Skip navigation

Что такое Теургия? Значение слова teurgiya, философский словарь

Значение слова «Теургия» в Философском словаре. Что такое теургия? Узнайте, что означает слово teurgiya - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Теургия

1. Теургия – (греч. theos и ergon - богодействие) - 1) у неоплатоников: сакральная практика , осуществляемая высшей творческой силой человека , цель его духовного возрастания в занятиях философией, его высшее призвание . Это искусство деятельного общения с высшими демонами и богами из языческого пантеона , отличающееся от магии - искусства повелевать низшими демонами. 2) В русской философии: религиозное искусство, раскрывающее высшие творческие силы человека, открытого и чуткого к Богу, где действуют преображающие жизнь божественные энергии. Задача "свободной теургии" - "пересоздать существующую действительность , на место данных отношений между божественным, человеческим и природным элементами установить в общем и в частностях, во всем и каждом, внутренние органические отношения этих начал" (Вл.Соловьев). П.Флоренский писал о Феургии, имея в виду организацию всей человеческой деятельности и жизни вокруг культа . У Н.Бердяева теургия "сверхкультурна": "Теургическое искусство - синтетическое и соборное, это некое неведомое еще, нераскрытое панискусство".

2. Теургия – (theos - бог, ergon - работа ; букв. боготворчество) - в философии античного неоплатонизма совокупность действий и ритуалов, посредством которых душа получает очищение и возможность лицезреть богов. В определенной степени теургию можно назвать белой магией. Ее отличие от последней заключается в том, что человек не влияет на волю богов, но, напротив, подчиняет себя их воле, а потому преображается в их образ и соединяется с ними.

3. Теургия – (греч. theos - бог, ergon - работа ; букв. - боготворчество) - термин теологии, фиксирующий феномен перманентного присутствия Бога в мире, эволюция которого трактуется в данном контексте как теургический процесс . Основывается на презумпции возможности чуда как "препобеждающего" естественные законы по воле Божьей, семантически уходя корнями к традиционным магическим представлениям и архаическим мистериальным культам. В зрелой своей форме Т. конституируется в контексте теизма , в системе отсчета которого трансцендентный статус Бога по отношению к миру, с одной стороны, задает интенцию на рассмотрение последнего в качестве "расволшебствленного" (М. Вебер), с другой же - делает его потенциальной ареной чудотворного Божественного Вмешательство? Узнать в Словаре Ожегова. Вмешательство - это...'>вмешательства (ср. с феноменом деизма , локализующим Т. исключительно в рамках креационного акта ). В отличие от характерной для язычества идеи теофании, т.е. непосредственной явленности богов (например, вмешательство практически всего Олимпа в Троянскую войну в "Илиаде", явление Афины Уллису в "Одиссее", эротическое снисхождение Афродиты к смертным в "Гомеровских гимнах" и т.п.), - в теизме Бог презентирует себя в мире посредством Т. Единственный прецедент теофании в иудаизме и христианстве - первое явление Бога Моше/Моисею (Танах/Ветхий Завет), сменяемое затем эксплицитно подчеркнутой трансцендентностью. И в христианстве, и в иудаизме, и в исламе именно феномен чуда (Божественного чудотворства) оценивается как эксплицирование и свидетельство всемогущества и истины Божьей. В своей социальной аппликации парадигма Т. фундирует собой феномен провиденциализма . В эволюции любой исторической формы теизма могут быть выделены специфические зоны акцентировки Т., реализующие себя: (1) - в сугубо хронологической сфере (например, напряженное ожидание чуда, характеризующее западноевропейский менталитет в период, непосредственно предшествующий I Крестовому походу, и проявляющееся как в массовом, так и в теоретическом сознании этого периода: Цезарий Гейстербахский и т.п.; (2) - в сфере конфессиональной вариативности (например, подчеркнутое внимание к Т. православия в рамках христианства как такового); (3) - в содержательно-аксиологической сфере ( откровение как аксиологически выделенный теургический акт в теистской системе отсчета, центрирующий вокруг себя феномен мистики - как в плане апофатической теологии, так и в плане мистической практики). В рамках протестантизма феномен Т. обретает свою специфическую интерпретацию: если католицизм противопоставляет "естество и чудо ", то протестантизм, напротив, постулирует веру как усмотрение чуда в естестве (ранний протестантизм в классической лютеровской версии); в зрелом протестантизме доминирует тенденция вытеснения теургических представлений (от трактовки Шлейермахером понятия "чуда" как синонима "случайности" до предложенной Р. Бультманом программы "демифологизации" и "демирак-лизации" ("расчудесивания") Библии в диалектической теологии). М.А. Можейко

4. Теургия – (греч. theourgeia) - в традиционном значении - искусство входить в связь с богами и духами с помощью особых действий и слов, преобразование объекта направленной волей субъекта . Термин "Т." был переосмыслен в рус. философии. В. С. Соловьев различает Т. древн. об-в, понимаемую как деятельность в единстве священного и мирского, и свободную Т. - "цельное творчество ", " единство мистики, изящного и технического художества". Свободная Т., наряду со свободной теософией и свободной теократией, служит, по Соловьеву, достижению цели человеческого существования - образованию всецелой человеческой организации. Флоренский, как и Соловьев, считает Т. исходной формой человеческой деятельности, материнским лоном всех наук и искусств, "реальным условием развития самосознания" и определяет ее как "претворение действительности смыслом и смысла действительностью " (Из богословского наследия // Богословские труды . М., 1977. Сб. 17. С. 105). Историческое развитие приводит к раздроблению человеческой деятельности, реальность и человеческая деятельность утрачивают свой сакральный характер , реальности становятся пустыми, деятельности - бесцельными, смыслы - ложными, вещи - утилитарными. Область Т. сужается до обрядовых форм, до культа . Культ определяется как "литургическая деятельность", ведущая к соединению мира Божественного и тварного. Т. как задача человеческой жизни осуществляется в творении культуры из культа на основе синтеза теоретического, практического и литургического. Булгаков определяет Т. как " действие Бога, излияние Его милующей и спасающей благодати на человека " ( Свет невечерний. М., 1994. С. 320). Т., считает он, связана с боговоплощением: " Христос положил абсолютное и неотменное основание для теургии и вручил Церкви теургическую власть ..." (Там же). Т. - путь преображения мира Софией, "основа софиургии". История , хозяйство, искусство, наука решают задачу Т. - дорастания мира до Бога, его "ософиения". Т. в концепции символизма А. Белого включена в сложную систему познания и творчества, реализуемого в традиционной практике восхождения к Абсолюту и нисхождения к миру, что, в свою очередь, соответствует святоотеческому разделению богопознания на два этапа : познание Бога в мире и познание мира в Боге. В исходном значении Т. определяется как "богоделание", "мифотворчество", "творческое заново переплавление материалов и образов религиозной истории в нечто, имманентное мне, сквозь меня прорастающее" (Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 423). В практике восхождения Т., наряду с теорией знания, этикой, теологией, метафизикой и теософией, является путем, ведущим к символу как "центру соединения всех соединений". В практике нисхождения Т. - низведение энергий Божественного единства в русло человеческой деятельности и познания; выражение данностей богопознания на языке культурно-значимых форм. Она преобразует всю человеческую деятельность, превращая ее в творение форм богоявления; любая теория перестает быть только теорией, здесь в Т. - " начало конца символизма. Здесь уже идет речь о воплощении Вечности путем преображения воскресшей личности" (С. 253). Т. как путь богопознания и богообщения отвергается официальной православной мыслью , поэтому Флоровский говорит о "теургийном соблазне" рус. философии.

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Теургия» в других словарях:

Теургия

- (греч. theurgia - букв. - божественное действие, чудо), вид магии,с помощью которой считалось возможным изменить ход событий подчи...
Энциклопедический словарь

Теургия

- Греч.- букв. божественное действие, чудо. Вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий подчиняя своей вол...
Религиозный словарь

Теургия

- — божественное действие, чудо — вид магии , с помощью которой считалось возможным изменить ход событий, подчинив своей воле дейс...
Исторический словарь

ТЕУРГИЯ

- , и, мн. нет, ж. В некоторых религиозных учениях античных и средневековых: вид магии, посредством которой считалось возможным под...
Словарь иностранных слов

теургия

- ТЕУРГ'ИЯ , теургии, мн. нет, ·жен. ( ·греч. theuriga - чудо от theos - бог и ergon - дело) ( рел. ). В некоторых религ...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: