Skip navigation

Что такое Ценность? Значение слова cennost, социологический словарь

Значение слова «Ценность» в Социологическом словаре. Что такое ценность? Узнайте, что означает слово cennost - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Ценность

1. Ценность -англ. value; нем. Wert. Особое общественное отношение ,  благодаря к-рому потребности и интересы  индивида или соц. группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные соц. свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений.

2. Ценность - свойство обществ. предмета удовлетворять определенным потребностям соц. субъекта ( человекагруппы людей, об-ва); понятие ,  с помощью к-рого характеризуют соц.-историч. значение  для об-ва и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Истоки ценностных отношений - в соц. характере деятельности людей. В качестве объектов такого отношения выступает все многообразие предметно-практич. деятельности и обществ. отношений. Критерии оценки  тех или иных явлений в качестве Ц. носят конкретно историч. характер. Ц. служат важным фактором соц. регуляции поведения людей и их отношений. Однако этим не исчерпывается содержание понятия  Ц. Если бы всякая потребность  субъекта удовлетворялась автоматически, сама по себе, то ценностного отношения возникнуть не могло бы: добро ценится потому, что существует зло; истина  выступает как Ц. потому, что существует ложь; прекрасное является Ц. благодаря тому, что существует безобразное; жизнь  и здоровье  человека ценятся из-за того, что есть смерть и болезни. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности. Чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью  обладает предмет (или способ) ее удовлетворения. Структура  Ц.: требования (пожелание, чтобы нечто было осуществлено); оценка  соц. явлений (или поступков людей) с т. зр. присущих Ц. критериев (моральных, экономич., политич., эс-тетич. и др.); цели, к-рые сообщают о том, что должно быть, к чему следует стремиться; средства, с помощью к-рых возможно достичь желаемого. Различать и классифицировать Ц. можно по многим критериям: по объективным характеристикам явлений, выступающих ценностями (материальные и духовные, большие и малые); по субъекту ( ценности  об-ва, народанации, классапартии, коллектива ,  индивида ) ; по типу потребностей субъекта (Ц. моральные, экономич., политич., религиозные, медицинские и др.). Ц. выстраиваются в определенную иерархич. систему, к-рая имеет конкретно-историч. смысл и содержание. Поэтому шкала  ценностных оценок содержит направленность не только от минимума до максимума, но и от положительного до отрицательного значения Ц. В систему ценностей соц. субъекта могут входить различные Ц. 1. Смысложизненные Ц. (представления о добре и зле, благе, счастье). 2. Универсальные Ц.: а) Ц. витальные (жизнь, здоровье, Личный? Узнать в Словаре Ожегова. Личный - это...'>личная безопасностьблагосостояние, семьяродственники, образование ,  квалификацияправо  на собственностьправопорядокохрана прав материнства и детства, качество  продуктов и т. д.); б) Ц. демократич. ( свобода  слова, совести, партий, нац. суверенитетгарантии соц. равенства и справедливости и т. д.); в) Ц. обществ. признания (трудолюбие, квалификация, соц. положение и др.); г) Ц. межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь, терпимостьверность, любовь и др.); д) Ц. личного развития ( чувство  собственного достоинства, стремление к образованию, свободному развитию своих способностей, беспрепятственный доступ к общечеловеческой культуре, свобода творчества и самореализации, ценности нац. языка  и культуры и т. д.). 3. Партикулярные: а) Ц. традиционные (любовь и привязанность  к "малой Родине", своему коллективу, семье, равенство  имущественного положения, традиционное уважение к лидерам, дисциплина  как исполнительность и др.); б) Ц. религиозные ( вера  в Бога, стремление к абсолютам, дисциплина как добропорядочность и служение Богу и др); в) Ц. урбанистические (личный успех, предприимчивость, соц. мобильностьсоревнование в труде  и таланте, свобода выбора места жительства, стиля и образа  жизни, поиск сферы приложения своих сил и способностей, новых видов жизненных благ и др.). 4. Коллективистские Ц. (взаимопомощь, солидарностьинтернационализм ,  равенство стартовых возможностей, дисциплина как организованность и др.). Филос. проблемы природы Ц. (экономич., политич., нравственных, эстетич. и др.) изучает аксиология  (см.). М.Л. Макаревич.

3. Ценность - полезная часть окружающего нас мира, отсутствие которой вызывает страх, что не получишь, а наличие - страх, что потеряешь.

4. Ценность - Социологическом словаре. Термин - это...'>термин ,  используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное  и культурное значение  определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Ц. задают одну из возможных предельных рамок социокультурной активности человека  (любого другого социального субъекта). Им приписывается внеличностный, надличностный, а в ряде случаев и внеисторический характер. Они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты, позволяющие: связывать разные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы  в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок; строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Например, Франкл трактовал сами Ц. как смыслы и через них (или "напрямую") как стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д. (в этом отношении их можно рассматривать как механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире). Ц. позволяют простраивать системы ценностных отношений в социуме ,  конституируют процессы  оценивания (вынесения оценок как способов установления значимостей чего-либо для субъектов). Понятие  Ц. играет центральную роль  при анализе  механизмов целеполагания и долженствования как вариантов ценностного причинения (телеологической причинности). В этом отношении Ц., обеспечивая временную преемственность, позволяют разделить мир сущего ("данность" с ее ресурсными ограничениями) и мир должного (независимо от ресурсных ограничений) и структурировать будущее как преодоление наличных условий, как мир ценностно-обоснованных целей (не обязательно достижимых, но всегда определяющих вектора  изменений и развития как возможный мир (возможные миры). Одновременно Ц. вносят "метафизическое измерение "  в мир человеческого бытия - они всегда абсолютны как самодостаточные сущности, как кладущие "пределы" изменчивости, как "последние аргументы", не подлежащие обсуждению и оспариванию, в силу своей безусловности. "Метафизичность" Ц. усиливается, если они при этом трактуются как внеисторические (существующие в пространстве культуры) и (или) трансцендентные, что позволяет полагать систему религиозных отношений. В силу того, что Ц. непосредственно "не даны" и "не представимы" они воплощаются и реализуются посредством иных универсальных культурных механизмов. Прежде всего - через нормы .  В специальной литературе существуют как традиция  противопоставления норм и стоящих за ними Ц., так и традиция сближения Ц. и норм, вплоть до их отождествления (прежде всего с "мягкими" дозволяющими нормами с практически снятым императивом; в этом случае их чаще называют нормами-ориентациями и противопоставляют нормам - регламентациям, иначе - "жестким", т.е. приписывающим или запрещающим нормам с акцентированным императивом). Последняя традиция заметна у Знанецкого , в социологическом функционализме .  Фактически с собственно понятием Ц. в социологии (во всяком случае, в "классической") на прикладном уровне, как правило ,  не работают. С ним без достаточных на то оснований соотносят понятие ценностной ориентации, которое, в свою очередь, конструируют (в конечном счете) из оценок, даваемых индивидами кому-либо или чему-либо. Основная методологичееская нагрузка понятия Ц. в теории социологии (опять же традиционно понимаемой): а) абсорбировать содержания, неформализуемые в основном аппарате теории (например, функционализме) и обнаруживаемые как иманентные в социальных системах ;  б) служить объяснительным принципом наблюдаемых фактов, противоречащих схеме концепции (например, для объяснения несовпадения реального ролевого поведения с предписываемым). Конструктивность же понятия Ц. в классической социологии связана прежде всего с разработкой типологий Ц. на уровне "идеальных типов", что обеспечивает работу по созданию эмпирических типологий. В этих случаях Ц. определяется как любой предмет, материальный или идеальный, идея или институт ,  в отношении которых индивиды  или группы занимают позицию оценки ,  приписывая им важную роль в своей жизни и стремление к обладанию которыми ощущают как необходимость (Я. Щепаньский), или как то, к чему стремятся как к цели, или рассматривают как средство достижения цели (Н.З. Чавчавадзе), или как предмет любой природы, обладающий значимостью для субъекта, т.е. способностью удовлетворять его потребности (А.А. Ручка) и т.д. Типологически Ц. разделяются на Ц.-цели, Ц.-средства (инструментальные Ц.), ситуативные Ц. Ц. могут быть: признанными (институциализированными), причем к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. По объекту  направленности различают Ц. направленные: на себя, на других, на предмет, на природу, на Бога и т.д. В "неклассической" социологии, начиная с понимающей социологии, проблема  Ц. - одна из центральных. На современном этапе ее развития ценностная проблематика  связывается прежде всего с анализом разных типов рациональности и их представленности в коммуникативных и дискурсных практиках  социальных субъектов. В.Л. Абушенко

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Ценность» в других словарях:

Ценность

- Положительная или отрицательная значимость объектов окружающегомира для человека, социальной группы, общества в целом, определяема...
Энциклопедический словарь

Ценность

- Важность, значение. и еще 3 определения
Словарь Ожегова

Ценность

- Остается, однако, огромная, традиционно включаемая в философию область, где научные методы не являются адекватными. Эта область... и еще 9 определений
Философский словарь

ценность

- Ц'ЕННОСТЬ , ценности, ·жен. 1. только ед. Выраженная в деньгах стоимость чего-нибудь, цена. Определить ценность м...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: