Skip navigation

Что такое Норма? Значение слова norma, социологический словарь

Значение слова «Норма» в Социологическом словаре. Что такое норма? Узнайте, что означает слово norma - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Норма

1. Норма – (от лат. погта - правилообразец )  - англ. norm; нем. Norm. 1. Мера ,  образец, средняя величина  ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядокстрой ч.-н. 3. Правило поведения в определенной ситуации. 4. Форма  регуляции поведения в биол., техн., соц. системах

2. Норма – (от лат. norma - образец) - 1. Мера, образец, средняя величина  ч.-н. 2. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй ч.-н. 3. Правило  поведения в определенной ситуации. 4. Форма  регуляции поведения в биологич., технич., соц. системах

3. Норма – (лат. norma - руководящее начало, правило ,  образец) - 1) средняя величина ,  характеризующая какую-либо массовую совокупность  случайных событий, явлений; 2) понятие ,  обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельностьповедение  и общение ,  сохраняют свои качества и функции, задающие их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). В социальной сфере Н. конкретизируются через нормативы (специально аналитически рассчитываемые характеристики состояний), правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны - образцы. Н. выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контрольИзменение  Н. является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Н. имеют два Способ? Узнать в Словаре Ожегова. Способ - это...'>способа своего закрепленияфункционирования): знаковый (их закрепление в санкционируемых культурой кодексах, законах, сводах правил и т.д., а также в текстах культуры как таковых в плане  нормативности их содержания; и социальный  (их встроенность как схем в деятельность, поведение, общение). Кроме того, мышление, осознаваемая психическая жизнь  также подчиняются определенным представлениям о "нормальности", репродуцируемым в данной культуре (Н. суть "лишенная пространства точка между сумасшедствием и дураком", - Лотман). Сверхзадача Н. - удержать инвариантность через полагание пределов вариативности. Инвариативность в Н. - это отсылка к "стоящей" за ней и "выражаемой" в ней ценностиСтатусом абсолютности в культуре может обладать только последняя, но она как бы инверсирует эту абсолютность в Н., подкрепляя последнюю своим авторитетом. Н. как абсолютизированное относительное, выступает законом функционирования социокультурных целостностей, обеспечивающим их устойчивость и самотождественность. В социальной реальности Н. могут складываться стихийно как практически находимые эффективные схемы взаимодействий, действий и отдельных операций (преобладающий тип нормотворчества в традиционных культурах ) , а могут специально (вне предполагаемых областей применения) разрабатываться соответствующими институциями (в том числе и через специальную обработку эксплицированных практических схем) и целенаправленно внедряться в социальную жизнь (преобладающий тип нормотворчества в нетрадиционных культурах). Предлагаемая Н. может быть отторгнута на уровне социокультурных практик. Принятие же означает ее постепенную стереотипизацию в схемах  опыта, с возможным последующим вторичным ее осознаванием как естественно возникшей в самом этом опыте и необходимостью ее нового "снятия". Такого рода схема движения Н. может быть обозначена как нормацикл, предполагающий переменную оборачиваемость знаковой и социальной форм функционирования Н. Опривычивание ("хабитуализация"), нормированиелегитимизация  и санкционирование (с акцентом на нормировании и включении в нормацикл) - это способ освоения в системе актуальных отношений любой инновации (иначе последняя остается на уровне культурного артефакта ) . Исторически Н. возникает из традиции  как основного регулятива в архаических и доминирующего в традиционных обществах. Логически же сама традиция  (в определенном аспекте своей функциональной нагрузки) может быть рассмотрена как особый тип Н. Основное отличие Н. от традиции усматривается в принципиальной "вписанности" последней в процессы  жизнедеятельности (регуляция всегда "изнутри") и возможностипреобладания) в Н. регуляции "извне", ее не только целевой, но и возможной целеполагающей предназначенности к регуляции не столько самих процессов жизнедеятельности, сколько стремящихся к институонализации связей и отношений (хотя Н. и задает соразмерность любым социокультурным проявлениям и может быть интериоризирована, стереотипизирована в опыте). Н. и традиция в пределе (в идеальном типе) имеют: разные генетические основания - Н. искусственно конструируется, традиция складывается естественно-исторически (1); разный характер своей обязательности - Н. санкционируется (приобретает легитимизацию) вне регулируемой ситуации специальными институциями, традиция же стремится к самодостаточности, автономизации областей действия своей регуляции, не нуждается во внешних институциях  (2); традиция стремится гомогенизировать свои содержания, Н. - гетерогенизируется, расщепляется по мере обнаружения в ней новых содержаний и применения к новым ситуациям регулирования (3). Учет этих оснований различения позволяет выделить четыре типа подсистем в полной социокультурной нормативной системе. Две из них характеризуют нормирование через традицию (аутентичная и вторичные виды традиции; последние есть по сути традиционализированные, т.е. "о-естествленные" Н.). Две других - нормирование через Н. (собственно Н. - технические и большинство социальных (в узком смысле слова) как регулирующих социальные взаимодействия  и отношения, процессы распределения власти и управления в социальных системах ;  Н. как "о-искусствленные" традиции). Кроме того, традиция и Н. векторно разнонаправлены (4). Традиция стабилизирует и задает инерционность, акцентирует момент преемственности, детерминирует из прошлого. Н. - реагирует на изменения, акцентирует момент креационности (механизм внедрения инновации), детерминирует из будущего. Традиция непрерывна в своем действии, Н. - дискретна. Первая как бы задает внутреннюю, а вторая - внешнюю формы. Во внутренней структуре Н. выделяются три составляющие: диспозиция  Н. ( описание  ситуаций и способов применения, транслируемых в Н. содержаний), императив Н. (обязательства, накладываемые Н.), характер связи диспозиции и императива (предписывание, дозволение, запрещение). Акцентирование императива определяет жесткость Н., акцентирование диспозиции - ее релятивность. В последнем случае в Н. явственнее проступает стоящая за ней ценность  ("ценности сами по себе вообще не имею места в мире сущего… но значат" - Виндельбанд), в первом - актуальные социальные потребности и интересы .  Тем не менее и ценностно-проявляющиеся (культурные в узком смысле слова) Н. могут носить достаточно жесткий характер (особенно " табу "  культуры), а выражение непосредственных социальных потребностей и интересов - быть достаточно мягкими (прежде всего дозволения, в предельном случае - максима "что не запрещено, то разрешено"). Различают: неразвитые Н. (императив практически не прописан), "мертворожденные" Н. (императивы не имеют под собой социальных и (или) культурных оснований), Н.-фикции (условий для действия императива уже нет, но Н. не денонсирована и продолжает нести знаковые нагрузки), Н.-фантомы (императивность Н. (как и они сами) запрещается, но продолжает реально действовать, например приоритет закона  кровной Месть? Узнать в Словаре Даля. Месть - это...'>мести перед санкционируемым государством  уголовным законом, преследующим кровную месть), реальнодействующие (в разной степени актуализации) Н. По генетическому Источник? Узнать в Словаре Ожегова. Источник - это...'>источнику императива можно различать: Н. экстравертированные (внешний источник, власть ) , Н. интровертированные (самопорождающиеся), Н. амбивалентированные (Н.-амбоверты). Этим задается сила  или слабость Н. Ситуацию "отсутствия" или "исчезновения" Н. Дюркгейм предложил описывать как "аномию" . Нарушение Н. описывается в социологии как социальное  отклонение ( девиация ) . В культуранализах появление инновации есть также нарушение Н. В социологических и культурологических анализах особый интерес  вызывает выявление реальных источников императивности на микроуровнях социума ,  в микросредах и конкретных жизненных ситуациях. В данном случае речь  идет о референтных источниках Н., инверсирующих Н. и доводящих их до конкретного потребителя. Н. не действуют в культуре и социуме изолированно друг от друга, а образуют, как правило, соотносимые и (или) конкурирующие нормативные системы. В этом отношении проводится дифференциация  Н. по сферам их применения (этические, социальные в узком смысле слова, культурные в узком смысле слова, эстетические, правовые и т.д.). В литературе представлены тенденция  к универсализации всех Н. либо как социальных, либо как культурных (в широком смысле слова) и противопоставления их на этом основании Н., регулирующим природные (иногда и технические) системы. В целом Н. суть средства духовно-практического освоения мира, способы познания и действия субъектов, необходимое условие установления взаимосоотнесения их между собой. Н. суть социокультурные программы. В.Л. Абушенко

4. Норма – (norm) — стандарт ( правило ) , регулирующий поведение  в социальной обстановке. Идея о том, что социальная жизнь  как упорядоченный и непрерывный процесс  зависит от оформленных ожиданий и обязательств, широко распространена в социологических подходах, хотя одни придают ей большее значение ,  чем другие. Ддя Дюркгейма общество  теоретически осмысливалось с точки зрения нравственного порядка. Этот взгляд оказал влияние  на развитие  современного функционализма ,  особенно на творчество Парсонса, где понятие  нормативного порядка выступает главным элементом социальной системы. Здесь идея относительно норм связана с социализацией и ролями, встречающимися на каждом уровне общества — от действий индивидуумов в повседневной жизни (например, в манерах поведения за столом или в классе )  до формулировки правовых систем в развитых обществах. Понятие норм также подразумевает понятие социального контроля, то есть положительных или отрицательных средств обеспечения конформности и применения санкций к девиантному поведению (см. Девиация ) . В других социологических подходах выделяются скорее правила, чем нормы ,  либо власть  и принуждение

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Норма» в других словарях:

Норма

- (от лат. norma - руководящее начало - правило, образец), 1)узаконенное установление, признанный обязательным порядок. 2)Установлен... и еще 1 определение
Энциклопедический словарь

Норма

- А. Узаконенное правило, установление, обязательный порядок. Б. Установленная, документально подтвержденная величина..
Бизнес словарь

Норма

- Ж. лат. общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. Нормальное состоянье, обычное, законно...
Словарь Даля

Норма

- См.: Нормативное высказывание..
Словарь логики

Норма

- Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь. и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Норма

- - руководящее начало , правило , образец — узаконенное установление , признанный обязательным порядок, например Н. права. Устано...
Исторический словарь

Норма

- См.: Нормативное высказывание .. и еще 5 определений
Философский словарь

Норма

- Фамилия автора, название книги или номер заказа, помещаемые на первой полосе каждого печатного листа около сигнатуры. Служит для о...
Полиграфический словарь

НОРМА

- Ы, ж. 1. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь Юридическая н. Нормы поведения. Нормы литер...
Словарь иностранных слов

норма

- I норма •• [I. Заимств. из нем. Norm или франц. norme – то же от лат. norma. – Т.] II •• [II, диал., "деревянный настил на с...
Этимологический словарь Фасмера

норма

- - 1. узаконенное установление, признанный обязательным порядок; 2. установленная мера, средняя величина чего-нибудь..
Большой бухгалтерский словарь

норма

- Н'ОРМА , нормы, ·жен. ( ·лат. norma). 1. Узаконенное установление. Правовые нормы. | Обычный, признанный обяза...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: