Skip navigation

Что такое Позитивизм? Значение слова pozitivizm, социологический словарь

Значение слова «Позитивизм» в Социологическом словаре. Что такое позитивизм? Узнайте, что означает слово pozitivizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Позитивизм

1. Позитивизм – (от лат. positivus - положительный) - англ. positivism; нем. Positivismus. Социально-филос. направление (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль и др.), характеризующееся стремлением  исходить из "позитивного", т. е. данного, фактического, устойчивого, несомненного, чтобы создать позитивную "социальную теорию", свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам .  См. НАТУРАЛИЗМ ,  ОРГАНИЦИЗМ ,  ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

2. Позитивизм - социально-философское и социологическое направление (Конт, Спенсер, Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из "позитивного", т.е. данного, фактического, устойчивого, несомненного, создать позитивную "социальную теорию", свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам

3. Позитивизм – (positivism). Философское течение, согласно которому существуют тесные связи между социальными и естественными науками, оперирующими в рамках общей логической системы.

4. Позитивизмведущее направление в социологии 19 века, основные положения которого были сформулированы О. Контом. Конт провозгласил необходимость отказаться от спекулятивных, умозрительных рассуждений об обществе и создать точную, "позитивную" науку об обществе, построенную по образцу естественных наук, столь же доказательную и общезначимую. Для позитивизма  характерно прямое заимствование методов и теоретических моделей естественных наук (биологии, анатомии и физиологии человекамеханики), опирающееся на понимание  общественных законов как части или продолжения природных законов. Поэтому характерными чертами классического позитивизма были натурализморганицизм  и эволюционизм . Для позитивизма характерно также требование, чтобы наука  имела дело только с наблюдаемыми объектами и явлениями, а законы  выражали отношения между явлениями и были непосредственно проверяемыми. Позитивизм имел и социально-политическое измерение :  "позитивное" знание  об обществе рассматривалось в качестве основы "позитивной политики", реорганизации общества на "научной основе". В современной социологии позитивизм критикуется за неспособность к подлинной теоретической интерпретации социальных явлений, за эмпиризм ,  за полное невнимание к намерениям и мотивам социальных деятелей.

5. Позитивизм – (лат. positivus - положительный) - (1) парадигмальная гносео-методологическая установка ,  согласно которой позитивное знание  может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания; программно-сциентистский пафос П. заключается в отказе от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте  развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом; (2) - философское направление, фундированное означенной установкой. В эволюции П. могут быть выделены следующие этапы: I - так называемый "первый П." (Конт, Милль, Спенсер, Э. Литтре, П. Лаффит, И. Тэн, Э.Ж. Ренан и др.); II - "второй П." (Авенариус, Мах); III - "третий П." или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Лукасевич, Котарбиньский, Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Строссон, Остин, М. Блэк, Н. Малкольм, Н. Гудмен, А. Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический П. (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, Ф. Кауфман, Гедель и др.); IV - постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция  к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия ,  Венский кружок ) . Ю.В. Баранчик

6. Позитивизм – (positivism) - 1. Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание  является научным, то есть способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных. Позитивизм  Конта имел два измерения: методологическое (как указано выше) и социальное  и политическое, поскольку положительное знание социальных явлений позволяет по-новому научно обосновать вмешательство в политику и целый ряд дел, преобразующих социальную жизнь .  2. ( Логический позитивизм )  – точка зрения группы философов 1920-1930-х гг., известной под названием " Венский кружок " , чьи идеи отчасти были основаны на теории Конта, но уменьшали его позитивизм за счет более надежной логической основы. Главная доктрина "Венского кружка" - принцип верификации  - заключается в том, что единственное валидное знание - знание, проверенное чувственным опытом, то есть ожидалось, что научное знание в конечном счете найдет формулировку в логически взаимосвязанных общих суждениях, основанных на утверждениях о "базовых фактах", зафиксированных в строго сформулированном языке  "чувственных данных". Некоторые, но не все, члены "Венского кружка" воспользовались также проектом Конта для перенесения методов технических наук на социальную. 3. Социологический подход ,  оперирующий общим предположением о возможности привнести методы  технических наук (например, измерение ,  выявление общих законов и т.д.) в социальные. 4. (В уничижительном смысле) социологический подход, ошибочно стремящийся подражать методологии технических наук. Остановившись на термине  "позитивизм", Конт выразил намерение отказаться от доверия к более ранним религиозным или спекулятивным метафизическим основам "знания" (см. Закон трех стадий ) . Однако он расценивал научное знание как "относительное", а не абсолютное. Последнее было и всегда будет недостижимым. Социальная и политическая программа  Конта предусматривала новый консенсус  по социальным проблемам  и реорганизацию общества на началах, предложенных новой наукой - социологией. Для социологов отводились роли в правительстве, образовании и в учреждении новой "религии человечества". Будучи скорее "школьным", чем индивидуальным творчеством, методология  логического позитивизма более разнообразна по сравнению с Контом и в решающих моментах расходится с его представлением. В сфере этики, например, логические позитивисты часто ассоциировались с доктриной, проводившей резкое различие  между "фактами" (которые верифицируемы) и "ценностями" (которые не верифицируемы). Хотя большинство таких философов утверждало, что от науки, в том числе социальной, можно ожидать более достоверного знания, позволяющего достигать желаемых целей, они, как правило ,  не принимали способность науки решать ценные вопросы - скорее "должные", чем те, что "есть" утверждения (см. также Различие между истиной и ценностью ) . Среди современных социологов не находят сильной поддержки ни аспекты методологических принципов Конта, ни его социальная и политическая программа. Попытки логических позитивистов выработать более строгую формулировку позитивизма и "науки", доказывающую свою жизнеспособность, также не увенчались успехом. В методологическом отношении центральная проблема позитивизма возникает из так называемой "проблемы эмпиризма " : отсутствия какой-либо окончательной основы для "верификации" в "индуктивной логике" (см. Индукция и индуктивная логика ;  Эмпиризм). Другой  убедительный пункт критики - так называемый "парадокс позитивизма" - состоит в том, что принцип  верификации сам не поддается проверке. В последние годы новые подходы в философии и истории науки (см. Наука ;  Научная парадигма )  подвергли сомнению идею о единственной философской основе для науки, Позитивизм критикуется за измену своей собственной концепции научного знания как "относительного" знания, а также за догматизм в отношении "научного метода". См. также Фальсификационизм .  Если вышеупомянутые трудности применимы к позитивизму в отношении технической науки, другие проблемы возникают в области социологии. Дело в том, что социологический позитивизм не имел успеха в достижении ни ожидаемой унификации социологического знания, ни консенсуса по схемам  социальной и политической реконструкции. Для некоторых социологов эта неудача указывает на необходимость заниматься социологией с иной, нежели традиционно "научной" точки зрения - см. Значимая Социология ;  Verstehen  (прил.). "Позитивизм в социальной теории и исследовании" К. Браянта (1985) дает доступный краткий обзор  проблем вокруг позитивизма в социологии.

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Позитивизм» в других словарях:

Позитивизм

- (франц. positivisme - от лат. positivus - положительный),философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное...
Энциклопедический словарь

Позитивизм

- Направление в буржуазной философии, утверждающее, что единственным источником п одлинного знания являются специальные науки, и отр...
Словарь Ожегова

Позитивизм

- — идеалистическое течение в философии с 30-х гг. XIX в., исходящее из признания позитивной — положительной, конкретной науки еди... и еще 1 определение
Исторический словарь

Позитивизм

- (лат. positivus - положительный) - 1 ) парадигмальная гносео-методологическая установка , согласно которой позитивное знание мож... и еще 9 определений
Философский словарь

ПОЗИТИВИЗМ

- А, мн. нет, м., филос. Направление в современной философии, придающее первостепенное значение науке как источнику истинного и при...
Словарь иностранных слов

позитивизм

- ПОЗИТИВ'ИЗМ , позитивизма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. positivus - положительный) ( ·книж. ). 1. Разновидность суб...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: