1. Эгоизм - англ. egoism; нем. Egoismus. Ценностная ориентация ; морально-этический принцип , характеризующий поведение человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов, пренебрегающего чужими интересами, относящегося к др. человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Одна из форм проявления индивидуализма ; противопоставляется альтруизму .
2. Эгоизм – (от лат. ego - "Я") - себялюбие, жизненный принцип , продиктованный заботой человека лишь о себе самом, ставящего свои интересы выше интересов др. людей и об-ва. Понятие , противоположное альтруизму (см.). В социологич. и антропологич. концепциях Э. рассматривается как одна из основных побудительных сил, управляющих поведением человека. Обычно Э. связывается с инстинктом самосохранения и стремлением к счастью. Зап. социологи чаще всего выводят Э. из природы человека как таковой. В большинстве учений Э. осуждается в нравственном плане ист. зр. цели достижения обществ. благополучия. Существуют и попытки теоретич. оправдания Э. (М. Штирнер, Ф. Ницше). Э. рассматривается при этом как способ обретения человеком своей сущности, самоутверждения и вообще как рычаг развития человечества. В нек-рых социологич. теориях Э. трактовался как неотъемлемое свойство человеческой натуры (Л. Фейербах). При этом считалось, что природный Э. должен быть ограничен самим человеком и согласован с обществ. интересами ("разумный Э."). Момент личной заинтересованности, однако, присущ каждому поступку человека т. к. выбор всегда совершается им самим при любых обстоятельствах и любом принуждении изане. В этом смысле абсолютно неэгоистич. поступок психологически невозможен. Заботы человека о себе самом, о развитии заложенных способностей и реализации себя как личности оправданы, поскольку не идут в ущерб другим. Лит.: Петров Э.Ф. Эгоизм : Философско-этический очерк. М., 1969. В.Н.Шердаков
3. Эгоизм – (лат. ego - Я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением Собственный? Узнать в Словаре Ожегова. Собственный - это...'>собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. "Как возможен альтруизм без эгоизма ? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?", - писал в свое время Н. Федоров. Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека , его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию ( гедонизм ) ; либо из потребности получить общественное признание ( утилитаризм и прагматизм ) ; либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Б. Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы человек может отстоять без Бога. И. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. А. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "Разумный? Узнать в Словаре Ожегова. Разумный - это...'>разумное себялюбие", правильно понятый собственный интерес являются основой социальных добродетелей и успехов. По К.А. Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением и моралью , "гуманностью". В этике Н. Чернышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид . Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. "Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности", - писал об этих желаниях А. Герцен. С другой стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма , корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям. Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека моральное качество Э. должно и может быть компенсировано участливым отношением к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием . Н.Г. Севостьянова