводятся до общественности. Основываясь на семиологии, Жан Бодрийар (1970) утверждал: "В современном обществе потребление влечет за собой "активное манипулирование знаком до такой степени, что знак и товар сливаются в одно Целый? Узнать в Словаре Ожегова. Целый - это...'>целое". В таком контексте сила рекламы стала одной из центральных проблем в современной социологии. В популярном социологическом опусе "Скрытые рекламодатели" (1957) Вейнс Паккард изобразил целый арсенал психологических и социологических методов рекламы, делающих их всемогущими. В 50-е гг. романист Дж. Б. Пристли внедрил термин "admass" для описания потребительской лихорадки, вызываемой массированной рекламой. По мнению Паккарда, реклама поддерживает потребление в целях решения персональных и политических проблем, создавая "лже-потребности", реализуемые в основном путем порочного массового потребления, пронизанного убеждением , что благополучие и покой души обеспечиваются за счет приобретения. В противовес таким взглядам более традиционные подходы в исследовательских кругах часто строились на том, что на пути массовой коммуникации существуют барьеры (например, групповое мнение ) , действующие как "защитный экран" от какого-либо простого манипулирования (см. Двухступенчатый поток массовой информации ) . Феминистские теории рекламы приняли иную линию, делая чаще упор на сексизме - разновидности распространенного обращения к тендерным, эйджеистским и расистским стереотипам. Другой аспект рекламы - воздействие на общее содержание вещания. В Великобритании Курран и др., комментируя дискуссию 1977 г. в Королевской комиссии по финансированию прессы, доказывали, что реклама организует содержание и структуру СМИ, функционируя в качестве системы патронажа, то есть обслуживая капиталистическое производство , нежели отражая ценности политической демократии. Рынки и группы населения, не привлекающие рекламодателей и промышленников (например, пожилые люди и люди, имеющие низкие доходы ) , вообще не принимаются во внимание средствами массовой информации. Интересно также, что некоторые рекламные агентства используют операционные категории , совпадающие с идеями; разрабатываемыми в академических кругах и связанными с концепцией постмодерна для описания современного западного общества. В соответствии с постмодернизмом понятие " класс " в меньшей мере применимо к современному опыту, чем стиль жизни и потребление. При таком ракурсе реклама предстает не столько манипуляцией, сколько средством соблазна, а рекламные агентства все чаще отказываются от социально-экономических систем классификации, заменяя их понятиями "потребительский класс" и " группа образа жизни". См. также Культура массового потребления ; Массовая культура .