Skip navigation

Что такое Развитие? Значение слова razvitie, социологический словарь

Значение слова «Развитие» в Социологическом словаре. Что такое развитие? Узнайте, что означает слово razvitie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Развитие

1. Развитие - англ. development; нем. Entwicklung. 1. Индивидуальное Р. ( онтогенез )  - проявляющееся в совокупности последовательных морфол., физиол., биохимических изменений, происходящих в организме  с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историческое Р. ( филогенез )  - Р. организмов (видов, родов, семейств и т. д.) и органического мира в целом на протяжении всего периода  существования жизни на Земле. 3. Движение  от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс  обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение  объектов, в результате к-рого возникает их новое качественное состояние .  См. ПРОГРЕСС ,  РЕГРЕСС .  5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

2. Развитие - 1. Индивидуальное Р. (онтогенез) - проявляющееся в совокупности последовательных морфолог., физиол., биохимич. изменений, происходящих в организме с момента его зарождения до конца жизни. 2. Историч. Р. (филогенез) - Р. организмов (видов, родов, семейств и т. д.) и органич. мира в целом на протяжении всего периода существования жизни на Земле. 3. Движение от низшего к высшему по восходящей линии, движение от старого качественного состояния к новому, более высокому, процесс  обновления, рождения нового, отмирания старого. 4. Необратимое направленное закономерное изменение  материальных и идеальных объектов, в рез-те к-рого возникает их новое качественное состояние. 5. Степень сознательности, просвещенности, культурности.

3. Развитие - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы  изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. тесно связаны с пониманием  процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание процессуальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа  единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество  описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи Р.: 1) организмической [линия Спенсера , в которой уже разделялась структура  как строение ( формаЦелый? Узнать в Словаре Даля. Целый - это...'>целого, и функция  - как способы деятельности и трансформации целого]; 2) системной [линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона - ]; 3) системно-процессуальной [линия Сорокина , введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта  или системы]; 4) альтернативных (по отношению к предыдушим) моделях [линия символического интеракционизма  (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье ( анализ  взаимодействующих социокультурных полей]; 5) цивилизационной (линия А. Тойнби и О. Шпенглера - локализация разных типов Р. в самодостаточных социокультурных целостностях); 6) стадиальной (линия Маркса - Р. как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации). Проблема  Р. связывается в этих моделях с цикличностью или направленностью (линеарной или нелинеарной) процессуальных изменений; с их одно- или многовекторностью (факторностью в "теории факторов"); с их однозначной (естественно-исторической) предзаданностью или возможностью альтернатив; с эволюционным или скачкообразным (революционным) характером социокультурных изменений; с мерой их "искусственности" (организуемости) и "естественности". Все эти дихотомии синтезируются в основополагающей проблеме любой теории Р. - критериях оценки  качества изменений (дополнительная задача - понимание самого этого качества). Часть моделей связывает Р. с идеей прогресса  - эволюционным или революционным, линеарным или нелинеарным приращением качества. Это порождает проблемы: выбора критериев (прогресс разуматехнический прогресс и т.п.); обоснования их безусловности и "нулевой" (исходной) точки отсчета; применимости за пределами рассматриваемой области (есть ли прогресс техники, например, одновременно и прогресс нравственности и т.д.); определения временной (достаточно длительной) перспективы, позволяющей увидеть "последствия" Р.; универсальности данного типа Р. для иных социокультурных систем и т.д. Таким образом, понятие  прогресса оказывается выходящим за пределы рационального обоснования и фундирующим идеологические концепции. Другая часть моделей пытается избегать отождествления Р. с прогрессом и задавать формальные основания Р. и критерии его оценки, что позволяет выделять в процессах Р. как наращивание, так и потерю качества, которое важно удержать в социокультурной системе для поддержания ее идентичности и целостности. Тогда Р. во многом отождествляется с процессуальной изменчивостью и противопоставляется фазам консервации и (или) стагнации социокультурных целостностей, связанных, как правило ,  с их переструктурацией функциональным и (или) смысловым переопределением, меняющим вектора  изменений. Одна из первых попыток задания формальных критериев Р., нашедшая в дальнейшем широкую поддержку и породившая целый ряд переинтерпретаций, связана с идеей Спенсера о Р. как усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми. В этом же смысле можно трактовать идею Поппера об открытых и закрытых типах обществ, что предполагает разные критерии Р. в закрытых и открытых социокультурных системах  и задает общую линию изменений - от структур закрытого типа к открытым. Это позволяет обосновывать формальные требования, которым должна удовлетворять система открытого типа, и класть их в основу конкретных анализов и программных проектов Р. Культурология конца 20 в. активно разрабатывает дополнительную к формальному типу задания понятия Р. идею полифоничности и многомерности Р., а также его разнотипности в традиционных и нетрадиционных обществах. Особые области в современных анализах Р. - концепции модернизации и социокультурных трансформаций. В.Л. Абушенко

4. Развитие – (development) - см. Экономическое и социальное развитие ;  Детское развитие . 

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Развитие» в других словарях:

Развитие

- Биологический процесс тесно взаимосвязанных количественных(рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с моментаз... и еще 1 определение
Энциклопедический словарь

Развитие

- Развитие международных кредитных операций способствовало формированиюмирового ДЕНЕЖНОГО РЫНКА, в качестве важнейших секторов котор...
Финансовый словарь

Развитие

- См. развить 2, -ся 2. и еще 2 определения
Словарь Ожегова

Развитие

- - понятие , характеризующее качественные изменения объектов, появление новых форм бытия, существование различных систем, сопряже... и еще 6 определений
Философский словарь

развитие

- Калька нем. Entwicklung – то же, которое в свою очередь калькирует лат. evolutio или франц. devеlорреmеnt – то же; см. Унбегаун, R...
Этимологический словарь Фасмера

развитие

- РАЗВ'ИТИЕ , развития, мн. нет, ср. ( ·книж. ). 1. Действие по гл. развить - развивать . Развитие мускулов гимна...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: