1. Идеализм - англ. idealism; нем. Idealismus. 1. Философская ориентация , в противоположность материализму, рассматривающая сознание , дух как первичное по отношению к материи. 2. В социологии - теоретико-методол. ориентации, придающие основное значение в объяснении соц. явлений и процессов духовным и идеальным факторам. См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ , ФЕНОМЕНОЛОГИЯ . 3. Тип мышления и поведения в повседневной жизни; И. характеризуется установкой на духовные ценности .
2. Идеализм – (idealism) — 1. ( Философия ) учение, утверждающее, что мир, с которым мы сталкиваемся, частично или полностью является конструкцией идей. 2. ( Социология ) доктрина, согласно которой социология должна давать объяснения, прежде всего, обращаясь к субъективным и осознанным усилиям людей (См. также Значимые понимание и объяснение ) . В философии идеализм — одна из двух основных возможностей, возникающих при рассмотрении отношений между разумом или субъектом и миром или объектом (см. Субъект и объект ; Эпистемология ) . Для познания мира субъектом идеализм предполагает руководствоваться идеями либо теориями, формирующими мир так, как он воспринимается или мыслится. Это означает оценку его эпистемологической противоположности, эмпиризма , как наивного в утверждении о том, что чувственный опыт — единственный источник достоверного знания, а разум изначально является бессодержательным и пассивным. Согласно идеализму Платона , объекты мира были несовершенными версиями идеальных объектов, составлявшими их сущность. Современный идеализм происходит от Канта и Гегеля. Кант доказывает двухстороннее отношение между разумом и миром, причем первый придает универсальные формы, посредством которых субстанциальный и эмпирический мир может восприниматься и осмысливаться. Это ведет к тому, что объективно существующий внешний мир, не структурированный разумом, — непознаваем и что имеется понимание , но не знание разума самого по себе — "номинального", и оно не структурировано формами, которые делают возможным эмпирическое познание , например, пространства, времени и причинности. Гегель, отвергая кантовский непознаваемый мир в себе", достигает полностью идеалистического согласования разума и субъекта как по существу социальных и исторических и одновременно мира, каким он сам себя создал или постулировал в последовательных категориях разума и субъекта. Он предпринимает Ревизию логики (см. Диалектика ) , с миром, который сам по себе (а не просто "разумом") задуман как последовательность аргументов. Идея о том, что скорее разум конструирует мир, чем наоборот, наиболее очевидна в широком спектре социологических теорий, воспринимающих социальный мир как результат осознанной деятельности человека , обязательно предполагающей мышление и "идеи". "Люди" являются "субъектами", хорошо осведомленными о ситуациях, в которых находятся, и обдумывающими (см. Интенционалъностъ) свои действия. Объяснение деятельности обязательно предполагает ссылку на эту осмысленность и "интерпретирует осмысление" действий обращением к намерению, мотиву и разуму. См. также Уинн. Наиболее значительному критическому анализу смысл 1 подверг Маркс, предпринявший попытку "материалистически" развить Гегеля, поставив его на ноги. Форма социальной истории и развития определяется не последовательными постулированиями "идей", то есть основополагающими движениями разума в непрерывном ряду "духов" определенных "эпох", но одним лишь спектром социальных сил, особенно экономических. По Марксу, именно экономические изменения лежат в основе всех идеологических изменений. Этот акцент на социально-экономический фундамент он оценивает как новую форму материализма , сохраняющую, однако, многое от "диалектики" Гегеля (см. также Диалектический материализм ) . Недавняя дискуссия по реставрации "материализма" расширила критический анализ Марксом смысла 2, подчеркнув "материальные" аспекты субъективности, в частности, ее построение в социальном контексте , в противоположность идеалистическому субъекту. При этом "субъект" и "объект", "разум" и "мир" построены по существу в социальном и подсознательном симбиозе и внедрены в социальную практику.