Skip navigation

Что такое Идеология? Значение слова ideologiya, социологический словарь

Значение слова «Идеология» в Социологическом словаре. Что такое идеология? Узнайте, что означает слово ideologiya - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Идеология

1. Идеология – (от греч. idea - идея ,  представление  и Jogos - слово, учение )  - англ. ideology; нем. Ideologie. 1. Система  взглядов и идей, в к-рых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, к-рые выражают интересы  различных соц. групп, классов, обществ. 2. По А. Дестюту де Траси - наука  об идеях, их происхождении, законах развития, истинности и применимости. 3. По К. Марксу - ложное сознание ,  выражающее специфические интересы  определенного классавыдающиеся за интересы всего общества. 4. По К. Ман-н гейму - искаженное отражение  соц. действительности, выражающее интересы определенных групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок  вещей; противопоставляется утопии.

2. Идеология – (от греч. idea - идея, образ  и logos - слово, понятие )  - система  взглядов, идей, выражающих коренные интересы  больших обществ. групп: народов, классов, об-в, соц. движений. Термин  "И.", введенный в начале XIX в. франц. философом А.Дестют де Траси и использованный Наполеоном в пренебрежительном смысле, означал ложное сознаниеиллюзорное соц. мышление. Выражая соц. интересы  в форме ценностей, идеалов, нормативных требований и программ поведения, И. выполняет важную функцию сплочения представителей данной соц. общности, стимулирует солидарность  и служит идейной основой политич. программ. В социологич. литературе И. рассматривается в качестве средоточия классового, соц. интереса в отличие от объективного научн. отражения соц. реальности и представляет важнейший предмет особой отрасли социологии - социологии знания (К. Маннгейм, В. Штарк и др.). Соц. наука ,  опирающаяся на идеологию, оправдывающая соц. интерес, утрачивает объективность .  Вместе с тем И., опирающаяся на объективное соц. знание ,  становится научн. История  развития России убеждает в том, что строительство гос-ва на основе идеологич. схем и концепций ведет в конечном счете к идеологизации самой науки об об-ве так, что становится препятствием реалистич. объективного анализа  обществ. процессов. Труднейшая проблема  совмещения идеологич. и научн. видения соц. реальности остается открытой. Одно из решений, предлагаемых социологией знания, - поиск зон совпадения интересов различн. обществ. сил и классов. Другое, представляющееся более адекватным, - идея объективного анализа, состоящая в том, чтобы непредвзято исследовать обществ. реальность и только затем ставить вопрос об отношении соц., классового интереса к полученному знанию и его использованию в интересах прогрессивного обществ. развития. Лит.: Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М., 1994. В.А. Ядов.

3. Идеология – — система  идей, концепций, с помощью которых каждый класс  (как правило  господствующий) направляет развитие  общества в своих интересах, в соответствии со своими социальными идеалами.

4. Идеологиясистема  взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы  и конфликты ,  а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение  ( развитие )  данных общественных отношений.

5. Идеология – (от греч. idea - понятиепредставление и logos - слово, понятие, учение) - совокупность  разнородных более или менее упорядоченных иллюзорных идей, концепций, мифов, верований, догматов, заклинаний, нормативов, обещаний, целевых установок, лозунгов и т.д., выражающая интересы  одной или нескольких социальных общностей и ориентированная на замещение и подмену рациональных представлений о действительности в целях сохранения или изменения социальных идеалов, ценностей, норм, а также политических, общественных, экономических и бытовых отношений. Не являясь религиозной по сути, И. исходит из определенным образом познанной или "сконструированной" реальности, ориентирована на человеческие практические интересы  и имеет целью   манипулирование  и управление  людьми путем воздействия на их сознание .  Фундируется тем, что У. Джемс обозначал как людская " воля  к вере" (ср. у Аристотеля: человек  может быть чем-то большим либо чем-то меньшим, нежели животное). Значительный элемент   иррационализма ,  необходимо присущий любой И., обусловливает и реальный облик ее творцов: по мысли Г. Лебона , "гениальные изобретатели ускоряют ход цивилизации, фанатики и страдающие галлюцинациями творят историю". В рамках И. (в контексте  осознания людьми собственного отношения к действительности, а также существа социальных проблем и конфликтов) содержатся цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение  данных общественных отношений. Ядром И. выступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики. И. фундирована конфликтной природой мира политики, его выстроенностью по полюсной модели "враг - друг", кристаллизирующей сторонников той или иной И. Степень разработанности и наглядности образа  идеологического противника правомерно полагать главным основанием сплоченности социальной группы - носителя И. В 1795 М.-Дж. Дежерандо получил приз на конкурсе  Национального института  Франции за предложенное исследование  идей в их Связь? Узнать в Энциклопедическом словаре. Связь - это...'>связи со знаками, а в 1796 - Д. де Траси ("Элементы идеологии", 1801-1815) впервые употребил термин  "И." ("Ideologie") для обозначения новой эмпирической науки об идеях. И. следовала в его системе наук после зоологии. Траси, Дежерандо, П. Кабанис и др. разрабатывали новую дисциплину, опираясь на идеи французских просветителей и энциклопедистов. Их критический пафос стал предметом жестких оценок со стороны Наполеон? Узнать в Энциклопедическом словаре. Наполеон - это...'>Наполеона, назвавшего их "ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов". В 1808 Наполеон писал: "Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время  иллюзий для отдельных людей, как для народов, - время счастья". Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии" (1845-1846) и позднейших работах  понимали под И.: а) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов; б) тип мыслительного процесса ,  когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; в) сопряженный метод   подхода  к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность. Согласно Марксу, "не в идеологии и пустынных гипотезах  нуждается наша жизнь ,  а в том, чтобы мы могли бы жить, не зная смятения". Действительность, по Марксу, предстает в зеркале И. в искаженном, перевернутом виде. И. оказывается иллюзорным сознанием. Марксово понимание  И. трансформировалось благодаря Энгельсу, разделившему критический анализ  иллюзий совпадения идей и интересов людей, осуществленный Фурье. Фурье критиковал "философов-идеологов" за их избыточный интерес к идеям, за ориентацию на изменение одного лишь сознания. В сложившемся марксизме  И. понималась как "ложное сознание", порождаемое "классовым интересом" господствующих классов, стремящихся представить его "интересом всего общества". В дальнейшем в марксистской традиции  негативное восприятие  И. "эксплуататорских классов" образовывало оппозицию с И. "социалистической", воспринимаемой сугубо позитивно. И. обществ нетоталитарного (западного) типа характеризуется наличием самого мощного в истории идеологического аппарата, определенным "рамочным" плюрализмом (запрет на И. национал-социализма и расизма ,  "не поощрение" коммунистических взглядов), религиозной терпимостью ,  "рассеянностью" во всем объеме внеидеологических феноменов и т.п. Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине 20 в. обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций И. Бахтин в своем истолковании И. попытался снять классово-политические контексты. "Идеологическое" для Бахтина - синоним семиотического, знакового вообще: "Ко всякому знаку  приложимы критерии идеологической оценки  (ложь, истинасправедливость ,  добро и пр.). Область И. совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак - там и И. Бахтин противополагал И. психологии как области "внутреннего знака" и "внутренней речи". Он постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как "внутренний знак" тоже знак, а значит и И. "индивидуальна", а в ряду социально-психологических явлений - выступает как "жизненная И.". Все психологическое, по мнению Бахтина, имеет свои семиотические основания: "Вне объективации, вне воплощения в определенном материале (материале жеста, внутреннего слова, крика) сознание - фикция. Это плохая идеологическая конструкция ,  созданная путем абстракции от конкретных фактов социального выражения". Психологии Бахтин противопоставлял не И. вообще, а только ее социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и т.д. Для обозначения объективно существующих форм И. Бахтин использовал термин "идеологема". Трактовка И. как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации конкретных механизмов ее функционирования, хотя и элиминировала идеологические предпочтения ее исследователей, трансформируя их подход в объективно-семиотический (в отличие от политической ангажированности представителей марксизма). Спецификация семиотических механизмов И. явилось одной из вершин философского творчества Р. Барта. В "Мифологиях" (1957) Барт объединил миф и И., называя их "метаязыком". Барт не считал целесообразным проводить между И. и мифом семиотическое  разграничение, определяя И. как введенное в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение. Следуя традиции определения знака как ассоциации означаемого и означающего, а языка  - как системы знаков, Барт определил миф и И. как "вторичные семиотические системы", "вторичные языки". Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного "языка" "опустошается", согласно Барту, метаязыком до полой формы (сохраняясь и в обескровленном состоянии), которая становится означающим как мифа, так и И. Мерцающее существование первичных смыслов исполняет функции алиби для концептов метаязыка ,  т.е. для означаемых мифа и И. Это алиби мотивирует идеологический знак, представляя связь формы с концептом как что-то "естественное" и "природное". Критическое отношение  к мифу и И. приводит Барта к их описанию в образе вурдалака: "Миф же - это язык, не желающий умирать; из смыслов, которыми он питается, он извлекает ложное, деградированное бытие ,  он искусственно отсрочивает смерть смыслов и располагается в них со всеми удобствами, превращая их в говорящие трупы". Миф и И. звучат голосом языка-объекта, оживляя его для потребителя, чередуя его выпотрошенную форму с его исходным смыслом. Значение  же самого метаязыка "натурализируется" в И. В "Основах семиологии" (1965) Р. Барт отмечал, что И. - это постоянный поиск ценностей и их тематизация. В случае же фигуративизации, по Барту, идеологический дискурс  становится мифологическим. Кристева использовала для исследования И. термин Бахтина "идеологема". Последняя определялась ею в качестве "интертекстуальной" функции, придающей тексту  социальные и исторические координаты, а также связывающей текст с прочими практиками означивания, составляющими его культурное пространство .  И., по Кристевой, присутствует также и в семиотических коннотациях  самого исследователя И., санкционирующих использование им тех или иных моделей и формализаций. Избавиться от данных предпосылок невозможно, но возможно их прояснение в акте саморефлексии. Эко рассматривал коммуникативные функции И., которая "предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в целокупости их внутренних взаимоотношений", благодаря ограничению области возможных коннотаций. Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы. И. выступает означаемым данного риторического субкода и идеологические контексты формируются "склеротически отвердевшими сообщениями". Позже Эко описал И. как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Перекодирование у Эко суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило .  Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их. Статус  И. как воплощение связи дискурса с некоторой социальной топикой описывается в современной философии как ряд отношений правдоподобия. ("Референциального" - в контексте отношения с реальностями мира, "логического" - в плане  соответствия жанровым и игровым закономерностям и т.д.) Нередко в рамки И. пытаются инкорпорировать чисто философские измерения (философию истории, местоположение в ней человека, сопряженные с ними оценочные суждения о возможных вариантах социального развития и желательного темпа последних). В этом контексте любая И., несущая в своей структуре некий идеал ,  противопоставленный наличной социальной реальности, - утопична и эсхатологична. (Ср. у К. Манхейма: "В слове " идеология "  имплицитно содержится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное  определенных групп скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его".) В тоталитарных обществах И. трансформируется в государственную религию с особыми догматами, священными книгами, апостолами, святыми, бого-человеками, литургией и т.д. Государство  в этом случае выступает идеократической системой, в границах  которой верховный жрец, могущий толковать и трансформировать постулаты И., выступает и высшим чиновником, и политическим лидером. (Н. Бердяев - - именовал подобные общественные модели "обратными теократиями".) Разрушение И. такого типа, неизбежное при переходе их на позиции терпимости и открытости к инаковым духовным образованиям, представляется не менее болезненной проблемой, чем даже процедуры передела собственности (ср. у Лебона: "Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов"). Согласно Жижеку , "фундаментальное измерение "  И. следующее: "Идеология - это не просто "ложное сознание", иллюзорная репрезентация  действительности, скорее идеология есть сама эта действительность, которая уже должна пониматься как "идеологическая", - "идеологической" является социальная действительность, само существование которой предполагает не-знание со стороны субъектов этой действительности, не-знание, которое является сущностным для этой действительности /курсив автора. - А.Г./ . То есть такой социальный механизм ,  сам гомеостаз  которого предполагает, что индивиды  "не сознают, что они делают". "Идеологическое" не есть "ложное сознание" (социального) бытия, но само это бытие - в той мере, в какой это бытие имеет основание в "ложном сознании". Пророчество Ницше о том, что в 20 ст. борьба за мировое господство  будет осуществляться от имени тех или иных философских принципов, полностью реализовалось (ср. "Восток" и " Запад "  как идеолого-политические образования) в виде несколько трансформированном: философские идеи заместились политико-идеологическими максимами. Результатом явилось крушение доверия людей к человеческой мысли как таковой - по Манхейму, это было, в первую очередь, обусловлено широким признанием того, что "мысль всех партий во все эпохи носит идеологический характер". также: " Немецкая идеология "  (Маркс, Энгельс), Жижек. В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов

6. Идеология – (ideology) — 1. Система  идей, лежащих в основе и наполняющих Социологическом словаре. Социальный - это...'>социальную и политическую деятельность .  2. В более узком значении, система идей, оправдывающая или узаконивающая подчинение  одной группы другой .  3. Всеобъемлющее энциклопедическое знаниеспособное к разрушению предрассудкам к применению в социальной реформе. В этом смысле термин  и использовался изначально, когда вводился Антуаном Дестю де Траси в период социального оптимизма во французском Просвещении (см. Эпоха просвещения ) . Таким образом, между значениями 3 и 2 в тот период произошло полное расхождение ,  и именно значения 1 и 2 вызывают теперь первостепенный интерес .  В творчестве Маркса и Энгельса, оказавших наибольшее влияние  на развитие  теории идеологии, данный термин имел несколько оттенков. В "Немецкой идеологии" они подчеркнули два пункта. Во-первых, идеологии обеспечивали картину мира с точки зрения правящего класса .  Во-вторых, эта картина была при необходимости искаженной, ибо интересы  правящего класса, по определению, частичны и не отражают интересов человечества в целом. В более поздних работах   идеология  изображена с точки зрения социального класса, представляющего свои особые групповые интересы как "естественные" и универсальные (например, как "национальный интерес"). Много позже авторы применяли термин ближе к значению 2, чаще всего обращаясь к гендерной идеологии, расовой и идеологиям поколений. Это предполагает наличие доктрины оправдания во всех властных отношениях. Например, в эпоху империй подчинение черных людей оправдывалось идеями, подчеркивающими "естественное" превосходство белых людей, и способностью империализма  принести просвещение .  Один из значительных вызовов представлению Маркса обеспечивается социологией познания Маннгейма. Маннгейм доказывал ошибочность рассмотрения точки зрения одного класса как неправильной, а других — как правильной. В социологическом плане  более ценно учитывать все системы убеждения ,  отражающие интересы определенных групп, включая коммунистические, социалистические наряду с консервативными. Маннгейм следовал словоупотреблению Маркса, называя утопией идеи, которые поддерживают могущественные «идеологии» и которые противопоставлялись данной системе или стремились оправдать другую. Современные марксисты внесли свой вклад в эту теорию, побуждаемые прежде всего неспособностью революционного рабочего класса развиться в западных капиталистических обществах. Важные примеры таких подходов включают: (а) франкфуртскую школу критической теории; (б) исследование  Грамши о гегемонии, которое, в свою очередь, также повлияло на работу средств массовой информации и массовую культуру; (в) концепция  Лльтюссера идеологического государственного аппарата. Все они, однако, вызвали критику за преувеличение значения культурных идей и ценностей в поддержании " консенсуса "  по сравнению с экономической и политической властью  или повседневной "рутиной". См. Тезис о господстве идеологии .  См. также Лжесознание ;  Классовые представления . 

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Идеология» в других словарях:

Идеология

- (от идея и ...логия) - система политических, правовых,нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, вкото...
Энциклопедический словарь

Идеология

- Система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество.
Словарь Ожегова

Идеология

- — система политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, художественных взглядов, отражающих интересы определен... и еще 4 определения
Исторический словарь

Идеология

- - защищаемая государством псевдокультура, формирующаяся при участии профессионаловидеологов и имеющая целью ответить на распад к... и еще 11 определений
Философский словарь

Идеология

- (от греч. idea - идея , представление и logos - понятие , учение) - более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов,... и еще 12 определений
Политический словарь

Идеология

- Идеология - метафизическая философия, понимаемая как учение об идеях.см. Destutt de Tracy, "Elements d'ideologie" 1801 - 15...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ИДЕОЛОГИЯ

- И, ж. Система взглядов, идей, характеризующих какую-н. социальную группу, класс, политическую партию, общество. Идеолог - выразит...
Словарь иностранных слов

идеология

- ИДЕОЛ'ОГИЯ , идеологии, ·жен. (от ·греч. idea - идея и logos - учение) ( ·книж. ). Мировоззрение, система взглядов и и...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: