Skip navigation

Что такое Проектирование? Значение слова proektirovanie, социологический словарь

Значение слова «Проектирование» в Социологическом словаре. Что такое проектирование? Узнайте, что означает слово proektirovanie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Проектирование

1. Проектирование - англ. projection/planning; нем. Projektierung. Одна из форм опережающего отражения действительности; процесс  создания прообраза ( прототипа )  предполагаемого объектаявления или процесса посредством специфических методов.

2. Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, процесс  создания прообраза ( прототипа )  предполагаемого объектаявления или процесса посредством специфич. методов. П. является конкретной формой проявления прогностич. функции управления, когда создается возможный образ  будущей материальной или идеальной реальности. Целью  П. является такое преобразование действительности, когда создаются (или предлагается создание) объекты, явления или процессы, к-рые отвечали бы желаемым свойствам. Существуют различн. виды П. Исторически научно обоснованные методы  П. стали ранее всего вменяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает П. при решении проблем расселения. Широко оно используется в виде оргпроектирования при совершенствовании систем управления. В настоящее время  наряду с этими традиционными видами П. начали складываться новые самостоятельные направления П. - человеко - машинных систем, экология . , инженерно-психологич. и др. По своей сущности П. охватывает практически все сферы деятельности человека и об-ва, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением  и прогнозированием ,  с другой ,  - с планированием  и др. функциями управления. В современных условиях все более насущной потребностью  становится П. соц. систем, к-рое в принципе  сводится к директивному определению будущего состояния конкретного соц. объекта, процесса и явления в рамках определенной программы и плана .  Лит.: Наука  и искусство  проектирования. М., 1973; Орлов П.И. Основы конструирования. М., 1977; Социальные, гносеологические и методологические проблемы технических наук. Киев, 1978; Дитрих Я. Проектирование  и конструирование: системный подход .  М., 1982; Тиори Т., Фрай Дж. Проектирование баз данных. М., 1985. Ж.Т. Тощенко.

3. Проектирование - деятельность ,  под которой в предельно сжатой характеристике понимается промысливание того, что должно быть. Исходя из этого понимания, можно сказать, что П. характеризуется двумя моментами: идеальным характером действия и его нацеленностью на появление ( образование )  чего-либо в будущем. Именно это две характеристики отличают П. как таковое от других широких (в некотором смысле предельных) типов гуманитарных технологий, например, от исследования. Кроме того, под П. традиционно понимается особая деятельность, имеющая своей целью  разработку проектов. " Проект  (лат. - прожект, фр. - план ,  предположение, предначертание) - задуманное, предположенное дело и само изложение его на письме или в чертеже. Прожектировать (фр.) - задумать, загадать, сообразить и предположить к исполнению" (В. Даль). Из сопоставления предъявленных пониманий следует, что могут существовать и реально существуют самые различные виды, методы  и способы П. Например, различают: А) техническое П., организованное задачным образом, т.е. по прототипам (например, решение  определенного круга задач при разработке проектно-сметной документации, разработке реализационных проектов по достижению заранее известных целей, осуществление которых - удел других специалистов). Обоснованием  такого проекта служат существующие нормативно-правовые акты, условия и правила осуществления производственных технологий (например, СНиПы в строительстве и т.д.). На основании норм, указанных в проекте, последний проверяется на " истинность "  - соответствие разработки этим нормам .  Б) гуманитарное П., с которым связана проблемная организация  мышления и деятельности, т.е. собственно П. в узком и точном смысле слова. Гуманитарное П. - это технология  осуществления изменений в том случае, когда результат проектного решения наперед неизвестен, что требует проверки гуманитарного проекта не на истинность, а на реализуемость. Наличие проблем в деятельности авторов проекта, их позициясамоопределение  на изменения и выбор способа осуществления перемен являются обоснованием гуманитарного проекта. Как способ проблемной организации мышления и деятельности П. принципиально отличается от программирования: если программирование  предъявляет способ движения, приводящий к "снятию" проблемы (на основании реализации концептуального представления идеального - "беспроблемного" состоянии некоего Место? Узнать в Словаре синонимов. Место - это...'>места), то П. - культурно-оформленная деятельность "по Построение? Узнать в Словаре Ожегова. Построение - это...'>построению утопии" - содержит способ "обустройства" этого места (которого сегодня еще нет). Этапами разработки гуманитарного проекта являются: 1) вычленение и формулирование проблемы, определение  проектной идеи, 2) последовательная разработка проектного замысла и 3) собственно проекта, включающая и его реализацию. 1. Проектная идея - концепция  ( описание  "места, которого нет"): это не научный прогноз ,  а проект, мыслительная конструкция ,  задающая место для заполнения идеальными представлениями будущего для тех, кто ее разрабатывает. Концептуализация  ( работа  по согласованию понятий и выстраиванию собственных представлений) является средством формирования идеальной действительности, соорганизации разнонаправленных и многообразных течений, образования и самообразования, самосотворения участников процесса  работы с будущим, позволяющей привести к "снятию" имеющейся проблемы. В деятельности - проблемы гуманитарные. Они не имеют ярко выраженной предметной направленности (т.е., как правило ,  не могут быть "сняты" средствами однопредметного знания). Способы разрешения гуманитарных проблем "лежат" в области интегрированного знания. Соответственно, определение и построение этих способов - удел деятельности полипрофессионального сообщества, объединяющего разнопредметных специалистов, имеющих общее содержание (совпадающую проблему в деятельности) и выстраивающих на этом основании согласованный предмет деятельности средствами надпредметного знания. Соответственно, если мы озабочены развитием  (а по этому поводу "сколько голов, столько и умов"), то единственный способ договориться состоит в движении к основаниям - вглубь, а не вперед. В гуманитарном П. обсуждать надо не "светлое будущее", которое всем видится по-разному, а те понятия и представления, онтологические картины, методы, средства, формы самоорганизации, которые необходимы проектировщикам для такого странного движения: вперед к разным целям. То, что обсуждается, и есть общий (согласованный) предмет деятельности - проектная идея. Гуманитарные проекты - это не предложения, внедряемые откуда-то извне в деятельность социальных групп (когда последние оказываются в роли только исполнителей чьих-то замыслов). Замыслы гуманитарных проектов (даже если они рождаются и вне этой социальной группы) должны быть поняты и приняты участниками его осуществления, становящимися соавторами проектной идеи и ее держателями. Но поскольку сегодня в образовании ощущается недостаточный уровень гуманитарного мышления и знания, гуманитарной и технологической подготовки, и, соответственно, профессиональной готовности специалистов к разработке и реализации собственных проектов, то разработка гуманитарных проектов должна предваряться специальной работой по подготовке социального пространства как потенциальной "площадки" гуманитарного П. Подготовка "площадки" в этом контексте  - это своеобразная пропедевтическая работа по наращиванию и кадрового, и материально-технического, и финансового ресурсов гуманитарного проекта. Одним из признаков готовности является деятельность в данном пространстве полипрофессионального сообщества, где под сообществом  понимается клубная структура ,  основанная на самоопределении и предъявлении позиции ее участников, объединенных наличием общей проблемы в деятельности, желанием взаимодействовать в поиске путей ее разрешения. 2. Разрабатывая проектный замысел (который включает не только описание и обоснование проектной идеи, но и технологию создания проектной базы), проектировщики, отвечая одновременно на вопросы, что и как делать и как устроен мир делания, обязаны получить механизм реализации проектной идеи: концепция выступает соорганизующей рамкой полилогичной организации деятельности, на основании которой рождается программа  реализации проекта как средство его управления. Деятельность по программе в свою очередь меняет ситуацию, а новая ситуация требует пересмотра концепции, т.е. перепроектирования. При этом реализуемость, практичность и эффективность  замыслов оказывается прямой функцией принимаемых проектировщиками форм самоорганизации: нет и не может быть вопроса о том, кто из сторонников или противников проекта прав "на самом деле", потому что каждый прав по-своему. Рефлексия своей позиции как частичной, частной, находящейся в ряду других, в т.ч. и конкурирующих, вменена проектирующим самой ситуацией преобразований. Следовательно, если мы не хотим действовать силой или обманом, в гуманитарном П. оказывается безальтернативной полилогичная организация деятельности, в которой возникает рациональность  другого рода, чем в науке. Разрабатывая программу реализации проекта, полипрофессиональное сообщество, "удерживая" общий предмет деятельности, трансформируется в профессионально-деятельностное (" общность ,  которая должна действовать"). В рамках проектного замысла именно профессионально-деятельностное сообщество способно обеспечить согласованную деятельность разнопредметных специалистов (осуществляемую в общем содержании - предмете деятельности, но специфическими средствами определенных специальностей). 3. Доводя проектный замысел до уровня проекта, это сообщество, отталкиваясь от необходимого, составляет согласованный план действий и бюджет ,  обосновывая последний разработанной сметой расходов. Именно такая технология осуществления гуманитарного П. (искусственного, целенаправленного, осуществляемого за счет собственных усилий преобразования, обеспечивающего развитие) позволяет авторам-разработчикам брать на себя ответственность  за реализацию своих идей. Именно в таком случае будущее не прогнозируется, а строится, а гуманитарное П. оказывается технологией "работы с будущим", включающей в себя разработку замыслов преобразования мира (ситуации, деятельности и т.д.) и их реализацию, в результате которой преобразуемое становится не просто другим (как оно изменилось бы в ходе естественной эволюции), но именно таким, как было задумано. Проверка гуманитарного проекта по критерию "реализуемость" проводится по следующим показателям: а) обоснованность проекта (актуальность и доказательность проектной идеи; точность выявления и формулирования проблемы); б) уровень квалификации авторов (соответствие авторского самоопределения и границ анализируемой ими ситуации; возможность "снятия" проблемы реализацией заявленной идеи; возможность реализации проектной идеи ее авторами - оценка  предъявленного опыта); в) проработанность проекта (доказанность возможности осуществления заявленной идеи; продуманность технологии и механизма реализации). С.Б. Савелова

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Проектирование» в других словарях:

Проектирование

- Процесс создания проекта - прототипа, прообразапредполагаемого или возможного объекта, состояния. Наряду с традиционнымивидами (ар...
Энциклопедический словарь

Проектирование

- - деятельность по созданию проектов. Исходя из этого определения, можно сказать, что П. характеризуется двумя моментами: идеальн...
Философский словарь

проектирование

- ПРОЕКТ'ИРОВАНИЕ , проектирования, мн. нет, ср. Действие по гл. проектировать 1 . Проектирование нового завода....
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: