1. Неомарксизм - англ. NeoMarxism; нем. Neomarxismus. Течения западной обществ, мысли, по разному интерпретирующие учение К. Маркса (в духе неогегельянства, феноменологии, неофрейдизма , структурализма и т. д.); критикующие истолкование марксизма идеологами как социал-демократического, так и коммунистического толка. Н. придает основополагающее значение категории отчуждения; отрицает революционную роль рабочего класса ; выступает в качестве идеологии "новых левых".
2. Неомарксизм - течение обществ. мысли (30-70-е гг. XX в.). Н. неоднородное и противоречивое течение. Для него характерна смесь марксизма с элементами неогегельянства, ницшеанства и др. вариантами "философии жизни [большинство представителей школы франкфуртской (см.)], с "левым" экзистенциализмом (Ж.-П. Сартр), неофрейдизмом (см.) как в либерально-гуманистической трактовке (Э. Фромм]. так и в анархо-радикальном духе "сочетания соц.-политич. революции с тотальной сексуально-культурной" революцией (Г.Маркузе, В. Райх), со структурализмом (Л. Гольдманмр филос. герменевтикой (Ю. Хабермас) и проч. В США и Англии 60-х гг. Н. выступил и как осоая социологич. тенденция , критически противостоящая официальной социологии (Ч. Н. Бирнбаум, А. Гоулднер и др.). Излюбленные философские категории Н. - отчуждение и овеществление к-рым придана апокалиптическая всеобщность. С позиций, близких к социологизму вульгарному (см.), общеметодологические категории и логика редуцируются им к исторически и классово обусловленным соц.-экономич. явлениям и интересам, вся современная наука оценивается как воплощение духа капитализма , утонченное орудие эксплуатации в руках господствующих классов и самый глубокий источник подавления человека . Таков исторический рез-т усиленного внедрения инструментальной рациональности науки, преуспевшей в установлении господства человека над природой, во все сферы соц. и культурной жизни. Вследствие этого первоначально освободительные импульсы научного сознания превратились во всепроникающую идеологию господства человека над человеком. А.Д. Ковалев.
3. Неомарксизм - понятие , используемое: а) в узком смысле - для фиксации и содержательной характеристики значимой парадигмы исследований представителей Франкфуртской школы; б) в широком смысле - для обозначения направленности и теоретических оснований исследований, в той или иной мере использовавших марксовые объяснительные модели в своем творчестве, и при этом практически всегда отвергавших ортодоксальный и официальный советский марксизм (" сталинизм " ) 1930-1980-х, выступавший, как правило , под наименованием " марксизм-ленинизм " . Н. тем самым в известном смысле выступил как итог социально-философского творчества мыслителей, отвергавших позитивистскую критику классического марксизма , но при этом стремившихся дополнить последний рядом перспективных подходов неогегельянства, фрейдизма, "философии жизни", позже - парадигмами экзистенциализма и структурализма . (Тем самым осознанно разграничивались теоретическая конструкция и мировоззренческое ядро марксизма, с одной стороны, и эклектичный набор идеологических мифологем большевистского типа, обрамлявших его, с другой . ) Предельно высокий уровень мировоззренческого разброса и идеологических предпочтений, присущий сторонникам Н. (Д. Лукач, А. Грамши, Беньямин, Хабермас, В. Райх, Маркузе, Фромм, Мерло-Понти, Л. Гольдман, С. Стоянович, Блох, Альтюссер , Л. Коэн, Ч.Р. Миллс и мн. др.), выдвигают в качестве главной проблемы идентификации и самоидентификации Н. не только проблему доминирующих исследовательских методик, но и вопрос о тех реальных явлениях социальной действительности 20 ст., которые не могут быть удовлетворительно объяснены и адекватно интерпретированы вне той или иной степени обращенности к миропредставлениям Маркса. Представители Н. опираются на ведущий постулат и доминирующую ценность классического марксизма - радикальный гуманизм . Предполагается акцент на: 1) Особую роль и значение общественно-исторической практики; на логическом уровне это нашло свое выражение в процедурах апплицирования собственно философских понятий на модели описания процессов экономического и общесоциологического порядка; тематизировавшись подобным образом, первые начали выступать как "отражения" категориальных рядов политэкономии и социологии. 2) Важность преодоления отчуждения, самоотчуждения и овещнения (по модели ГУЛАГа и Освенцима) человека ; можно фиксировать даже некую центрацию Н. на категорию " отчуждение " , выступающую аналогом концептов "формальной рациональности" М.Вебера и "рационализации" Фрейда. Как результат многомерного отчуждения в Н. трактуется не только социально-экономическая структура антагонистических обществ, но и наличная предметно-вещественная организация мира людей как таковая. 3) Перспективная установка на разностороннее удовлетворение подлинных /с извечной проблемой: "а судьи кто?". - А.Г./ человеческих потребностей. 4) Признание свободного развития каждого и любого индивида как условия свободного развития всех. Одновременно в рамках Н. полагается принципиально неприемлемой идея социальной организации коммунистического типа как средства осуществления таких целей. Бесклассовая и безгосударственная социальная организация , сопряженная с ликвидацией института частной собственности и системы товароденежных отношений, а также провозглашающая предпочтительность распределения общественного продукта по "затраченному труду " либо "по потребностям" неоднократно подтверждала свой утопизм и несостоятельность на уровне высокотрагичной реальной практики. Аналогичные результаты становились очевидными также и в рамках многих парциальных экономических и Глобальный? Узнать в Энциклопедическом словаре. Глобальный - это...'>глобальных мысленных экспериментов. Трактуя базовые принципы радикального гуманизма Маркса исключительно как критические и конечные регулятивные, а отнюдь не как конститутивные и резолютивные, сторонники Н. полагают, что указанные принципы (в контексте и рамках многоуровневых опосредований) вполне приложимы к процедурам корректных и разносторонних оценок как феноменов наличной социальной практики, так и проектируемых общественных трансформаций. (По выражению Дж. Гэлбрейта, Маркс является "слишком крупной фигурой, чтобы целиком отдать его социалистам и коммунистам...".) В ходе концептуально-теоретической эволюции Н. обнаружил также и собственные существенные характеристики, могущие быть признанными как результат инкорпорирования ряда значимых философских подходов и модных Интеллектуальный? Узнать в Словаре Ожегова. Интеллектуальный - это...'>интеллектуальных веяний 20 в. в массив переосмысливаемого марксизма. Гипотетический ход и развертывание всемирной истории интерпретируются в Н. как фатально-необратимый процесс всевозрастающей иррационализации мироустройства, как прогрессирующее сумасшествие разума (ср. со схемой "самообретения" абсолютной идеи через восхождение к самой себе у Гегеля). Сторонники Н. рассматривают грядущую антикапиталистическую революцию как "конец истории", как глобальный катаклизм, призванный кардинально преодолеть предшествующее развитие социума. Естественно сопрягающийся с этой идеей определенный нигилизм в отношении традиционных ценностей духовной культуры; интеллектуальный экстремизм, нередко достигающий степени мировоззренческого террора - объясняют приверженность Н. со стороны маргинальных общественных слоев и социальных групп-аутсайдеров во всем мире. В современных исследовательских традициях , обозначающих себя как марксистские, неомарксистские или постмарксистские, равно как и в школах и направлениях немарксистского и антимарксистского толка сколько-нибудь корректное обозначение Н. отсутствует и в конце 20 в. А.А. Грицанов