Skip navigation

Что такое Эволюционизм? Значение слова evolyucionizm, социологический словарь

Значение слова «Эволюционизм» в Социологическом словаре. Что такое эволюционизм? Узнайте, что означает слово evolyucionizm - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Эволюционизм

1. Эволюционизм – (от лат. evolu-tio - развертывание) - англ. evolutionism; нем. Evolutionismus. 1. Учение  Ч. Дарвина о законах ис-тор. развития органического мира и путях управления развитием  организмов. Согласно Э., основными факторами эволюции являются: измен- чивость, наследственность ,  естественный отбор .  2. Современный Э. - это синтез  классического эволюционизма  и эволюционной генетики.

2. Эволюционизмвлиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения  на основе идеи эволюции. Социальный   эволюционизм  развивался такими известными мыслителями, как Аристотель ,  Вико, Тюрго, Гегель. В классической форме он сложился в 19 веке в работах  Конта, Спенсера, Моргана, Дюркгейма, Тенниса и др. Наиболее широкое распространение получил под влиянием  дарвинизма (см. дарвинизм социальный ) . Теоретики эволюционизма исходили из универсальности законов развития, действующих в неорганическом, биологическом и социальном мирах. Согласно Спенсеру, социальная эволюция  составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессовдифференциации ( нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции ( возникновения новых целостностей ). Предметом споров в эволюционизме стал вопрос о применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого общества . Главные возражения вызывал механизм стихийного естественного отбора, который придавал общественному развитию случайный характер, лишал его всякого внутреннего смысла и цели. Поэтому "не-дарвинистские" теоретики эволюционизма придерживались не дарвиновской идеи естественного отбора, а скорее спенсеровского представления об органическом росте, используя понятие   прогрессателеологической (целенаправленной) эволюции. Эволюция  представала как единый, имеющий общую логику процесс  раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития  от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена. В современных условиях, когда кризис становится лейтмотивом как обыденного сознания, так и социологических теорий, идея эволюции, отождествляемой с прогрессом, утрачивает свои ключевые позиции в социальном мышлении. В существенно измененном виде она продолжает существовать в неоэволюционизме ,  одной из современных теорий социальных изменений. В ней опять предпринимаются попытки описать механизмы социокультурных изменений по аналогии с дарвиновской моделью  случайного изменения и отбора. Ее принципиальная новизна в сравнении с классическим социальным эволюционизмом заключается в отрицании детерминизма ,  целенаправленности, линейности и постепенности социокультурных изменений. Вместо этого в ней большое значение  придается случайности, вероятности, открытости эволюционного процесса.

3. Эволюционизм - исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса ,  сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж. Ламарк, Ч. Дарвин), философии (Д. Дидро, А. Тюрго) и социологии (Конт - , Спенсер - ). В основе Э. лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные. В антропологическом контексте  это означало постулирование биологического и психического единства человечества. Из этого положения вытекала концепция  однолинейного единообразия развития культуры от простых форм к сложным. Культурные различия между народами объяснялись их принадлежностью к различным стадиям  исторического прогресса. Целью  антропологии объявлялась систематизация культурных явлений в виде эволюционных рядов. Базовым приемом проведения таких построений становился сравнительно-исторический метод .  Он основывался на представлении о том, что социокультурные системы настоящего в различной степени содержат в себе элементы  прошлых стадий развития. Применение сравнительного метода  означало выделение этих элементов и построение их в последовательности от простого к сложному. Э. сформировался преимущественно в Великобритании и США, позднее приобрел популярность в большинстве европейских стран. Общепризнанным лидером британского Э. стал Тайлор, сформулировавший базовые теоретические положения направления и его методологию, в частности, концепцию "пережитков" и периодизацию стадий развития религии. Последней проблемой занимался и Д. Леббок, предложивший более детализированную, чем у Тайлора, схему: от первобытного атеизма  через фетишизм, тотемизм  и шаманизм к идолопоклонству и антропоморфизму .  Еще одним представителем британского Э. - Д. Мак-Ленаном была разработана гипотеза  о происхождении брачных отношений, в том числе дано объяснение  таких феноменов, как экзогамияполиандрияженский счет родства, табу  инцеста и т.д. Эта гипотеза была подвергнута критике со стороны крупнейшего представителя американского Э. - Л.Г. Моргана, предложившего собственную периодизацию развития брачно-семейных отношений, а также - наиболее подробную схему развития человеческой культуры, основанную на выделении скачков в развитии технологии. В последней трети 19 в. идеи Э. приобрели большую популярность во Франции (Ш. Летурно), Германии (О. Пешель, Ю. Липперт), России (Ковалевский, Н. Миклуха-Маклай, Н. Харузин). На Беларуси интерпретацией этнографических материалов с позиций методологии Э. занимались М. Довнар-Запольский и А. Богданович. На рубеже 19-20 вв. Э. постепенно утрачивает позиции ведущего теоретического направления в антропологии. Причиной этого стали предельная схематизация и упрощение концепции культурно-исторического процесса ,  которая не была подтверждена конкретными этнографическими материалами. В начале 20 в. теории Э. придерживались лишь отдельные исследователи, в том числе Фрезер. Под влиянием  разработанной Боасом и его учениками в начале 20 в. концепции культурного релятивизма  на несколько десятилетий в антропологии утвердилось крайне негативное отношение  к теории раннего Э., преодоленное только в 1960-1970-х в связи с развитием   неоэволюционизма  в США. П.В. Терешкович

4. Эволюционизм – (evolutionism) — см. Эволюционная теория . 

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Эволюционизм» в других словарях:

Эволюционизм

- Учение об эволюционном развитии жизни.
Словарь Ожегова

Эволюционизм

- - исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и... и еще 1 определение
Философский словарь

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ

- А, мн. нет, м. Учение о законах исторического развития органического мира и путях управления развитием организмов. Эволюционист -...
Словарь иностранных слов

эволюционизм

- ЭВОЛЮЦИОН'ИЗМ , эволюционизма, мн. нет, ·муж. ( ·книж. ). 1. Учение, согласно которому всё существующее находится...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: