Skip navigation

Что такое Концепт? Значение слова koncept, социологический словарь

Значение слова «Концепт» в Социологическом словаре. Что такое концепт? Узнайте, что означает слово koncept - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Концепт

1. Концепт – См. ПОНЯТИЕ

2. Концепт – (лат. conceptus - понятие )  - содержание понятия ,  его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения. Карнап поместил К. между языковыми высказываниями и соответствующими им денотатами. В научном знании определенным образом упорядоченный и иерархизированный минимум К. образует концептуальную схему, а нахождение требуемых К. и установление их связи между собой образует суть концептуализации. К. функционируют внутри сформированной концептуальной схемы в режиме понимания-объяснения. Каждый К. занимает свое четко обозначенное и обоснованное место на том или ином уровне концептуальной схемы. К. одного уровня могут и должны конкретизироваться на других уровнях, меняя тем самым те элементы  схемы, с которыми они начинают соотноситься. К. в рамках одной концептуальной схемы не обязательно должны непосредственно соотноситься между собой (но обязательно в рамках целостности, в которую они входят). К. редко непосредственно соотносятся с соответствующей данной схеме предметной областью. Скорее наоборот, они есть средства, организующие в своей некоторой целостности способы видения ("задания", конструирования, конституирования) реальности. В этом смысле они обладают определенной онтологической "наполненностью", что отличает их от конструктов, представляющих собой чисто познавательные инструменты, позволяющие переходить от одного уровня теоретической работы к другому (со сменой языков описания), и в этом своем качестве могущие не иметь никакого онтологического "наполнения". Через схемы концептуализации и операционализации К. подлежат в науке "развертке" в систему конструктов, обеспечивающих (в идеале )  их "выведение" на эмпирический  уровень исследования. Собственное же обоснование  К. получают в более широких по отношению к ним метауровневых знаниевых системах ,  презентируя их тем самым в рамках конкретной теории. В постклассической методологии науки К. стали рассматриваться не только со стороны своей функциональной нагруженности внутри научного знания (жестче - научной теории), но как системообразующие элементы концепций как особых форм организации дисциплинарного (научного, теологического, философского) знания вообще. В этом контексте  в качестве своеобразного "генератора" продуцирования К. стала трактоваться философия .  Это представление было радикализировано в постструктуралистской философии, в частности в номадологии Делеза и Гваттари , в которой К. вообще перестает трактоваться как вспомогательный инструмент познания и приобретает статус  "начала философии". Таким образом, философия не столько определяется посредством К., сколько именно состоит "в творчестве К.", что намечает ее различие  с наукой, не имеющей собственных К. и ведающей лишь "проспектами" и "функтивами", а также с искусством ,  производящим "перцепты" и "аффекты". Философия как творчество К. не может редуцироваться ни 1) к созерцанию (так как созерцания производны по отношению к творчеству К.), ни 2) к рефлексии, которая присуща не только философии, ни 3) к коммуникации (так как последняя производит только консенсус ,  а не К.). Созерцание, рефлексия, коммуникация  - суть машины, образующие универсалии в различных дисциплинах .  К. характеризуются рядом свойств: 1) Сотворенность К. Он творится философом и несет его авторскую подпись (аристотелевская субстанция, декартовское cogito, кантовское a priori и т.д.). К. соотносятся с персонажами и воплощаются в них ( Сократ  как К.-персонаж для платонизма, ницшеанские Заратустра и Дионис и т.д.). 2) К. тотализирует свои элементы, но в то же время  представляет собой "фрагментную множественность составляющих", каждая из которых может рассматриваться как самостоятельный К., имеющий свою историю. К., таким образом, обладает эндоконсистенцией - целостной неразличимостью гетерогенных составляющих, и экзоконсистенцией - соотнесенностью с другими К., располагающимися в одном плане  с ним в "зонах соседства". Это требует "наведения мостов", соотнесения К. друг с другом. 3) Соотнесенность К. с проблемой или пересечением множества проблем, на которые он призван отвечать, и где он в своем становлении, собственно, и соотносится с другими К. 4) Процессуальность. К. есть упорядочение, распределение  (но не иерархическое) его составляющих "по зонам соседства", в которых они становятся неразличимыми. К. - "абсолютная поверхность или объем", где его составляющие выступают как "интенсивные ординаты", а сам К. "пробегает" эти составляющие "с бесконечной скоростью" в "недистантном порядке". К., таким образом, - это точка пересечения ("совпадения", "скопления", "сгущения") своих составляющих. Он не редуцируется к ним, но постоянно, без дистанции, соприсутствует в своих составляющих и снова и снова их пробегает. 5). К. нетелесен и недискурсивен, хотя он и осуществляется в телах, он не тождественен им. К. есть чистое сингулярное и автореферентное Событие ("а не сущность или вещь"), которое не имеет пространственно-временных координат, но только свои "интенсивные ординаты" - составляющие как свои единственно возможные объекты .  К., "будучи творим, одновременно полагает себя и свой объект", но не выстраивает по отношению к нему (в отличие от науки) ряда пропозиций. К. располагается в "дофилософском" "плане имманенции", который представляет собой некий " образ  мысли" (мысль мысли, мысль о мысли), "горизонт событий", "резервуар" для К., некую "пустыню", по которой кочуют "племена-К.". План имманенции изначально ризоморфен, вмещает в себя все, он есть некая Всецелостность. Движения К. в плане имманенции образуют его "переменную кривизну" и складки. В то время как план имманенции "воссоздает хаос" и его элементы суть "диаграмматические" черты этого хаоса, его абсолютные "направления" и "интуиции", составляющие К. суть интенсивные черты хаоса и его измерения. В этом смысле задача философии, которую она решает посредством К., - "придать (хаосу) консистенцию, ничего не потеряв из (его) бесконечности". План имманенции "окружают иллюзии": 1) "иллюзия трансцендентности", когда в имманентности находится место для трансцендентности (К. в этом случае становятся Фигурами); 2) "иллюзия универсалий", когда имманентность становится имманентной чему-либо: "Объекту созерцания", "Субъекту рефлексии" или "Другому как субъекту коммуникации" (тогда К. смешиваются с планом и редуцируются к универсалиям, которые на самом деле ничего не объясняют, но сами нуждаются в объяснении; 3) "иллюзия вечности", когда "забывают, что К. должны быть сотворены"; 4) "иллюзия дискурсивности", когда смешивают К. с пропозициями и, как следствие, философию и науку, ставящую своей целью  ограничение хаоса, его о-пределение. Таким образом, К. располагается в плане имманенции и понимается как "неразделимость конечного числа разнородных составляющих, пробегаемых некоторой точкой в состоянии абсолютного парения с бесконечной скоростью". также: КонцепцияКонцептуализация ,  Конструкт .  В.Л. Абушенко, Н.Л. Кацук

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Концепт» в других словарях:

Концепт

- (от лат. conceptus - мысль - понятие), 1) смысловое значение имени(знака), т. е. содержание понятия, объем которого есть предмет (...
Энциклопедический словарь

Концепт

- (от лат. conceptus— понятие)  — содержание понятия, то же, что и смысл. В семантической концепции Р. Карнапа между языковыми выраж...
Словарь логики

Концепт

- (от лат. conceptus- понятие ) - содержание понятия , то же, что и смысл . В семантической концепции Р. Карнапа между языковыми в... и еще 3 определения
Философский словарь

КОНЦЕПТ

- А, м., филос. Понятие..
Словарь иностранных слов

концепт

- КОНЦ'ЕПТ , концепта, ·муж. ( ·лат. conceptum) ( филос. ). Общее понятие, общее представление..
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: