Skip navigation

Что такое Трансцендентальное? Значение слова transcendentalnoe, философский словарь

Значение слова «Трансцендентальное» в Философском словаре. Что такое трансцендентальное? Узнайте, что означает слово transcendentalnoe - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Трансцендентальное

1. ТрансцендентальноеФикции, издержки абстрагирования, относимые либо к гипостазируемым "очищенным", "внеэмпирическим" феноменам, либо к другим отвлеченным фантазмам ума, связываемым с условиями и возможностями познания как такового. Трансцендентализм , как правило , тяготеет к априоризму . Термин " трансцендентальное " совершенно не подходит для обозначения пропозиций (про-позиций, предпозиций) сознания. Говорить о доопытности, внеопытности данного пропозиционального нелепо и в том случае, если выбирать из него то, что могло бы относиться не только к сознанию человека , но и к сознанию любого думающего инопланетянина, любого мыслящего существа вообще. Удобный термин " трансценденталии " приходится изымать из обращения ввиду того, что он относился в истории философии не только к трансцендентальному, но и - к трансцендентному. Эвристическое значение исследований Т. более чем сомнительно. Наоборот, мертвая бухгалтерия трансцендентализма способна порождать только иллюзии , так как в ней разрывается связь не только с психологической реальностью , но и с ментальной логикой. Попытки устроения философии по типу математики представляются неоправданной игрой. Трансцендентальное с большим успехом можно выделить даже из инженерных принципов работы автомобиля, но такое Т., как и всякое прочее, будет бесполезной, муляжной вычлененностью, операции с которой весьма произвольны. В отличие от математики философия не должна делать шаг от внеумности (которую она частично все же допускает) к внесознательности вообще, переходу к чисто знаковым алгоритмизированным операциям. Замена одной математической науки другой , ей противоположной, нисколько не вредит им обеим - все дело в исходных аксиомах и принципах, но распускание подобных вееров значимостей в философии является абсурдом, тем более что полный антипсихологизм (читай: антиреализм) часто идет вместе с невиденьем более приемлемых альтернатив, оказывается тем же психологизмом, но ухудшенным, спрятанным в скорлупу схоластических традиций.

2. Трансцендентальное – (нем. transzendental от лат. transcendere - переходить, переступать) Один из важнейших терминов кантовской философии. Кант употребляет его в двух смыслах. В первом и основном смысле Кант называет трансцендентальными те исследования или представления, которые способствуют объяснению возможности априорного синтетического познания (напр. "трансцендентальная эстетика " - это учение о чувственности в аспекте истолкования возможности априорного синтетического познания в этой области). Второй более традиционный во времена Канта (и своего рода шлейф его докритической философии) смысл слова " трансцендентальный " в критических сочинениях - имеющий отношение к вещам вообще (этот аспект понятия связан с соответствующим схоластическим термином "трансценденталия"; напр. "трансцендентальная идеальность пространства" означает неприменимость пространственных определений к вещам безотносительно их данности нам). Трансцендентальное применение понятий, упускающее из виду различие между вещами для нас и вещами вообще, противопоставляется Кантом трансцендентному употреблению, сознательно переступающему границы возможного опыта .

3. Трансцендентальное – (от лат. transcendent, transcen-dentalis — перешагивающий, выходящий за пределы) — возникший в средневековой философии фундаментальный филос. и теологический термин , претерпевший за свою историю существенные изменения в значении. Первоначально Т. выступало как синоним трансцендентного, что базировалось на средневековом учении о трансценденталиях (nomina transcendentia). Первой крупной вехой явилось учение Фомы Аквин-ского о трансцендентальное ™ как надкатегориальнос-ти и фиксации шести самых известных трансценден-талий, сопряженных с сушим. Дуне Скот выдвинул идею метафизики как «scientia transcendents» и расширил Т. с помощью разделительных атрибутов сущего. В 17—18 вв. существовало три основных течения в понимании Т.: идущая от Дунса Скота трансцендентальная философия И. Шарфа, Ф.А. Аэпинуса и др.; понимание трансценденталий в метафизике X. Вольфа, А.Г. Баумгартена, трансцендентальная космология Вольфа и его последователей. В этот период в качестве терминологических начинают появляться обороты с латинским словом «transcendentalis» (К. Шайблер, И. Шарф и др.), хотя синонимичность Т. и трансцендентного по-прежнему сохранялась (вплоть до И.Г. Ламберта и И.Н. Тетенса). В 18 в. Баумгартен истолковал Т. как сущностное, а Тетенс — как всеобщее . Т. существенно было переосмыслено И. Кантом, хотя у него заметны следы и старого значения этого понятия. В его критической философии Т. связывается с априорным ( движение к чему началось уже в трансцендентальной космологии Вольфа и в метафизике Дунса Скота) и противопоставляется эмпирическому и трансцендентному. Кант называет Т. «всякое познание , занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori ; он подчеркивает, что Т. касается возможности или применения априорного знания и есть «не всякое априорное знание , а только то, благодаря которому мы узнаем, что те или иные представления... применяются и могут существовать исключительно a priori, а также как это возможно»; синонимом Т. у Канта выступает также критическое. Дальнейшее развитие термина «Т.» шло преимущественно в двух направлениях: истолкование кантов-ского понятия Т. (Т. как априорное — Г. Гельмгольц, Г. Спенсер, Б. Баух и др.; Т. как выяснение условий возможности чего-либо — П. Шторп, И.Б. Лотц и др.; Т. как противоположность трансцендентному иЛи эмпирическому — И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Г. Коген и др.) или же игнорирование кантовских различений либо апелляция к средневековому значению термина «Т.» как синониму термина « трансцендентное » (или внутренне тесно связанное с ним) (амер. трансценден-талисты, Ф. Шлейермахер, Махариши Махеш Йоги , частично — X. Фаихингер, М. Хайдеггер, Г. Риккерт, С.Л. Франк, X. Книттермейер, Б. Лонерган и др.). Самую существенную после Канта трансформацию термин «Т.» претерпел в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля, в которой Т. употребляется как коррелят трансцендентного и обозначает мотив обращающегося вопрошания о последних источниках всех познавательных образований, самоосмысления познающим самого себя и своей познающей жизни, чисто и окончательно обоснованной из источника Я-сам универсальной философии. Современный этап развития термина «Т.» связан с полемикой в аналитической философии по вопросу о трансцендентальном аргументе , с трансцендентальным прагматизмом К.О. Апеля и Ю. Хабермаса и критикой «трансцендентально означаемого» М. Фуко , Ж. Деррида и их последователями. О Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма // Ф. Шеллинг Соч.: В 2т. М., 1987. Т. 1; Франк С.Л. Непостижимое // С.Л. Франк. Соч. М., 1990; Фуко М. Слова и вещи . СПб., 1994; Фуко Л/. Археология знания . Киев, 1996; Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzenden-tale Phanomenologie // Husserliana. Haag, 1954. Bd 6; Haber-masJ. Erkenntnis und Interesse. Frankfurt am Mein, 1973; Gideon A. Der BegrifF transzendental in Kants Kritik der reinen Vfer-nunft. Darmstadt, 1977; Bedingungen der Moglichkeit: «transcendental arguments» und transzendentales Denken. Stuttgart, 1984.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):