1. Явление - по [2] то или иное обнаружение вещи - ее эмпирически констатируемые, внешне фиксируемые формы реализации сущности, т.е. - обнаружение сущности через свойства и отношения .
2. Явление – философская категория , выражающая: а) поверхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существования, ее обнаружение; б) любое формообразование в его целостности (здесь термин " явление " употребляется как синоним "тела", " вещи ", " предмета " и т.п; в) видимость ( кажимость ) как сущность в неадекватной, искаженной форме (например, видимое движение Солнца вокруг Земли).
3. Явление - форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности.
4. Явление – сущее , проявляющее себя, в отличии от феномена , не само, но через что-то другое, как например болезнь дает о себе знать через симптомы . Включает феномен в свой состав. Явление содержит в себе отсылающую связь , причем отсылающее является феноменом (по видимому – аналогично “ означающее - означаемое ”). См. также кажимость и видимость .
5. Явление - вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение , свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т.е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру. В философии Канта явление - коррелятивное понятие к " вещи -в-себе"; однако поэтому, согласно Канту, нет просто видимости, а есть " вещь -в-себе", которая фактически предстает перед познающим субъектом. Н.Гартман говорит: сущее в себе (см. Познание ) есть являющееся в явлении. Иначе явление было бы пустой видимостью . (Кто находится в легком опьянении, тому в явлении ничего не является, напротив, явление получает исключительную силу и полноту существования.) Явление сущих в себе вещей на психофизическом уровне, означающее , что оно становится отражением , есть не что иное, как само познание, рассматриваемое известным образом в плане объекта . "Я познаю нечто" и "нечто является мне" - два выражения, обозначающие одно и то же отношение между субъектом и объектом (см. Видимость). Противоположность между явлением и сущим-в-себе выступает наиболее резко в инд. философии (см. Шанкара ); в европейской мысли эта противоположность выступает в христианстве в противопоставлении посюстороннего и потустороннего и выражает собой определенный, не только теоретический , скепсис ; см. также Иллюзионизм , Феноменализм .