1. Наука - англ. science; нем. Wissenschaft. 1. Система знаний о законах природы, общества, мышления. Науки различают: по характеру предмета исследования (естественные, технические, гуманитарные, социальные, поведенческие и т. д.); по способу сбора данных и уровню их обобщения (эмпирические, теоретические, фундаментальные); по методу исследования (номотетические, идеографические); по степени практической применимости (чистые, прикладные). 2. Соц. институт , функцией к-рого является производство , накопление, распространение и использование новых знаний. Включает: систему кооперации и разделения труда , сообщество ученых, профессионалов, специализированные учреждения ( университеты , институты, лаборатории, оборудование и т. д.), систему норм, ценностей и правил, определяющих научную деятельность , методологию и методы исследования ; систему категорий, теоретических знаний и эмпирических данных. 3. См. ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНОЕ .
2. Наука - сфера человеч. деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. Под Н. понимают и исторически развивающуюся совокупность таких знаний, и соц. ин-т, в рамках к-рого она осуществляется. Часто Н. называют и отдельную отрасль знаний. Знания получаются и используются в любой сфере человеческой деятельности, но лишь в сфере Н. получение Новый? Узнать в Этимологическом словаре Фасмера. Новый - это...'>новых знаний выступает не только средством, но и основной целью и основным продуктом деятельности. При этом как сами научн. знания, так и процесс их получения обладают рядом специфич. черт, к-рые, взятые в совокупности, не характерны для знаний, получаемых в других сферах деятельности. Научн. деятельность отличает стремление к объективно истинному, обоснованному и проверенному знанию, и в связи с этим для нее присуще наличие развитого аппарата методов и процедур, используемых для рационального критич. обоснования, доказательства и проверки получаемых знаний. Для науч. знания характерны направленность на объект , на выявление собственных, имманентных законов функционирования и развития изучаемого объекта. Теоретич. системность предполагает, что каждый элемент знания не может быть значим сам по себе, если он так или иначе не соотнесен с определенной системой исходных аксиом, постулатов и допущений. Процедуры обоснования научн. знания включают в себя как логич. анализ согласованности каждого элемента с этой системой, так и различн. способы эмпирич. проверки. Автор, излагающий новый научн. рез-т, должен описать условия для независимого воспроизведения и проверки этого рез-та. Обоснованность научн. знания обеспечивается еще и тем, что, помимо импульса к расширению описываемого им круга явлений, оно содержит также импульс к критич. анализу, а иногда и к радикальному пересмотру своих собственных критериев и тех исходных допущений, на к-рые оно опирается. Наряду с объективной направленностью научн. знанию свойственна и адресованность, пусть неявная и неосознаваемая человеком как субъектом. По своим свойствам оно должно быть таким, чтобы его могли воспринимать, понимать, оценивать, усваивать, осмысливать и использовать др. субъекты: при этом научн. знание - это знание общезначимое, апеллирующее не к уникальным особенностям и способностям того или иного конкретного субъекта, а ко всякому соответствующим образом подготовленному индивиду . Совокупность лиц, обладающих необходимой компетенцией в данной области и участвующих в процессе выработки нового знания, называют научн. сообществом . Нередко оно понимается как совокупный субъект науч. деятельности. Адресованность научн. знания другим субъектам и науч. сообществу в целом достигается за счет того, что сам процесс его получения регулируется нормами, к-рые каждый субъект не придумывает для себя заново, а усваивает в ходе своей профессиональной подготовки. Научн. сообщество, разрабатывающее нек-рую проблемную область, является первичной соц. ячейкой Н., нормативно контролирующей деятельность своих членов. Оно определяет круг проблем, к-рые в данный момент представляются актуальными, значимыми и вместе с тем разрешимыми: существуют приемлемые концептуальные и технич. средства решения этих проблем. Наряду с этим научн. сообщество дает первую оценку новизны, важности и глубины исследовательских рез-тов, получаемых его членами, определяет статус и престиж каждого из них. Более крупной соц. ячейкой является дисциплинарное сообщество, на уровне к-poro осуществляется воспроизводство научн. деятельности и подготовка новых поколений исследователей, способных работать на переднем крае Н., в рамках проблемных научн. сообществ. Характерные признаки научн. дисциплины - наличие профессиональных журналов и организаций, учебных кафедр и дисциплинарных учебников. Следующим иерархия , уровнем являются целые сферы или области знаний, т. е. полидисциплинарные образования - такие, как физика , химия, биология и др. Самое крупное членение Н. - это ее разделение на естественные, обществ. (соц., гуманитарные) и технические Н. Между этими тремя группами Н. существуют определенные различия, выражающиеся как в познавательных установках , так и в формах соц. организации деятельности. В современной Н. исследования, проводимые на переднем крае, зачастую носят междисциплинарный характер и определяют взаимодействие представителей обществ., естественных и технич. Н. Историч. процесс развития Н. сопровождается расширением спектра выполняемых ею специальных функций и соответственно усилением ее взаимосвязей с другими сферами совокупной деятельности об-ва. Первыми по времени получают развитие культурно-мировоззренч. функции Н., к-рые реализуются благодаря тому, что предлагаемые Н. рациональные, т. е. основанные не на субъективном мнении, а на критически осмысленном объективном знании, объяснения тех или иных фрагментов и аспектов действительности входят в содержание культуры и мировоззрение об-ва. Признание за Н. авторитета в этой области явилось важным шагом в процессе ее соц. институционализации, поскольку научн. деятельность начинает восприниматься как общественно приемлемый и признанный род занятий. Прогрессирующая специализация научн. деятельности ведет к тому, что для этого оказывается необходимой достаточно длительная и основательная профессиональная подготовка, обеспечиваемая соц. ин-тами образования, с к-рыми у Н. устанавливаются интенсивные взаимосвязи и взаимообмены, посредством к-рых реализуется др. группа соц. функций Н. Как содержание, так и формы образования складываются и развиваются под сильным влиянием Н. В свою очередь, составной частью научн. деятельности становится деятельность, направленная на воспроизводство соц. ин-та Н., на оформление, обобщение и систематизацию рез-тов научн. исследований, к-рые организуются по нормам учебного предмета. Значительная группа соц. функций Н. связана с приложением научн. знаний и методов в самых разных сферах практич. деятельности. Наиболее характерный в этом отношении - процесс превращения Н. в непосредственную производительную силу, формирования устойчивых взаимосвязей между Н., техникой и производством . Научн. эксперимент и установка для проведения -выступают при этом как модель и прообраз установки для промышленного преобразования естественных веществ и объектов, возможность к-рых впервые выявляется в эксперименте. Тип взаимоотношений, устанавливающихся между Н. и промышленным производством, распространяется и на др. сферы практич. деятельности - сельское хозяйство, здравоохранение и др. Это ведет к формированию в данных сферах деятельности комплексов, включающий в качестве необходимой составной части соответствующие области научн. знания, к-рое используется для рационализации и оптимизации деятельности в данной сфере. Вместе с тем это сказывается и на самой Н., в рамках к-рой прсь исходят дифференциация на фундаментальные и прикладные исследования . Такое различение нельзя считать строгим, и оно часто подвергается критике; тем не менее в нем фиксируются значимые различия в познавательных установках, в ориентации и мотивациях ученых. Если для фундаментальных исследований характерна установка на получение истинного и теоретически обоснованного знания, то цель прикладных - практич. эффективность и результативность знаний. С превращением Н. в непосредственную производительную силу связан переход от "малой Н." к "большой Н.", когда Н. становится массовым видом деятельности, требующим значительных обществ. ресурсов, дорогостоящего экспериментального оборудования и т. п. В рез-те Н. становится объектом государственного планирования и управления, возрастает значение вопросов формирования и реализации рациональной научн. политики. Расширение круга соц. функций Н. и соответственно ее соц. институционализации нельзя считать законченным, что, в свою очередь, сказывается и на формах организации исследований, и на их дальнейшем развитии. Лит.: Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956; Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980. Б.Г. Юдин.
3. Наука - специфическая сфера человеческой творческой деятельности, назначение которой - выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности.
4. Наука – социальный институт , обеспечивающий производство и накопление знаний; одна из форм общественного сознания.
5. Наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Н. ставит своей целью выявить законы , в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами Научный? Узнать в Словаре Ожегова. Научный - это...'>научного исследования. Н. изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Н., отличает ее от иных способов познания. Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражая мир в его объективности, Н. дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью , религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой Н., но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание . Но в отличие от него Н. не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. В свое время Г. Лейбниц характеризовал математику как Н. о возможных мирах. В принципе эту характеристику можно отнести к любой фундаментальной Н. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были вначале открыты в физике, и в этих открытиях потенциально был заложен принципиально новый уровень технологического развития цивилизации, который реализовался значительно позднее ( техника электродвигателей и электрогенераторов, радио- и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и т.д.). Постоянное стремление Н. к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики Н., отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего - это отличие по их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку Н. постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика , с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент . Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие Н. характеристики: системная организация , обоснованность и доказанность знания. Далее Н., в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них, ей необходимы особые средства деятельности - специальный язык ( эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы . Именно эти средства обеспечивают исследование все новых объектов, в том числе и тех, которые выходят за рамки возможностей наличной производственной и социальной практики. С этим же связаны потребности Н. в постоянной разработке специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практического освоения. Метод в Н. часто служит условием фиксации и воспроизводства объекта исследования; наряду со знанием об объектах, Н. систематически развивает знание о методах. Наконец, существуют специфические особенности субъекта научной деятельности. Субъект обыденного познания формируется в самом процессе социализации. Для Н. же этого недостаточно - требуется особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные Н. средства и методы при решении ее задач и проблем. Кроме того, систематические занятия Н. предполагают усвоение особой системы ценностей. Фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования. Эти ценностные установки составляют основание этики Н., запрещающей умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и требующей постоянной инновационной деятельности, вводя запреты на плагиат. Фундаментальные ценностные установки соответствуют двум фундаментальным и определяющим признакам Н: предметности и объективности научного познания и ее интенции на изучение все новых объектов, безотносительно к наличным возможностям их массового практического освоения. В развитии научного знания можно выделить стадию преднауки и Н. в собственном смысле слова. На первой стадии зарождающаяся Н. еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую деятельность , предсказывая их возможные состояния. Реальные объекты замещаются в познании идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление. Их связи и отношения, операции с ними также черпаются из практики, выступая как схемы практических действий. Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян. Первые геометрические фигуры были моделями земельных участков, причем операции разметки участка с помощью мерной веревки, закрепленной на конце с помощью колышков, позволяющих проводить дуги, были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки. Переход к собственно Н. связан с новым способом Формирование? Узнать в Энциклопедическом словаре. Формирование - это...'>формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. Теперь они черпаются не непосредственно из практики, а создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование , превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Так возникает особое движение в сфере развивающегося теоретического знания, которое начинает строить модели изучаемой реальности как бы сверху по отношению к практике с их последующей прямой или косвенной практической проверкой. Исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию мира математика. Затем способ теоретического познания, основанный на движении мысли в поле теоретических идеальных объектов с последующей экспериментальной проверкой гипотез, утвердился в естествознании. Третьей вехой в развитии Н. было формирование технических Н. как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством , а затем становление социальных Н. Каждый из этих этапов имел свои социокультурные предпосылки. Первый образец математической теории (евклидова геометрия) возникла в контексте античной культуры, с присущими ей ценностями публичной дискуссии, демонстрации доказательства и обоснования как условий получения истины. Естествознание, основанное на соединении математического описания природы с ее экспериментальным исследованием, формировалось в результате культурных сдвигов, осуществившихся в эпоху Ренессанса , Реформации и раннего Просвещения. Становление технических и социальных Н. было связано с интенсивным индустриальным развитием общества, усиливающимся внедрением научных знаний в производство и возникновением потребностей научного управления социальными процессами. На каждом из этапов развития научное познание усложняло свою организацию. Во всех развитых Н. складываются уровни теоретического и эмпирического исследования со специфическими для них методами и формами знания (основной формой теоретического уровня выступает научная теория ; эмпирического уровня - научный факт ) . К середине 19 в. формируется дисциплинарная организация Н., возникает система дисциплин со сложными связями между ними. Каждая из Н. (математика, физика , химия, биология, технические и социальные Н.) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философско-мировоззренческие основания. Взаимодействие Н. формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития Н. Каждый этап развития Н. сопровождался особым типом ее институциализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности. Как социальный институт Н. Начало? Узнать в Словаре синонимов. Начало - это...'>начала оформляться в 17-18 ст., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. В 20 в. Н. превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых, в том числе и крупные исследовательские коллективы , целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров. В процессе исторического развития Н. менялись ее функции в социальной жизни. В эпоху становления естествознания Н. отстаивала в борьбе о религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. В 19 ст. к мировоззренческой функции добавилась функция - быть производительной силой. В первой половине 20 в. Н. стала приобретать еще одну функцию, она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности. В современную эпоху, в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций человечества. В этой связи переосмысливаются и функции Н. Ее доминирующее положение в системе ценностей культуры во многом было связано с ее технологической проекцией. Сегодня важно органичное соединение ценностей научно-технологического мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравственностью , искусством, религиозным и философским постижением мира. Такое соединение представляет собой новый тип рациональности. В развитии Н., начиная с 17 ст., можно выделить три основных типа рациональности: классическую (17 - начало 20 в.), неклассическую (первая половина 20 в.), постнеклассическую (конец 20 в.). Классическая Н. предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, как бы со стороны познает мир, и условием объективно истинного знания считала элиминацию из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассическсой рациональности характерна идея относительности объекта к средствам и операциям деятельности; экспликация этих средств и операций выступает условием получения истинного знания об объекте. Образцом реализации этого подхода явилась квантово-релятивистская физика. Наконец, постнеклассическая рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности, предполагая экспликацию внутринаучных ценностей и их соотнесение с социальными целями и ценностями. Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущего, но ограничивает поле его действия. Каждый из них расширяет поле исследуемых объектов. В современной постнеклассической Н. все большее место занимают сложные, исторически развивающиеся системы, включающие человека. К ним относятся объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы, включая системы искусственного интеллекта , социальные объекты и т.д. В широком смысле сюда можно отнести любые сложные синергетические системы, взаимодействие с которыми превращает само человеческое действие в компонент системы. Методология исследования таких объектов сближает естественнонаучное и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции. также: Дисциплинарность. В.С. Степин
6. Наука – (science) — 1. (Самый общий смысл) систематическое изучение физических или социальных явлений. 2. (Более узкий смысл) изучение физических и социальных явлений путем наблюдений, экспериментов, классификации и поиск универсальных общих законов и объяснений. 3. определенная отрасль знания в каком-либо из вышеупомянутых значений (например, социальная наука ) (ср. Идеология ; Магия ; Религия ) . Споры о значении 2 концентрируются на степени необходимости или возможности достижения строгого определения "науки", а также на том, пригодно ли оно в одинаковой степени к физическим и социальным наукам , ибо последним свойственно учитывать выбор человека и социальную деятельность . Эти споры возросли в последнее время в результате критических нападок на обычную философию знания и науки. Проблемы в основном вызвали работы КУНА (1962). В них наука рассматривается как продукт множества подходов многочисленных групп и школ (см. Научная парадигма ) без какой-либо единой совокупности процедур или четких критериев, позволяющих разграничить науки в целом. Ни позитивизм , ни фальсификационизм , два главных течения в обеспечении "критериев демаркации" науки, сегодня не находят безусловной поддержки (см. также Модель сопроводительного закона ; Научный реализм ) . Широко распространено следующее представление: наука теперь — не столько отдельная чистая форма , сколько сложный процесс социального производства, работа на основе предшествующего знания и преобразования его, но без единого научного метода или прямого различия между наукой в смысле 2 и другими форма и знания. Наука — социально обусловленное явление, возникающее в таком контексте , в котором культурные ценности и интересы Ученых, а также более широких слоев всегда оказывают потенциальное влияние на процесс познания (см. также Социология науки ; Социология познания ; Объективность ) . Некоторые исследователи утверждают, что лишь прочная ныне системологическая позиция призвана признать неизбежную относительность научного познания (см. Эпистемология ; Релятивизм ) . Однако возможно возвращение к общим философским критериям для выявления "истинности" гипотез и теорий. Например, Хабермас (1970) и Фейерабенд (1978) предлагают " консенсус " или неограниченную дискурсивную модель условий познания. То есть поиск истины является требованием условий, способствующих "открытому дискурсу " по любому обоснованию, предлагаемому в поддержку частных гипотез, с целью достижения "гарантированного консенсуса". Правда, современный подход к науке и ее сравнение с "ненаукой" (например, с идеологией) ставит намного больше открытых вопросов, чем до настоящего времени.