1. Экзистенциализм – (от лат. exsistentia - существование ) - англ. existentialism; нем. Existenzialismus. Философия существования, одно из ведущих направлений современной западной соц. философии, возникшее в начале XX в. (М. Хайдеггер, К. Яс-перс, Ж. П. Сартр, М. Мерло-Понти и др.) Э. стремится постичь бытие как некую непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта . Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание , Э. понимает его как переживание субъектом своего "бытия в мире". Бытие толкуется как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция . См. ЭКЗИСТЕНЦИЯ.
2. Экзистенциализм – (existentianalism) — философское движение, подчеркивающее персональную ответственность и выбор. Исходя из работ Киркгаарда и Ницше, данное направление появилось в нынешнем столетии благодаря Хайдеггеру, Сартру и Мерло-Понти. Хайдеггер направил свои идеи против феноменологической философии Гуссерля, согласно которой человек втянут в социальную жизнь и неспособен рассуждать вне ее рамок. Первый раздел "Бытия и времени" (1929) формулирует понятие Dasein — ибытие в мире" (прил.) и устанавливает примат языка в качестве средства упорядочения опыта. От этого фундамента Хайдеггер затем переходит к проведению различия между подлинным и неподлинным действиями на базе степени самопонимания и частного выбора. Сартр и Мерло-Понти расширили и развили его идеи (к неудовольствию Хайдеггера), чтобы сделать экзистенциализм господствующим интеллектуальным течением в послевоенной Европе. Их журнал "Les Temps Miydemes", а также многочисленные литературные и философские работы Сартра синтезировали экзистенциальные и марксистские темы в поиске основы для действия, лишенного "плохой веры". Многие пьесы и романы Сартра исследовали характер индивидуального сознания и свободы, и его стали называть совестью поколения. Экзистенциальная мысль оказала значительное влияние на социальную научную мысль от радикальной психиатрии Лейнга и феноменологического марксизма до постструктуралистского интереса к сосредоточенности на языке, характерной для раннего Хайдеггера. Хотя Сартра часто отвергали как чисто нравственного философа, его труды многое раскрывают с точки зрения исследования характера социальной жизни индивидуума.