1. Каста – (от португ. casta - род, поколение ) - англ. caste; нем. Kaste. 1. Обособленная обществ, группа , члены к-рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. В широком смысле - обществ, группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.
2. Каста – (от португ. casta - род, поколение ) - 1. Обособленная обществ. группа , члены к-рой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к к-рой является наследственной (напр., кастовая система в Индии). 2. Обществ. группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.
3. Каста - социальная группа ( страта ) , членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
4. Каста – — замкнутая, эндогамная группа людей, обособленных вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий.
5. Каста - замкнутые, эндогамные (см. экзогамия и эндогамия ) страты с аскриптивным (приписанным) членством (см. статус социальный ) и полным отсутствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации – кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс.лет ). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда , сформировавшееся на этнической основе, - каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью "ритуальной чистоты", т.е. по религиозному признаку. В Индии существовали четыре кастовых группы и одна внекастовая – неприкасаемые . С 1947 года кастовое разделение перестало поддерживаться государством , но его социальная роль все еще остается очень значительной.
6. Каста – (португ. casta - род, поколение , происхождение ) - эндогамная группа людей, занимающая строго ранжированное место в социальной иерархии , связанная с традиционными занятиями и ограниченная социальной традицией в общении друг с другом. В той или иной форме признаки кастового деления имелись в общественном строе многих древних и средневековых социумов (К. воров в Древнем Египте, самураев в Японии и т.д.). Только в Индии кастовая организация сформировалась во всеобъемлющую социальную систему. По индийской конституции (1950) К. равноправны и кастовая дискриминация запрещена законом (1955). Вместе с тем определенные кастовые различия в Индии, прежде всего в сельской местности, существуют до настоящего времени. В современном обществе могут существовать определенные социально-классовые группы, функционирующие по кастовым механизмам (от элитных до маргинальных). С.Ю. Солодовников
7. Каста – (caste) — форма социальной стратификации, включенная в иерархически выстроенную систему; замкнутая, эндогамная страта , членство в которой является предписанным, контакты с другими стратами ограничены, а мобильность теоретически исключена. Хотя она отражает экономическое неравенство , вытекающее из разрешения членам каждой из каст только определенного рода занятий, но в конечном счете основана на внеэкономических критериях. В самой чистой форме — в индуистской Индии — кастовый принцип религиозен: касты занимают места в соответствии со степенью ритуальной чистоты", приписанной их членам и роду деятельности. Некоторые комментаторы, однако, расширяют термин , распространяя его на ситуации, в которых разделение подкреплено расовыми антипатиями и, возможно, легальными санкциями, как до недавнего времени в Южной Африке (см. Апартеид ) и в отдельных южных штатах США (например, Доллард " Каста и класс в южном городе " , 1937). Этимология термина также спорна. Он происходит от португальского casta, но остается неясным, был ли это первоначально общий термин для обозначения класса или категории либо он более определенно увязывался с понятиями чистоты и родовитости. Исторически, как полагают некоторые, единственно истинная форма кастовой стратификации существует в Индии в Связь? Узнать в Словаре Ожегова. Связь - это...'>связи с индуизмом. Более чем 3000-летние истоки данной системы не ясны. Вероятно, они имеют двойную основу — этнос и профессиональную специализацию. Обширная субконтинентальная область Индии была заселена рядом этнических групп; отношения между ними часто менялись вследствие завоеваний и разных профессиональных умений. Кастовая система , следовательно, возникает вне моделей особенного, политического и социального подчинения, а профессиональная специализация и этнические антипатии предполагают барьеры для контактов. Отсюда ее развитие обосновано двумя фактами: обеспечением группировками объединений для коллективных нормативных установок в собирании урожая и податей; наличием могущественного духовенства (брахманов), способного внедрить табу в сформировавшийся свод ритуальных правил, которые иногда усиливаются сочетанием со светскими нормами. Система, которую усовершенствовали брахманы , покоилась на пяти основных элементах: четырех кастовых группах ( варнах ) и одной внекастовой — "неприкасаемых". Они занимали и занимают места в иерархии ритуальной чистоты, проистекавшей от разрешенных только их членам образа жизни и рода занятий. Высшие касты брахманов и кшатрий, последняя представляла светских и военных правителей, а также землевладельцев. Далее следуют касты предпринимательских средних классов (вайшьи) и работников, слуг, рабов (шудры). В самом низу стоят внекастовые или неприкасаемые (хариджан), выполняющие самую грязную работу и считающиеся ритуально не чистыми. Варна, однако, составляет лишь самое многочисленное подразделение системы, а в определении повседневных социальных действий больше значат ее регионально основанные подразделения, индивидуальные касты и подкасты — джати (дословный перевод — отделять "породы" и "разновидность"). Каждая из джати имеет собственный социальный ранг и свод кастовых правил, разработанных для поддержания ритуальной исключительности группы посредством ограничения или запрещения браков, комменсальности, а также социальных и физических контактов за пределами границ касты. Кроме того, они ритуально регулируют трудовую занятость и методы ее выполнения. Правила подкрепляются светскими и духовными санкциями, исходящими от карательных полномочий властей касты, общественного мнения и индуистской теодицеи. Последняя связана с верой в перевоплощение. Положение личности внутри касты — награда либо наказание за верное или неверное соблюдение кастовых правил в ее предшествующих воплощениях. Так как ранг внутри касты дается от рождения и сохраняется в течение всего воплощения, то единственная надежда на достижение личностью более высокого ранга в следующем рождении связана с точным исполнением кастовых обязанностей. Это — мощный стимул приверженности правилам касты. В индуистском мировоззрении данную структуру духовного и социального управления подкрепляют два символа : дхарма — высший порядок всех природных и социальных вещей, включая социальное поведение и социальные отношения , соответствующие члену определенной касты, и карма — общая доктрина перевоплощения. Именно отсюда Вебер вывел теорию порабощающего традиционализма индусских народов. Он также полагал, что кастовая система препятствовала развитию капитализма в Индии, по крайней мере, по трем причинам : подразделения системы не позволяли городским "средним классам" увязать установление права человека со свободой собственности, на чем покоится капитализм; разнообразие законов в каждой касте препятствовало появлению общей и "универсальной" законодательной системы, подходящей к капиталистическому развитию; ритуальные стереотипы о связанных с кастой трудовой занятости и технике мешали мобильности рабочей силы и применению новых технологий. Реальная действительность касты, однако, отличается от теоретических запретов. Одно из важных отличий — существование процесса , известного как санскритизация , то есть отдельная джати может преуспевать в повышении своего положения в иерархии, постепенно усваивая поведение и убеждения , свойственные членам более высокой касты. На практике, что несколько расходится с представлениями Вебера, промышленное развитие в Индии, начиная с 1900-х гг., показало приспособление образцов трудового поведения каст к новым экономическим требованиям. Так что связь между кастовой системой и экономическим развитием более гибкая, чем иногда принято думать. Начиная с 1947 г. кастовое разделение не получает поддержку со стороны государства, но ее социальная роль все еще остается значительной. В числе известных общих работ о касте находятся: В. Бугле "Очерки о кастовой системе" (1970) и Л. Дюмон "Гомоиераркикус: кастовая система и ее значение " (1970). См. также Класс; Социальные перегородки; ср. Государства; Рабство .