Skip navigation

Что такое Целеполагание? Значение слова celepolaganie, социологический словарь

Значение слова «Целеполагание» в Социологическом словаре. Что такое целеполагание? Узнайте, что означает слово celepolaganie - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Целеполагание

1. Целеполагание - англ. realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно-идеального образа  желаемого (целеформирование) и воплощении ее в объективно-реальном результате деятельности (целереализации).

2. Целеполагание - процесс  формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом; начинается на Уровень? Узнать в Словаре Ожегова. Уровень - это...'>уровне потребностей (см.), переходит уровень мотивов (см.) и определяется в цели. Цель  образуется при встрече мотива  (как осознанного стремления к удовлетворению потребностей) со средствами, т. е. ресурсами, условиями, Возможность? Узнать в Словаре Ожегова. Возможность - это...'>возможностями. Наряду с процессом индивидуального Ц. в социуме  происходит также формирование целей надиндивидуальных сущностей, таких, например, как группы, коллективы ,  организации и т. д. На уровне первичных соц. образований ( группа ,  коллектив) общие цели формируются из совокупности индивидуальных целей. Это происходит двумя путями. Первый - "многократный субъект", когда общая цель как бы составляется из повторяющихся индивидуальных целей (то, что нужно каждому). К примеру это заработок .  Так возникает коллективно реализуемая цель, преследуемая и всеми участвующими индивидами. При этом каждый индивид  имеет еще и большое разнообразие специфических, характерных только для него целей. Второй путь образования общих целей - "тактическая коалицияпостоянное взаимосогласование индивидуальных целей, при к-ром каждый что-то уступает, чего то добивается и нек-рая результирующая этого группового процесса составляет общую цель. В первом варианте цель оказывается тождественной, как на уровне коллектива, так и на уровне индивида. Поэтому она гораздо более операциональна для уравнивания, поскольку имеет намного большую определенность. В другом варианте цель получается плывучей, неустойчивой. Взаимодействовать с ней управлению существенно труднее. Фактически действуют оба способа взаимосвязи целей индивидов, что и делает возможным образование  различн. целевых общностей: семьяорганизацияпоселение ,  гос-во и др. Ц. есть ценностно-рациональный процесс, в к-ром сочетаются интересы ,  ценностные ориентации  людей, их взгляды и убеждения ,  а также расчеты, соображения эффективности и возможности достижения. Преобладание  ценностных элементов в Ц. приводит к формированию идеологизированных целей, а усиление рациональных ближе к управленческим целям. По степени субъективности, т. е. осознанности, волевого вклада, инициативности Ц. можно разделить на три уровня. На первом уровне Ц. мы имеем дело с т. н. телеономией, когда цель "встроена" в саму природу деятельности объективно: санитарно-гигиеническая среда  для работников, прибыль  для коммерческой организации, стабильность  для об-ва и т. п. Телеономическое Ц. - это выдвижение и достижение  целей, к-рые являются естественным условием существования людей и их общностей. Субъективность  здесь проявляется лишь в сознании и модификации таких целей в конкретных вариантах. Второй уровень Ц. характерен для целенаправленных систем, когда цель формируется вполне субъективно, но извне данной системы. Так, милиции, школе, поликлинике цель задается гос-вом, и внутреннее устройство их направлено на реализацию этой цели. Третий уровень Ц. свойствен целеустремленным системам ,  т. е. способным к самостоятельному производству новых целей и способов их достижения. Здесь проявляется высшая степень субъективности: не столько следовать спросу, сколько формировать его, не столько реагировать на изменения среды, сколько упреждать их или инициировать. В наиболее развитом виде целеустремленность реализуется, например, в разработке новой идеологической фирмы, стратегии ее развития, в проективном управлении и т. д. Все три уровня Ц. существуют обычно одновременно. Точнее говоря, третий и второй невозможны без первого. В процессе Ц. происходит также взаимодействие  целей разной дальности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, причем, в нормальных условиях ближние цели определяются дальними, а не наоборот. В последние годы разрабатывается немало сих приемов по поиску и определению раньше среди подобных методов господствующими были разнообразные способы прогнозирования (см.), то теперь более надежным становится сценарный метод  (параллельная проработка возможных действий и последствий по принципу  "что будет, если?"). Ц. по сценарному методу дает возможность существенно снизить риски от прогнозных ошибок, рассматривая многие варианты движения из исходного состояния к единой схеме. Сопоставление вариантов на 4-5-ом "шаге" по предпочтительности и реализуемости дает искомую цель. Еще один метод Ц. известен под именем Vision, т. е. построение " образа  будущего" какой-либо организации, в планировании карьеры и т. д. Имеется в виду или идеальное, или же желаемое и возможное состояние нек-рой общности, а иногда и индивида. Близко к этому стоит и работа  над миссией организации, иначе говоря, ее вкладом в функционирование и развитие  среды. Лит.: Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. Наука ,  М., 1988; Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991; Пригожин А.И. Современная социология организаций .  Интерпракс, М., 1995; Мир управления проектами. Под ред. Решке X., Шелле X. Алане, М., 1994; Vision Management. Translating Strategy into Action. Productivity Press Connecticut, 1992; Reed M., Hughes V. Rethinking organization. SAGE Publications, 1992. А.И. Пригожин.

Социологический словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

Связанные понятия: