1. Возможность – Когда нет налицо полноты условий для действительного существования какого-нибудь явления, про него говорится, что оно существует в возможности (potentia). Нужно различать произвольно предполагаемую возможность , имеющую лишь отвлеченно-логическое значение (например, я могу переселиться в Америку, сделаться математиком, Берлин может провалиться и т. п.) от возможности, находящейся в природе вещей, напр., желудь имеет возможность стать дубом, или есть дуб в возможности, ум имеет возможность мыслить, или есть возможность мышления. Понятие возможности первого рода связано с вопросом о случайном и необходимом, а также о свободе воли и предопределения; понятие возможности второго рода (желудь и дуб) зависит от понятия развития; а возможность в третьем смысле (ум и мышление ) сводится к вопросу о пребывающем субъекте психической действительности. Помимо частных отношений между возможностью и действительностью , или потенциальным и актуальным бытием в различных явлениях физического и психического мира, некоторые метафизические системы признают такое же отношение как общую основу вселенной, утверждая идею единой всеобщей мировой потенции, из которой происходит все разнообразие действительных явлений. Понятие этой потенции принимает различный характер в различных метафизических системах , совпадая то с понятием материального начала или субстрата (prima materia схоластиков), то с понятием живой природы или души мира. Вл. С.
2. Возможность - нереализованное состояние вещей - степень свободы. Следует отличать ее от нереализуемого состояния вещей - запрета .. Возможность и действительность по [1] категории материалистической диалектики , отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность есть объективно существующая тенденция развития предмета; она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность; действительность есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предмета и всех ее проявлений. Сократим определение : возможность - тенденция закономерного развития; действительность - единство закономерности развития и ее проявлений. По [2] действительность - реализованная возможность. Тогда возможность - нереализованная действительность, что более правильно, если ввести еще одно хорошее понятие - состояние. При этом получим: возможность - нереализованное состояние. Но данные схоластические формулы, несмотря на свою правильность, представляют чисто теоретический интерес . Несколько лучшим представляется сказать так: возможность и действительность - философские категории, описывающие формы развития бытия. Возможность - нереализованная форма бытия . Действительность - реализованная форма бытия. Попробуем еще один вариант: в разговорном языке действительное связывают не только с возможным, но и с желаемым. Говорят: "Не следует выдавать желаемое за действительное" - то есть действительное может быть желаемым и нежелаемым. Желаемое и возможное связано еще более драматическими отношениями: многое из желаемого остается для человека невозможным. Таким образом, отношения между действительным и возможным имеют не только философский, но и гуманоидный ( гуманитарный ) характер , то есть являются характеристикой не только природы, но и чувственных общественно-человеческих отношений. Мы будем считать, что действительное - это то, что есть на самом деле, а возможное - это те модели бытия, которые существуют в обобщенном опыте человечества и являются всего лишь его фантазиями.
3. Возможность - это то, чего еще нет, но то, что должно наступить при определенных условиях ; совокупность порождаемых единством многообразных сторон действительности предпосылок ее изменения, превращения в другую действительность . Возможность отражает тот этап движения, развития явлений, когда они существуют лишь в виде предпосылок или в качестве тенденций, присущих некоторой действительности. Возможность превращается в действительность через необходимость (одна возможность превращается в одну действительность) или случайность (когда из нескольких возможностей в действительность реализуется только одна возможность). Действительность - это то, что уже объективно существует, имеется при данных условиях, это осуществившаяся возможность и основа формирования новых возможностей. Возможность и действительность находятся в диалектическом единстве, они подвижны, меняются местами, взаимно переходят друг в друга. Любое развитие можно представить как движение от возможности, возникающей в недрах действительности, к новой реальности с присущими ей возможностями.
4. Возможность - это такое состояние , когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление .
5. Возможность - философская категория , отражающая то, что может появиться, статься, сотвориться при определенных условиях .
6. Возможность - направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. Эта тенденции может быть объяснена только как возможность . Следовательно, возможность, с одной стороны, выступает в качестве предстоящего ( экзистенциал ), раскрывающего содержание , с другой - как объясняющее, т.е. как категория . Как таковая возможность постижима лишь в понятиях, которые уже содержат понятия возможности. Мысль о категориальном характере понятия возможности впервые высказал Г.Ихгейзер (1933). Позднее А. Гелен уже вполне определенно назвал понятие возможности категорией. После него категориальный характер этого понятия признал В. Камлах. Философские основы такого толкования были заложены В. Дильтеем. В обычном толковании анализ понятия возможности как чего-то экзистенциального предполагает и понимание его как категории . Для объяснения осознания реальности М. Шелер употребляет введенное Дильтеем понятие противоречия. Противоречие понимается как свойство одновременно объекта и (субъективного) переживания. Отсюда ясно отношение к понятию возможности. Возможность означает ссылку на противоречия. Такая ссылка не вполне объяснима рациональным путем. Она относится к противоречивости формы ( работа , исполнение) и внутреннего противоречия. В каждой возможности присутствует вероятная невозможность . В обычной возможности чувственно ощущается вероятная невозможность ("возможность невозможности"). Возможность не связана ни с познанием того, что может быть, ни с познанием себя самой. Ведь удары ритма также возможны без знания отражения тонов. Возможность и бытие возможности существуют в разных формах . Познание вероятностей, возможностей не всегда оказывает влияние на нашу возможность. Познание без ссылки на возможность голо. Изучение бытия основывается преимущественно на изучении возможностей.