Skip navigation

Что такое Творчество? Значение слова tvorchestvo, философский словарь

Значение слова «Творчество» в Философском словаре. Что такое творчество? Узнайте, что означает слово tvorchestvo - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Творчество

1. Творчество - формирующая деятельность человеческого духа, обновляющая и облагораживающая реальную жизнь . Она служит "высвобождению скрытого" в мире, согласно Г.Марселю, и внесению в него нового качества. В религиозном понимании человек , созданный по образу и подобию своего Творца, призван творческим трудом очеловечивать вверенный ему земной мир, просветлять его и одухотворять, побеждать тяжесть жизни. Огонь творческой активности внутренне меняет тех, в ком он возгорелся. Н. Бердяев видел в творчестве осуществление свободы человека; оно - " цель жизни человека на земле, то, для чего Бог создал его. Грехопадение не отменило его призвания, поскольку сохранило его свободу. Если христианство есть религия спасения, то это спасение через творчество , а не только через покаянное и аскетическое очищение от греховных склонностей. Иногда, впрочем, Бердяев противопоставляет творчество спасению или святости как иной жизненный путь . Не отрицая необходимости аскезы как средства самовоспитания, он против ее переоценки, которая из средства делает ее целью. И грешный человек может творить. Грех искажает всякое человеческое творчество, но не обесценивает его... Бог хочет от человека продолжения Его творения и для этого дал ему способность творить "Свой Образ" (Г.Федотов). Многие признали правоту Бердяева в том, что христианин должен творчески улучшать жизнь в самых разных ее областях, а это недостаточно исполнялось историческим христианством. Оппоненты возражали: творчество должно осуществляться в органическом единстве с внутренней работой личности в деле ее спасения в вечности, а не в противопоставлении спасению души, оно должно производиться на почве необходимых условий жизни в нашем мире, а не в бунте против них. Ответ Бердяева: "Моя свобода и мое творчество есть мое послушание сокровенной воле Божией". Тем не менее, вопреки Бердяеву, творческая неудача и беспомощность могут стать " прозрачностью , гибкостью, всецелым вниманием и вручением Богу наших нужд" (Антоний, Митр. Сурожский).

2. Творчество - деятельность человека , созидающая новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания. В различные эпохи на первый план выходили разные аспекты Т.: объектный, информационный, коммуникативный, личностный. В архаических и Традиционный? Узнать в Словаре Ожегова. Традиционный - это...'>традиционных обществах Т. и сопряженное с ним создание новых качеств бытия рассматривалось как удел немногих людей и часто преследовалось, поскольку приходило в противоречие с общепринятым укладом жизни, традициями и миропониманием. Повышенное внимание к проблеме Т. в обществе и в философии формируется в новое время в связи с нарастающей индустриализацией европейских стран и сопутствующими промышленному росту тенденциями модернизации техники, науки, искусства, образования, быта и т. д. В сознании общества Т. связывается с идеей прогресса и зачастую с ее количественной интерпретацией. Повышается социальный и культурный престиж изобретения во всех сферах деятельности. Вместе с тем сохраняются (и возникают вновь) трактовки Т. как сугубо личностного (глубинного или мистического) процесса , не сводимого ни к каким схемам деятельности, не подлежащего стандартизации и омассовлению. В философии, находящейся под сильным влиянием гносеологических и логических традиций, противоборствуют школы, пытающиеся построить теории Т. в рамках рационалистического подхода и направления, так или иначе склоняющиеся к психологической трактовке Т. В конце XIX в. для многих философов становится ясно, что проблематика Т. не поддается схемам классической философии. Переосмысление роли и значения человека как субъекта Т. задает новые координаты рассмотрения проблемы и понимания Т. В философских концепциях бытия, вырастающих из опыта XX в., проблема Т. оказывается одной из самых важных. Но она рассматривается уже не так, как это делалось в классической философии, т. е. не в общем виде, не через сопоставление всеобщих категорий (субъекта и объекта, необходимости и свободы и т. п.), а как проблема существования конкретного человека (людей) в мире, как вопрос его личностного опыта, развития, жизни. Объектом Т. становится сам человек (конкретный индивид ) в единстве с предметными условиями, формами общения и самореализации, которые ему необходимо воспроизводить или изменять, сохранять или обновлять. Проблема Т., следовательно, не замыкается на индивидуальном субъекте, поскольку бытие (в его предметностях, контактах, событиях ) предзадано ему. Но проблема эта не имеет и общего плана решений, потому что открытие бытия достигается человеком через акты самоизменения, через процесс личностного саморазвития. Бытийная трактовка Т. может быть "переведена" и на вполне традиционный - научный или практический - язык , поскольку социальный субъект ( люди , группы или общество в целом) в решении ряда глобальных проблем не может абстрагироваться ни от тех средств, которые он вынужден использовать, ни от специфики тех сложных - природных, социальных, культурных, технических - систем, с коими он вынужден взаимодействовать. Поиск возможностей и путей самоизменения человека проявился в создании ряда близких по смыслу методик общения: "человеческие отношения ", социометрия , "невидимые колледжи", игротехники, групповая динамика . Все они нацелены на выработку схем взаимодействия, связывающих самореализацию людей и ее социализированные и предметные результаты (см. " Гуманизм ", " Взаимодействие ", " Общение ", " Свобода "). В. Е. Кемеров

3. Творчество - в настоящее время трактуется как " процесс человеческой деятельности, создающий новые материальные и духовные ценности ". Является результатом избыточности интеллектуальных качеств человека , по отношению к тем, которые необходимы ему в повседневной жизни. Подобная избыточность возникла в результате того, что часть функций по обеспечению жизнедеятельности (выживания) человека взяло на себя общество . В древности, по всей видимости, все действия человека направленные на его выживание являлись непрерывным творчеством . В настоящее время произошло разделение на рутинную, нетворческую деятельность и творческую. Ассоциативный блок. В этом, конечно, что-то есть, но учитывая то, что ценности бывают как положительные так и отрицательные, следует все же спросить: "А судьи кто?"

4. Творчествоособая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов. В большинстве современных социально-философских концепций оно признается универсальным способом самореализации личности. По содержанию творчество духовно, а по форме – часто материально, ибо в основе его лежит идеальный образ будущего творения, которое может воплотиться во вполне осязаемые объекты – ноты, слова, машины, корабли и т. п. Творчество предполагает глубокие знания, высокую эрудицию не только в той области, в которой творит или собирается творить человек , но и в сопредельных с нею областях, поскольку любой акт творчества означает выход за рамки привычных стереотипов мышления и поведения, но этот выход не должен осуществляться вслепую. Чем шире круг жизненных духовных интересов человека, тем шире его творческие горизонты и возможности.

5. Творчество - деятельность человека , направленная на создание новых по форме и содержанию материальных и культурных ценностей.

6. Творчество - деятельность , порождающая нечто качественно новое , никогда ранее не бывшее в жизни данного человека или человечества в целом.

7. Творчество – — деятельность , порождающая новые ценности , идеи , самого человека как творца. В современной Узнать в Словаре Ожегова. Научный - это...'>научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его психологические Основа? Узнать в Энциклопедическом словаре. Основа - это...'>основы и т.п. Применяется и соответствующая методология : естественно-научная, филос. или психологическая. Во всех работах такого рода изучаются прикладные аспекты Т., в них не ставится и не исследуется собственно филос. вопрос : как вообще возможно Т.? С т.зр. философии каждый человек занимается в своей жизни Т., когда он не просто механически выполняет свою работу, но и пытается внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место Т. Везде, где человек работает с любовью , вкусом и вдохновением , он становится мастером. Т., считал Н. Бердяев, выдает гениальную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создает гения: «...Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правоты жизни. Святому может быть присуща гениальность в самотворчестве, в превращении себя в совершенную просиянную тварь, хотя никаких продуктов он может и не создавать». Гениальность — это прежде всего внутреннее Т., самотворчество, превращение себя в человека, способного к любому конкретному виду Т. Только такое первотворчество и есть исток и основа любой творческой деятельности. Т. неотъемлемо присуще человеческой природе, уже ребенок обладает огромными творческими задаткамипамятью , воображением , непосредственной яркостью впечатлений. Потом все это уходит, человек «темнеет» и, если ему не удается сохранить в себе это «детское» начало , превращается в обычную заурядную личность . Не прогресс цивилизации, а сама природа , по В.В. Розанову, заложила в человеке творческое начало, и только это начало отвечает истинно человеческому в нас. Человек лишь тогда и обнаруживает в себе человека, когда начинает творить: прежде всего творить самого себя, творить внешний мир , преобразуя его по человеческим законам. Самотворчество — это превращение себя в произведение искусства, это открытие в человеке его божественной природы, которая является прекрасной. Прекрасным является гений и прекрасным является святой. Бердяев писал, что для божественных целей гениальность А.С. Пушкина так же нужна, как и святость Серафима Саровского. На уровне индивидуального религиозного опыта , считал П.А. Флоренский, истинными творцами красоты являются иноки — живые свидетели духовного мира. Именно поэтому аскетику святые отцы называли не наукой и даже не нравственной работой, а искусством , художеством, мало того, искусством и художеством по преимуществу. Теоретическое знаниефилософия — есть любовь к мудрости. Созерцательное ведение, даваемое аскетикой, есть филокалия — любовь к красоте. «...Аскетика создает не «доброго» человека, а прекрасного, и отличительная особенность святых Подвижник? Узнать в Энциклопедическом словаре. Подвижник - это...'>подвижников вовсе не их « доброта », которая бывает и у плотских людей, даже у весьма грешных, а красота духовная, ослепительная красота лучезарной светоносной личности...» (Флоренский). Святой подвижник, реально приобщаясь к жизни в безусловной красоте, фактически еще при жизни преодолевая границу между двумя мирами, выполняет акт теургии, т.е. бо-годелания. Если понимать Т. только как создание новых ценностей, то возникает непреодолимая трудность в объяснении природы Т., поскольку всякое новое знание не складывается из суммы старых, чтобы прийти к новой идее, новой мысли, надо ее уже каким-то образом знать , иначе неизвестно, куда идти и что искать. Но как можно знать то, что еще предстоит узнать? Новое непредсказуемо по содержанию, но предсказуемо по форме: чтобы открыть новое, нужно измениться самому, научиться удивляться миру, видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Т. — это образ жизни . Увидеть ч.-л. впервые чрезвычайно трудно, потому что знания, образование , привычка сейчас же все объясняют, переводят в привычные штампы. Если у человека никогда не было переживания удивительной новизны, свежести и бездонной неисчерпаемости мира, не было прорыва к этому состоянию, то он остается один на один с собой, со скудным набором правил жизни, с постепенно крепнущим убеждением , что жизнь скучна, уныла, однообразна и не имеет никакого внутреннего смысла. Увидеть мир по-новому, не так, как его видели и объясняли раньше, — значит увидеть его вне готовых стереотипов видения и объяснения, которые постоянно оказывают давление на восприятие , «гасят» его. Тень прошлого постоянно висит над человеком. Но в оригинальном видении мир всегда нов, поскольку это живое, непосредственное восприятие, состояние непосредственной актуальности, здесь нет мертвого прошлого, с которым сравнивается настоящее . Здесь новое — не в сравнении со старым, не в тени старого и не на фоне старого. Подобный подход к сути Т. имеет длительную историческую традицию — от установок буддийской медитации до гуссерлевской теории «оригинального восприятия». Т. проявляется во всех формах жизни человека: особенно наглядно виден творческий характер морали. В морали всегда есть две стороны: закон и Т. Нравственный человек должен соблюдать закон, но истинное понимание и исполнение закона всегда должно быть не механическим, а творческим. Если совершенство и чистота внутреннего строя души есть общечеловеческая задача, то у каждого человека должно быть свое особенное совершенствование — совершенствование собственной личности. Не послушание, не механическое следование требованиям закона, а Т. есть нравственный долг личности. Каждый человек имеет свою неповторимую индивидуальную задачу, у которой нет ничего общего с механическим исполнением раз и навсегда данной нормы. В противоположность И. Канту подобная этика утверждает, что нельзя поступать так, чтобы это стало максимой поведения для всех и всегда, поступать можно только индивидуально и всякий раз иначе. Ведь в общении каждый всегда видит перед собой живого человека, а не отвлеченное добро . Т., творческое отношение ко всей жизни есть, согласно С.Л. Франку, не право , а обязанность человека. Творческое напряжение есть нравственный императив во всех сферах жизни. Этика Т. преодолевает кошмар конечного, кошмар порядка жизни, из которого никуда нельзя вырваться. Только в ней становится ясно, что злые страсти нельзя победить через отрицательную аскезу, запрет. Их можно победить только через пробуждение положительной творческой духовной силы. Что касается задач, поставленных жизнью, то человек должен постоянно делать нравственные изобретения и открытия. Не просто принимать закон добра, а индивидуально творить его. В каждом неповторимом индивидуальном акте творится новое добро, не существовавшее еще в мире и являющееся изобретением совершающего нравственный акт. Нет статического, застывшего нравственного порядка, подчиненного единому, общеобязательному нравственному закону. Человеческое Т. вторично в сравнении с Т. Бога, человек не творит новое бытие , он творит только культуру. Человек пытается сравниться с Богом: не просто создавать новые смыслы, но и творить новое бытие, выйти за границы культуры, к сверхкультурному состоянию, ищет возможности теургического Т. Эта теургическая мечта особенно характерна для рус. философии и литературы, разделявшей мысль Ф.М. Достоевского, что «красота спасет мир»: в будущем искусство вырвется за рамки сегодняшней отчужденной, массовой, кризисной культуры к подлинному Т. мира, к его преобразованию на основе божественных принципов добра, любви и красоты. Вся жизнь ЛЯ. Толстого была мучительным переходом от Т. совершенных художественных произведений к Т. совершенной жизни. Его драмапопытка разрешить противоречие между искусством и жизнью, попытка найти в себе силы, которые выше искусства и в то же время только с помощью искусства могут стать силами, преображающими мир. Мечта о возможности теургического Т. завершается или в технической объективации, или в эстетическом безумии, но не перестает тревожить душу художника. Без теургического устремления остается непонятной природа человеческого Т., как и сама богоподобная природа человека . О Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т. 1; Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993; Бердяев НА. Смысл творчества // Он же. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. 1; Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999. Т. 1. Е.Н. Некрасова

8. Творчество - деятельность , порождающая нечто качественно (функционально) новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью; творцом может быть как естественный интеллект ( человек ), так и его продолжение - искусственный ( компьютер ).

9. Творчество - конструктивная деятельность по созданию нового. В античной философии связывалось с креативными процессами космогенеза и понятием Эроса как творческого целеполагания (см. Платон ). В средневековой философии рассматривалось в контексте христианского теизма в связи с креативным потенциалом Бога как Творца, т.е. субъекта превращения небытия в бытие (см. Демиург ); творческая сущность Абсолюта персонифицируется в христианстве в образе Софии ( София как "художница"). Ренессансная и новоевропейская культуры апплицируют понятие "Т." на созидательную деятельность человека ; немецкая классика фокусирует внимание на когнитивном аспекте Т. (Кант о продуктивной способности воображения, Шеллинг о Т. как сфере соприкосновения творческой личности с Абсолютом Творца). Для современной философии характерна параллельная трактовка Т., - с одной стороны, как сугубо интеллектуального феномена (Н. Гартман, Гуссерль, Уайтхед и др.), с другой - как экзистенциального феномена, лежащего в основе свободы личности ( экзистенциализм ). Необходимый признак Т. - соответствие идеалам, целям, потребностям человека и человечества. Т. по своей природе бескорыстно и несовместимо с эгоизмом. Важнейшие виды (и результаты) Т. - открытие и изобретение . Открытие устанавливает ранее неизвестные в науке объективные закономерности, явления, свойства, эффекты , вносит коренные изменения в существующие научные знания. Изобретение связано с применением открытий или уже известных законов для создания новых систем, их отдельных компонентов. Открытие касается того, что уже существовало или существует в реальном мире (Колумб открыл Америку); изобретение творит то, чего на данный момент времени нигде нет (Б. Франклин изобрел громоотвод), и, следовательно, формирует так называемый искусственный мир - мир техники и новых социальных отношений. Таким образом, в процессе Т. не просто возникают новые предметы , но происходит развитие сущностных сил человека, он преобразует не только внешнюю среду, но и самого себя. В современную эпоху бурного развития науки и техники, преобразования общественных отношений особенно актуальными становятся вопросы обучения Т., воспитания творческих личностей. Создаются специальные методики решения творческих задач, активизации творческого потенциала человека, возникают соответствующие учебные заведения. Переход на формы и методы обучения, способствующие развитию творческой самостоятельности индивида - одна из главных задач любой системы образования. В.Ф. Верков

10. Творчество – — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности . Т. представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность , удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды Т. определяются характером созидательной деятельности (Т. изобретателя, организатора, научное и художественное Т. и т. п.). Идеализм рассматривает художественное Т. как божественную одержимость ( Платон ), как “животворное дыхание бессознательного” (Э. Гартман), как мистическую интуицию (Бергсон), как проявление инстинктов (Фрейд). Согласно марксистско-ленинской теории, в процессе Т. принимают участие все духовные силы человека, в т. ч. воображение , а также обретаемое в обучении и в практике мастерство; необходимое для осуществления творческого, замысла. Возможности для творческой деятельности зависят от общественных отношений. Социализм , преодолевая отчуждение труда и человеческих способностей, существующее в об-ве, основанном на частной собственности, создает условия для развития всех видов Т. и развития творческих способностей у каждой человеческой личности.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Творчество» в других словарях:

Творчество

- Иллюстрированный журнал литературы, искусства, науки ижизни, в 1918-22, Москва. Редакторы А. С. Серафимович, В. М. Фриче.Печаталис... и еще 1 определение
Энциклопедический словарь

Творчество

- Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
Словарь Ожегова

Творчество

- — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической ун... и еще 1 определение
Исторический словарь

Творчество

- - англ. creation; нем. Schopfertum. Деятельность ,  отмеченная неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической...
Социологический словарь

Творчество

- Творчество - в прямом смысле есть созидание нового. В таком значенииэто слово могло бы быть применено ко всем процессам органич...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

творчество

- ТВ'ОРЧЕСТВО , творчества, мн. нет, ср. ( ·книж. ). Действие по гл. творить 1 в 1 ·знач. История жизни и творчеств...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: