Skip navigation

Что такое Эксперимент? Значение слова eksperiment, социологический словарь

Значение слова «Эксперимент» в Социологическом словаре. Что такое эксперимент? Узнайте, что означает слово eksperiment - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Эксперимент

1. Эксперимент – (от лат. experimentum -проба, попытка, опыт )  -англ. experiment; нем. Experiment. Общенаучный метод  получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности.

2. Эксперимент – (от лат. experimentum ~ проба, опыт) - форма  познания объективной действительности в науке, при к-ром явления изучают при помощи целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, обеспечивающих протекание в чистом виде и точное измерение  тех процессов, наблюдение  за к-рыми необходимо для установления закономерных связей между явлениями.

3. Экспериментспособ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей. Он дает исследователям возможность проверить влияние  независимой переменной на зависимую переменную.

4. Эксперимент - метод  сбора и анализа  эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений.

5. Эксперимент – — воспроизведение какого-нибудь явления опытным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью  исследования, испытания.

6. Экспериментспособ получения данных, при котором условия и переменные контролируются для установления причинно-следственных связей.

7. Эксперимент – (лат. experimentum - проба, опыт) - метод  эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание  относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений. Э. могут быть натурными и Мысленный? Узнать в Словаре Ожегова. Мысленный - это...'>мысленными. Натурный Э. проводится с объектами и в ситуациях самой изучаемой действительности и предполагает, как правиловмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Мысленный Э. предполагает задание условной ситуации, проявляющей интересующие исследователя свойства, и оперирование идеализированными объектами (последние зачастую специально конструируются для этих целей). Промежуточный статус  носят модельные Э., проводимые с искусственно созданными моделями (которым могут соответствовать, а могут и не соответствовать какие-либо реальные объекты  и ситуации), но которые предполагают реальное изменение  этих моделей. Э. как исследовательско-преобразовательная деятельность  может быть рассмотрен как особая форма  практики, позволяющая устанавливать (не)соответствие концептов и конструктов познания, теоретически обнаруживаемых связей и отношений - действительности. В так называемых решающих Э. проверке может подвергаться теория  в целом. Э. представляет собой наиболее сложный и эффективный метод эмпирического познания, с которым связано становление европейской опытной науки и утверждение доминирования объяснительных моделей в естествознании в целом. Он ведет свое начало от исследований Г. Галилея и основанной после его смерти Флорентийской академии опыта. Теоретически Э. был обоснован впервые в работах  Ф. Бэкона, последующая разработка идей которого связана с именем Милля. Монопольное положение Э. было поставлено под сомнение только в 20 в. прежде всего в социогуманитарном знании, а также в связи с феноменологическим, а затем и герменевтическим поворотом в философии и науке, с одной стороны, и тенденцией к предельной формализации (математизации) естествознания - с другой  (появление и рост удельного веса математических модельных Э.). Э. предполагает создание искусственных систем (или "обискусствливание" естественных), позволяющих влиять на них путем перегруппировки их элементов, их элиминирования или замены другими. Отслеживая при этом изменения в системе (которые квалифицируются как следствия предпринятых действий), можно раскрыть определенные реальные взаимосвязи между элементами и тем самым выявить новые свойства и закономерности изучаемых явлений. В естествознании изменение условий и контроль  за ними осуществляются за счет использования приборов разного уровня сложности (от звонка в опытах И. Павлова по условным рефлексам вплоть до синхрофазотронов и т.п. устройств). Э. проводится для решения определенных познавательных задач, продиктованных состоянием теории, но и сам порождает новые проблемы, требующие своего разрешения в последующих Э., т.е. является также и мощным генератором нового знания. Э. позволяет: 1) изучать явление в "чистом" виде, когда искусственно устраняются побочные (фоновые) факторы ;  2) исследовать свойства предмета в искусственно создаваемых экстремальных условиях или вызывать явления, в естественных режимах слабо или вообще не проявляющиеся; 3) планомерно изменять и варьировать различные условия для получения искомого результата; 4) многократно воспроизводить ход процесса  в строго фиксируемых и повторяющихся условиях. К Э. обычно обращаются: 1) когда пытаются обнаружить у объекта не известные ранее свойства для продуцирования знания, не вытекающего из наличного (исследовательские Э.); 2) когда необходимо проверить правильность гипотез или каких-либо теоретических построений (проверочные Э.); 3) когда в учебных целях "показывают" какое-либо явление (демонстрационные Э.). Особый тип Э. составляют социальные Э. (в частности, Э. в социологии). По сути, каждое человеческое действие ,  предпринятое для достижения определенного результата, может быть рассмотрено как своего рода Э. По логической структуре Э. делятся на параллельные (когда процедура  экспериментирования основана на сравнении двух групп объектов или явлений, одна из которых испытала воздействие экспериментального фактора  - экспериментальная группа ,  а другая нет - контрольная группа )  и последовательные (в которых нет контрольной группы, а замеры делаются на одной и той же группе до и после введения экспериментального фактора). В.Л. Абушенко

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Эксперимент» в других словарях:

Эксперимент

- (от лат. experimentum - проба - опыт), метод познания, припомощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуютсяявлен...
Энциклопедический словарь

Эксперимент

- М. лат. опыт; -тальная физика, химия, опытная, с опытами, либо прикладная к делу. Эксперт м. знаток, сведущий и опытный в деле чел...
Словарь Даля

Эксперимент

- Попытка сделать, предпринять что-нибудь (новое, ранее не испытанное). и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Эксперимент

- Эксперимент - исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким - либо процессом в услови...
Психологический словарь

Эксперимент

- – проба, опыт – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, а также попытка осуществ...
Исторический словарь

Эксперимент

- Научный метод , воссоздающий ситуацию наблюдения с целью проверки некоторого предположения, гипотезы. Если наблюдение – это лиш... и еще 4 определения
Философский словарь

ЭКСПЕРИМЕНТ

- А, м. 1. Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно фиксируемых условиях. Провести э. Серия экспериментов....
Словарь иностранных слов

эксперимент

- Начиная с Ф. Прокоповича; см. Смирнов 346. Вероятно, через нем. Ехреrimеnt (с XVII в., в медицине; см. Шульц I, 189 и сл.) из лат....
Этимологический словарь Фасмера

эксперимент

- ЭКСПЕРИМ'ЕНТ , эксперимента, ·муж. ( ·лат. experimentum) ( ·книж. ). Научно поставленный опыт. Химический эксперимент....
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: