Skip navigation

Что такое Теория? Значение слова teoriya, философский словарь

Значение слова «Теория» в Философском словаре. Что такое теория? Узнайте, что означает слово teoriya - толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Теория

1. Теория – (от греч. theoria - наблюдение , рассмотрение, исследование) - наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Примерами Т. являются классическая механика Ньютона, корпускулярная Т. света , волновая Т. света, Т. эволюции Ч.Дарвина, электромагнитная Т. Дж.К. Масквелла, специальная Т. относительности, хромосомная Т. наследственности и т. п. В современной методологии научного познания принято выделять следующие компоненты Т.: 1. Исходные основания Т. -фундаментальные понятия, принципы , законы , уравнения. 2. Идеализированный объект Т. - абстрактная модель существенных свойств и связей объектов изучаемой области. Напр., идеализированным объектом классической механики является система материальных точек; молекулярно-кинетической теории - множество замкнутых в определенном объеме и хаотически соударяющихся абсолютно упругих материальных точек и т. п. Основоположения Т. описывают важнейшие свойства и связи ее идеализированного объекта , который служит теоретической интерпретацией всех утверждений теории. 3. Логика Т. - множество допустимых в данной Т. правил вывода и способов доказательства. Как правило , в научных Т. используется обычная традиционная логика или классическая математическая логика , однако в отдельных случаях могут применяться особые логические системы. Считается, напр., что в квантовой механике используется трехзначная логика. 4. Совокупность законов и утверждений, логически выведенных из основоположений Т. Т. о., Т. представляет собой дедуктивную систему логически взаимосвязанных утверждений, интерпретацией которых служит идеализированный объект. Вопрос о том, включаются ли в Т. эмпирические данные, результаты наблюдений и экспериментов, факты , пока остается открытым. По мнению одних исследователей, факты , открытые благодаря Т. как объясняемые ею, должны включаться в Т. По мнению других, факты и экспериментальные данные лежат вне Т. и связь между Т и фактами осуществляется посредством особых правил эмпирической интерпретации. С помощью таких правил осуществляется перевод утверждений Т. на эмпирический язык , что позволяет проверить их с помощью эмпирических методов познания. К основным функциям Т. относят описание , объяснение и предсказание . Т. дает описание некоторой области явлений, некоторых объектов, к.-л. аспекты действительности. В силу этого научная Т. может быть истинной или ложной, т. е. описывать реальность адекватно или искаженно. Т. должна объяснять известные факты, указывая на те существенные связи, которые лежат в основе фактов. Наконец, Т. предсказывает новые, еще не известные факты - явления, эффекты , свойства предметов и т. п. Обнаружение предсказанных Т. фактов служит подтверждением ее плодотворности и истинности. Расхождение между Т и фактами или обнаружение внутренних противоречий в Т. дает импульс к развитию Т. - к уточнению ее идеализированного объекта, к пересмотру, уточнению, изменению ее отдельных положений и т. д. В некоторых случаях эти расхождения приводят ученых к отказу от Т. и к замене ее новой Т.

2. Теория – (от греч. оеяркх - умозрение ) - 1) в Широкий? Узнать в Словаре русских фамилий. Широкий - это...'>широком смысле - вид человеческой деятельности, направленный на получение обоснованного объективно-истинного знания о природной и социальной реальности в целях ее духовного и практического освоения; 2) в узком смысле - форма организации развивающегося научного знания. "Теории - это сети: ловит только тот, кто их забрасывает" (Новалис). Процесс научного исследования часто описывают как последовательность " проблема - гипотеза - теория ". Кроме того, для раскрытия сущности Т. используют следующие бинарные оппозиции: "теория - практика ", "теория - эмпирия", "теория - эксперимент ", "теория - мнение ". Теоретическое знание в классической философии наделяли свойствами всеобщности и необходимости (аподиктичности), упорядоченности, системной целостности, точности и др. В данной традиции действительно "нет ничего более практичного, чем хорошая теория". В истории культуры теоретизация мышления впервые происходит в Древ-" ней Греции. В традиционных обществах Древнего Востока знание имело рецептурно-практический характер . Древнегреческие мыслители были едины в том, что ключом к познанию реальности является теоретическая мысль ( эпистема ) в противоположность мнению ( докса ). Центральная проблема ранней греческой науки - это проблема происхождения и устройства мира, понимаемого как единое упорядоченное целое. Каким образом Хаос переходит в Космос ? Какое единое первоначало (архэ), всеобщее и необходимое, лежит в основе этого перехода? Выработанные в рамках древнегреческой натурфилософии варианты решения (" вода ", " огонь ", " число " и т. д.) данной проблемы, несмотря на их умозрительно- гипотетический характер, оказали решающее влияние на коэволюцию естествознания и философии. Исходный? Узнать в Словаре Ожегова. Исходный - это...'>Исходной философской предпосылкой всех дальнейших естественнонаучных Т. является идея космической гармонии. "Без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, без веры во внутреннюю гармонию мира не могло быть никакой науки" (А. Эйнштейн). Теоретическая деятельность у мыслителей до Аристотеля не отделяется от религиозно-мифической и политической сфер. Идеи Аристотеля о самоценности теоретических наук перерастают в этические предписания: жизнь созерцателя-теоретика - это идеал человеческой жизни. Греческие слова "теория", " театр " (зрелище) и " теорема " являются однокоренными, ибо в культуре Древней Греции "понять" означало "увидеть своими глазами" (М. Л. Гаспаров). В книжной, "любословесной" культуре западноевропейского средневековья представлены различные виды Т.: теология , учения алхимиков, "семь свободных искусств", схоластическая физика и др. В византийских "театрах" публично обсуждались в XIII - XIV вв. теологические, философские и естественнонаучные проблемы. Механика Галилея - Ньютона стала образцом (парадигмой) для экспериментально-математического естествознания XVII - XIX вв. В неклассической науке XX в. подобными образцами служат Т. относительности и квантовая Т., а также статистическая физика, принципы которых образуют современную физическую картину мира, уточняемую ныне синергетикой. В современном обществе, отмечают М. С. Бургин и В. И. Кузнецов, авторитет научных Т. столь высок, что многое, не являющееся Т., часто называют тем же именем. Это особенно характерно для советского обществоведения, где долгие годы процветали такие квазинаучные построения, как "теория загнивания капитализма " или "теория развитого социализма ". Однако не более научными являются известные в западной социологии "теория равновесия" или " теория конфликта " (см. Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985). Что же такое научная Т.? Онтология Т. В методологической литературе все существующие Т. подразделяют на два больших класса : 1) формализованные, логико-математические Т., каждая из которых понимается как совокупность предложений некоторого формализованного языка ; 2) неформализованные Т. естественных, технических, социальных и гуманитарных наук. Их называют также эмпирическими (это неточно), фактуальными, содержательными и т. д. С т. зр. логики, Т. можно делить на дедуктивные и недедуктивные. Кроме того, выделяются феноменологические (описывающие сферу явлений) и нефеноменологические (раскрывающие сущность ) Т.; динамические (предсказания которых имеют однозначный характер) и стохастические (вероятностно-статистические) Т. (об этих и других классификациях см.: Рузавин Г. И. Научная теория. Логико-методологический анализ . М., 1978). Онтология науки исследует, в частности, проблему существования объектов теоретического знания, т. е. ищет ответы на вопросы : "Что описывает данная теория?", "Существуют ли объекты , рассматриваемые в теории?", "Как они существуют и что собой представляют?". Очевидно, что текст , удовлетворяющий критериям научности, может описывать то, что реально не существует (например, в "теории научного коммунизма "), и даже то, что принципиально не может существовать. В этой связи различают: 1) предметную область Т., т. е. сферу реальности, включающую объекты (явления, процессы), на описание , объяснение и предсказание свойств и поведения которых претендует Т. (в лице ее создателей); 2) область применения Т., т. е. сферу реальности, по отношению к которой законы Т. являются относительно истинными. История науки свидетельствует, что границы (объемы) указанных областей есть функции времени. " Истина - дочь времени, а не авторитета" (Ф. Бэкон). Проблема существования объектов Т. - это "вечная" проблема философии от Платона до К. Поппера (включая и средневековый спор об универсалиях ); она вечно актуальна, т. к. Т. всегда будут предсказывать существование новых гипотетических объектов, а экспериментаторы не перестанут их искать до тех пор, пока не прекратится бытие науки. Указанное различие между предметной областью Т. и областью ее применимости играет судьбоносную роль в критическом анализе социальных Т. (например, концепций К. Маркса и М. Вебера, др. конкурирующих Т.). Общепризнано, что "теоретические законы непосредственно формулируются относительно абстрактных объектов теоретической модели. Они могут быть применены для описания реальных ситуаций опыта лишь в том случае, если модель обоснована в качестве выражения существенных связей действительности, проявляющихся в таких ситуациях " (Степин В. С. и др. Философия науки и техники. М., 1995, с. 205). Известны абстрактные объекты математических Т. (множество, пространство , группа и т. д.), физических Т. (абсолютно черное тело , идеальный газ или кристалл, канонический ансамбль и т. д.), социологических Т. (микро- и макрогруппа, страт, класс и т. д.). Низкая эффективность многих дискуссий в философии, социальных и гуманитарных науках объясняется, по-видимому, отсутствием корректно сформулированных моделей и теоретических конструктов, т. е. методологическим "недомоганием" этих Т., которое обостряется низким уровнем логической культуры участников дискуссии и перерастает в "хроническое заболевание" (иногда неизлечимое) данной дисциплины. Объект теоретического знания - это продукт деятельности поколений теоретиков, он не может быть непосредственно дан исследователю в качестве предмета созерцания. "Изготовление" такого объекта - это необходимое предварительное условие теоретического исследования и его результат (подробнее см.: Алексеев И. С. Деятельностная концепция познания и реальности. М., 1995). В этой концепции "существовать - значит быть элементом деятельности". Структура Т. Во многих отношениях Т. можно уподобить живым организмам, которые зарождаются, взрослеют, размножаются, воспитывают потомство и умирают. Эта метафора успешно разрабатывается в эволюционной эпистемологии (К. Лоренц, Ж. Пиаже, К. Поппер, С. Тулмин, Д. Кэмпбелл и др., подробнее см.: Современная философия науки. М., 1996). Та или иная модель "жизненного цикла " Т. определяет и направляет исследование структуры Т. В современной методологии науки представлены различные подходы к изучению структуры Т. Согласно структурно-номинативному подходу, в каждой развитой научной Т. можно выделить в качестве основных несколько подсистем. 1) Логико-лингвистическая подсистема Т. Она включает алфавиты и словари, совокупность понятий (терминосистему), семейство языков данной Т. и логический аппарат. Указанные компоненты содержат правила синтаксиса (нормы построения правильных языковых выражений), правила вывода и интерпретации и др. средства семантики и прагматики. В явном виде они присутствуют только в полностью аксиоматизированных Т., для которых задана хотя бы одна интерпретация . Неправомерно отождествлять Т. с некоторым исчислением . Это недопустимо не только в естественных или социальных науках, но и в математике. Результаты, полученные К. Геделем, Л. Левенгеймом, Т. Сколемом и др., свидетельствуют о том, что математическую реальность невозможно однозначно включить в аксиоматические системы. Исследованием логико-лингвистической подсистемы Т. ограничился т. н. "стандартный подход", вдохновлявшийся идеями логического позитивизма . 2) Модельно-репрезентативная подсистема Т. Модель - это способ представления предметной области в Т. Своеобразной клеточкой организации теоретических знаний, по мнению В. С. Степина, является двухслойная конструкция - теоретическая модель и формулируемый относительно нее теоретический закон. Исходный уровень данной подсистемы образован именами объектов из предметной области Т. Выделенным объектам сопоставляются в качестве представляющих их концептуальных структур такие имена (названия, символы ), которые фиксируют только онтологические гипотезы о существовании или несуществовании этих объектов. На втором уровне содержатся средства отображения в Т. свойств и отношений изучаемых объектов. В основании развитой Т. можно выделить фундаментальную теоретическую модель (схему), которая построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга и относительно которых формулируются фундаментальные законы Т. Иерархии абстрактных объектов соответствует иерархическая структура утверждений Т. 3) Операционно-оценочная подсистема Т. В ней представлены методы , процедуры, способы деятельности, которыми овладевает ученый после усвоения Т. Определение направления и целей деятельности требует применения самых разнообразных оценок (когнитивных, регулятивных, внешних и т. д.) (см. Бургин М. С., Кузнецов В. И. Аксиологические аспекты научных теорий. Киев, 1991). 4) Проблемно-эвристическая подсистема Т. Чтобы Т. успешно функционировала (т. е. описывала, объясняла, предсказывала и т. д.), требуется ставить проблемы, выдвигать гипотезы, решать задачи. Проблемы, задачи, вопросы, задания и эвристики образуют данную подсистему Т. Следует различать не алгоритмические и эвристические процедуры, а точные и эвристические процедуры ( алгоритмы ) решения задач. Эвристики сокращают перебор вариантов в процессе решения проблемы (подробнее см.: Бургин М. С., Кузнецов В. И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994). Функции Т. "Теории - это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем "миром", для осознания, объяснения и овладения им. Мы стремимся сделать ячейки сетей все более мелкими" (К. Поппер). Системная природа теоретического знания проявляется также в тех функциях , которые реализует Т. в процессе научного познания. Среди них выделяют следующие. 1) Информативная функция Т. Теоретические законы в концентрированной форме выражают информацию, полученную в ходе эмпирического исследования. Однако Т. не сводится ни к сумме фактов, ни к совокупности эмпирических законов, она содержит дополнительную, избыточную информацию, которая возникает благодаря творческой деятельности мышления и воображения теоретиков - очень часто "уравнения умнее их создателей". 2) Систематизирующая функция Т. Одна из важнейших тенденций научного познания - это стремление к достижению такого единства знания, при котором максимальное число фактов можно описать, исходя из минимального числа основных понятий и принципов данной Т. Возможность систематизации знания зависит от уровня развития соответствующей научной дисциплины, который обусловливается степенью ее теоретической зрелости. Как отмечает Г. И. Рузавин, последняя определяется тем, насколько глубоко Т. раскрывает сущность исследуемых явлений, внутренний механизм , который управляет лежащими в их основе процессами. Теоретическая систематизация, устанавливая связи между гипотезами и эмпирическими законами в рамках Т., способствует выявлению и уточнению границ их применимости. Благодаря этому ранее установленные законы обобщаются и модифицируются. 3) Объяснительная функция Т. Объяснение - это включение знаний об объекте, подлежащем объяснению, в более широкий контекст знания. С т. зр. логики, объяснение - это умозаключение , т. е. дедуктивный или недедуктивный метод суждения (фактуального, гипотетического или номологического) из принятых посылок. Эти посылки обозначают термином "эксплананс" (от лат. explanans - объясняющий), а сам вывод - термином "экспланандум" (от лат. explanandum - то, что подлежит объяснению). Всякое объяснение опирается на логический вывод, но не всякий вывод является объяснением. В зависимости от содержания и формы знания, заключающегося в экспланансе и экспланандуме, выделяют гипотетические, номологические и теоретические объяснения. В последнем в качестве эксплананса выступает Т. или ее концептуальное ядро (принцип) - большая посылка, вспомогательные гипотезы и данные - меньшая посылка, а в качестве экспланандума - указанные суждения. Теоретические объяснения делят на феноменологические и нефеноменологические. " Цель теоретика состоит в нахождении объяснительных теорий (по возможности истинных объяснительных теорий), т. е. теорий, описывающих определенные структурные свойства мира и позволяющих нам - с помощью начальных условий - дедуцировать следствия, которые должны быть объяснены" (Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983, с. 85). Объяснению объекта, как правило , предшествует его систематическое описание на одном из языков Т. В современной методологии науки используются различные модели объяснения: индуктивно-вероятностная (К. Гемпель, Дж. Кейнс, Р. Карнап и др.), дедуктивнономологическая, операциональная (П. Бриджмен) и др. 4) Прогностическая функция Т. - это предсказание на основе законов Т. неизвестных ранее фактов, событий, явлений. Прогностическую функцию может выполнять любое знание (обыденное, художественное и т. д.), в научном познании ее выполняют и эмпирические законы, и гипотезы, и философские концепции, однако предсказания этого рода уступают, как правило, теоретическим по степени точности, полноты, однозначности. С т. зр. логики, формальная структура некоторых типов научного предвидения совпадает со структурой объяснения: весьма часто предсказание имеет форму дедуктивного умозаключения, посылками которого выступают законы Т. и вспомогательные гипотезы, а выводом - фактуальное или номологическое суждение . Иногда единственную цель Т. видят в том, чтобы она служила инструментом для предсказания. Этот взгляд выражен в афоризме О. Конта: " Знать , чтобы предвидеть". Для философии позитивизма характерно противопоставление предсказания объяснению. Эта установка в XX в. была подвергнута критике представителями постпозитивизма (К. Поппером), "научного реализма " (М. Бунге), диалектического материализма (Л. Б. Баженовым, Г. И. Рузавиным и др.), равно как и противоположная тенденция к отождествлению объяснения и предсказания, выраженная в работах К. Гемпеля и П. Оппенгейма. В литературе выделяют следующие виды предсказаний: индуктивные, номологические и теоретические. Последние делят на предсказания, осуществляемые с помощью динамических и статистических Т. В XX в. сформировалась прогностика - научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов (см.: Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982). Одна из актуальных философских проблем прогностики - это проблема истинности прогноза (о прогностической функции философской Т. см.: Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994). Динамика Т. В методологических исследованиях до середины XX в. преобладал "стандартный подход", согласно которому в качестве исходной единицы анализа (клеточки) выбиралась Т. и ее взаимоотношения с опытом. Позднее выяснилось, что процессы функционирования, развития и трансформации Т. не могут быть адекватно описаны, если отвлечься от их взаимодействия. Выяснилось также, что эмпирическое исследование сложным образом переплетено с развитием Т., и невозможно представить проверку Т. фактами, не учитывая предшествующего влияния Т. на формирование фактов науки. Поэтому проблема взаимодействия Т. с опытом есть проблема взаимоотношений с эмпирией системы Т., образующих научную дисциплину, которая должна выступать в качестве единицы методологического анализа. Эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предметам, средствам и методам исследования. Однако самостоятельное рассмотрение каждого из них возможно только в абстракции. В реальном исследовании эти два уровня всегда взаимодействуют. Как отмечает В. С. Степин, целесообразно выделить 3 основные ситуации, характеризующие динамику научного знания: 1) взаимодействие картины мира и опытных фактов; 2) формирование первичных теоретических схем и законов; 3) становление развитой Т. (в классическом и современном вариантах). Первая ситуация может реализовываться в двух вариантах: а) на этапе становления новой научной дисциплины; б) в теоретически развитых дисциплинах при обнаружении принципиально новых явлений, не вписывающихся в уже имеющиеся Т. На этапе зарождения научной дисциплины картина мира целенаправляет процесс эмпирического исследования и систематизацию новых фактов, при этом она всегда испытывает их обратное воздействие. Пройдя длительный этап развития, картина мира очищается от натурфилософских наслоений и превращается в специальную картину реальности, абстрактные объекты которой вводятся по признакам, имеющим опытное обоснование . Впервые подобным путем формировалась механическая картина мира (XVII - XIX вв.). После ее возникновения, построение каждой новой картины мира (электродинамической, квантово-релятивистской и т. д.) происходило путем переноса конструктов из предшествующей картины мира, используемых в последующем теоретическом синтезе . Вторая ситуация связана с формированием частных теоретических схем и законов. На ранних стадиях развития Т. конструкты теоретических моделей создаются путем непосредственной схематизации опыта. Но затем они используются как средства для построения новых моделей, и этот способ начинает доминировать в развитии науки. Большинство теоретических схем конструируются не путем схематизации опыта, а методом трансляции абстрактных объектов, заимствованных из ранее сложившихся областей знания и погруженных в новый эмпирический материал. В этом процессе построения гипотетических моделей картина мира выполняет функцию исследовательской программы, обеспечивающей постановку теоретических задач и выбор средств их решения. Позднее начинается стадия обоснования построенной модели. В развертывании Т. первичные (частные) схемы играют важную роль. Вывод из фундаментальных уравнений Т. их следствий (частных законов) осуществляется не только путем формальных математических и логических операций над высказываниями, но прежде всего путем содержательных операций - мысленных экспериментов (таких, как "лифт Эйнштейна", например) с абстрактными объектами теоретических схем, позволяющих редуцировать фундаментальную схему к частным. Конструктивное обоснование гипотезы приводит к постепенной перестройке первоначальных вариантов теоретической схемы до тех пор, пока она не будет адаптирована к соответствующему эмпирическому материалу. Перестроенная и обоснованная опытом теоретическая схема затем вновь сопоставляется с картиной мира, что приводит к уточнению и развитию последней. Третья ситуация реализуется, в частности, в современной физике. Построение современных физических Т. часто осуществляется методом математической гипотезы: построение Т. начинается с формирования ее математического аппарата, а адекватная теоретическая схема, обеспечивающая его интерпретацию, создается уже после построения этого аппарата. Математическая гипотеза чаще всего, подчеркивает В. С. Степин, неявно формирует неадекватную интерпретацию создаваемого аппарата, а это значительно усложняет процедуру эмпирической проверки выдвинутой гипотезы. Опытом проверяются не уравнения сами по себе, а система : уравнения плюс интерпретация. И если последняя неадекватна, то опыт может выбраковывать вместе с интерпретацией весьма продуктивные математические структуры, соответствующие природе исследуемых объектов. Интертеоретические отношения. Пока еще не создана какая-либо общая Т. отношений между Т. "Строго говоря, мы можем плодотворно обсуждать отношения между теориями только тогда, когда они аксиоматизированы. Однако вне математики это условие никогда не соблюдается. Отсюда вытекает тщетность многих дискуссий относительно сводимости "в принципе" теории Т1 к теории Т2. Такие вопросы могут быть решены не дискуссиями подобного рода, а лишь реальным осуществлением редукции" (Дж. X. Вуджер, 1952). В советской философской литературе один тип отношений изучался И. В. Кузнецовым (1948). В 1960 70-е гг. данные отношения исследовались в работах Л. Тиссы, М. Штрауса и М. Бунге. Канадский философ М. Бунге выделил следующие типы отношений между Т.; асимптотические, формальные, семантические и прагматические (см.: Бунге М. Философия физики. М., 1975). Соперничество Т. Реальный процесс перехода от старой Т. к новой имеет творческий, открытый характер. Новая Т. вступает в отношение спора , открытого соперничества со своей предшественницей и может как выиграть его, так и проиграть, либо разрешить спор разделением "уровней" и "срезов" исследуемого объекта. Поэтому, как отмечает В. А. Окладной (1991), в философско-методологическом исследовании процесса формирования новых научных Т. нельзя априори исходить из тезиса "после этого - лучше этого". Новая Т. может быть и хуже старой. " Консерватизм " в науке (отвергаемый К. Поппером, И. Лакатосом и др. джастификационистами) есть такая же норма , как и конструктивно-критическая активность по выдвижению теоретических альтернатив. Возникает проблема выбора Т. Однако в новейшей литературе сформулированы гносеологические, методологические и исторические аргументы против идеи разрешения столкновения новой и старой Т. посредством выбора как такового. Говоря о выборе учеными той или иной Т., следует отмечать и обратное: Т. тоже выбирают ученых, определяют их судьбу, успех либо неудачу их деятельности. "В науке не существует ни беспристрастных ученых, ни теорий, раболепствующих перед фактами" (М. Полани). Спор имеет научный характер, если он регулируется специфическим для науки ценностно-нормативным комплексом, который определяет цели и регулятивы теоретического спора и тем самым удерживает его в определенных рамках, отделяя допустимое и недопустимое в борьбе. Это обстоятельство фальсифицирует "методологический анархизм " ("все дозволено" в теоретической борьбе) П. Фейерабенда. В. П. Прыткое

3. Теория – (от греч.– рассмотрение, исследование): наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. В структуре теории выделяют сле дующие основные элементы : а) исходные основанияфундаментальные понятия, принципы , законы , аксиомы и т.п.; б) идеализированный объект данной теории; в) логика и методология , применяемые для ее построения; г) философские установки и ценностные факторы; д) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории. Ключевой элемент теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого явления, процесса во всей его целостности и конкретнос ти. Основные функции теории: синтетическая, обьяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.

4. Теория - Узнать в Толковом словаре Ушакова. Мысленный - это...'>мысленная схема с допущениями, которые подбираются так, чтобы получилось согласие с экспериментальными данными; они содержат умозрительные идеи и общие подходы к решению разных проблем, и это позволяет отнести их к главным концепциям . Любая теория есть целостная развивающаяся система истинного знания, которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. Выделяют следующие элементы теории: 1) исходные основания - фундаментальные понятия, принципы , законы , уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов; 3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменения знаний; 4) совокупность законов и утверждений, выведенных из основных положений данной теории в соответствии с определенными принципами. К числу основных функций теории относятся: 1) синтетическая - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему; 2) объяснительная - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления и т. п.; 3) предсказательная - предвидение , когда делают выводы о неизвестных ранее фактах, их свойствах; 4) методологическая - на базе теории формулируются разнообразные методы , способы и приемы исследовательской деятельности; 5) практическая - это руководство к действию по изменению реальной действительности. Всякая теория должна удовлетворять трем условиям . Первое из них - самосогласованность. Теория не должна приводить к противоречащим друг другу выводам. Второе: первопринципы и фундаментальные законы теории должны давать возможность вычислять на их основе движение сложных систем и анализировать результаты любого эксперимента , имеющего к ней отношение в самом широком понимании, плюс еще она должна быть согласована с законами всех остальных областей физики. Третье условие простое и естественное : теория должна "соглашаться" со всеми уже проведенными опытными фактами; она должна объяснять все, что мы успели узнать у природы прямым опытом. Научная теория дает последовательное описание тех или иных явлений природы, основанное на сумме не противоречащих друг другу принципов, выраженных преимущественно в математической форме. Цель теории заключается в создании модели определенной части физического мира; она сохраняет силу или, наоборот, отвергается в зависимости от своей пригодности. Чтобы определить, насколько модель близка к реальности, ученые ставят эксперименты. Если неоднократные опыты подтверждают точность модели, то доверие к теории растет, и она становится частью совершенного научного знания, оставаясь в этом качестве до тех пор, пока ей на смену не придет улучшенная, более точная или более глубокая теория. Однако любую теорию невозможно подкрепить абсолютными доказательствами. Происходит лишь накопление доказательств, направленных на подтверждение одной теории и опровержение другой . "...Как бы ни была совершенна теория, она только приближение к истине" (А. Бутлеров).

5. Теория - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений; высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о связях и закономерностях определенной области действительности ( объекта теории).

6. Теория – (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования. Такое предельно общее и наиболее абстрактное определение Т. дает логика . С логической т.зр. теорией можно назвать любое высказывание , рассматриваемое вместе с его логическими следствиями. Напр., из высказывания «Сегодня вторник» следуют такие: «Завтра будет среда », «Вчера был понедельник», «Сегодня — третий день недели» и т.п., поэтому данное высказывание вместе с перечисленными следствиями можно назвать Т. Столь широкое определение термина «Т» может показаться несколько необычным, однако оно вполне соответствует обыденному употреблению этого слова. Напр., в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд говорит отрезанной голове Берлиоза: «...ваша теория и солидна, и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна за другой . Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере». Неясное и расплывчатое употребление слова «Т.» в повседневном языке и выражает логическое определение данного термина. Чтобы сделать его более точным, нужно указать по меньшей мере, какой именно логической системой мы пользуемся при выводе следствий. Ржева Е., Сикорский Р. Математика метаматематики. М., 1972.

7. Теория – (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности; раздел исследований, касающихся наблюдения и классификации фактов и прочих экспериментально установленных с помощью индукции и гипотез сформулированных законов проверяемого типа. Критерий истинности и основа развития теории - практика .

8. Теория – (греч. teoria - рассмотрение, исследование) - (1) - в широком смысле : развернутое учение ; комплекс взглядов, представлений, идей, связанных с попытками объяснения или интерпретации определенной предметной области (проблемного поля); (2) - в более строгом и специальном смысле, форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности. По своей структуре естественнонаучная Т. представляет собой систему законов определенной науки. Эта система строится т.обр., что некоторые из законов, носящие наиболее общий характер , составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Классическая механика, например, может быть представлена как система, в фундаменте которой находится закон сохранения импульса ("Вектор импульса изолированной системы тел с течением времени не изменяется"), тогда как др. законы, в т.ч. хорошо известные законы Ньютона, являются его следствиями. Обобщая опытные данные, факты , полученные в ходе наблюдений и экспериментов, опираясь на них, Т., вместе с тем, согласуется с Известны случаи, когда Т. или отдельные ее фрагменты отвергались не в силу противоречия с фактическим материалом, а по причинам мировоззренческого или философского характера. Так случилось с известными физиками Махом, Оствальдом и др., не принявшими атомной Т. "Предубеждения этих ученых против атомной теории, - писал А. Эйнштейн, - можно несомненно отнести за счет их позитивистской философии. Это - интересный пример того, как философские предубеждения мешают правильной интерпретации фактов даже ученым со смелым мышлением и с тонкой интуицией". Т., будучи ядром научного знания, выполняет ряд познавательных функций, важнейшие среди которых описательная, объяснительная и предсказательная. Описательная функция состоит в том, что сведения об итогах наблюдений и экспериментов излагаются на языке данной Т., и, т.обр., происходит их первичная интерпретационная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события , явления, процесса . При объяснении из состава Т. выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый факт и которые позволяют осмыслить его в системе теоретического знания. Предсказательная функция Т. связана с ее способностью к дальним и точным прогнозам, к опережению наличной практической деятельности людей. Сфера истинности Т. устанавливается и уточняется в процессе ее практического применения. За пределами этой сферы Т. теряет свои познавательные функции. См.: Наука , Научная картина мира , Гипотеза . В.Ф. Верков

9. Теория – (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система осн. идей в той или иной отрасли знаний. Для Геродота theorein (смотреть) и historein (расспрашивать) являются основой науки. У ионийских натурфилософов слово " теория " приобретает смысл духовного созерцания абстрактных вещей; у Аристотеля bios theoretikos - определяемая "мысленным рассмотрением вещей" жизнь . В настоящее время теорией в противоположность голой эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность , т.е. такое научное знание , в котором факты подводятся под общие законы , а связи между ними выводятся из последних ( Фриз ). Ко Всякому теоретическому познанию, в силу того что теории неизбежно присущ гипотетический элемент , примешивается момент неуверенности; она приобретает вероятностный характер , причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности, а обнаружение факта, противоречащего ей, делает ее менее достоверной, вероятной. С позиции веры в упорядоченность всех мировых событий (см. Порядок ) считается, что, чем проще теория, тем ближе она к истине. Теория может быть как исходным пунктом научных исследований, так и их результатом (см. Гипотеза ).

10. Теория – (греч. theoria — наблюдение , рассматривание, исследование) — система обобщенного достоверного знания о том или ином “ фрагментедействительности, к-рая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. Термин “Т.” имеет различные значения, позволяющие отличить ее от практики или же противопоставить гипотезе (как не проверенному, предположительному знанию). Т. отлична от практики, т. к. является духовным, мысленным “слепком”, отражением и воспроизведением реальной действительности. Вместе с тем она неразрывно связана с Практика? Узнать в Философском словаре. Практика - это...'>практикой, к-рая ставит перед познанием назревающие задачи и требует их решения. Поэтому практика и ее результаты в обобщенном виде входят в качестве органического элемента в Т. Каждая Т. имеет сложную структуру. Напр., в физических Т. можно выделить две части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы , правила и пр.) и “содержательную” интерпретацию ( категории , законы , принципы ). Благодаря возможности представить в символической форме содержательные элементы Т. достигается более четкое понимание ее формальной структуры, логических связей, т. е. ее аксиоматизация. Единство содержательного и формального аспектов Т.— один из источников ее развития и совершенствования. В совр. научном познании существенным становится вопрос о “ границах ” Т., пределах ее применимости. Его четкое решение возможно после создания новой, более общей Т., к-рая, согласно соответствия принципу , “ограничивает” старую Т., включает ее в качестве своего частного, предельного случая. Построение и трактовка содержательной части Т. связаны с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности. Как естественнонаучные, так и общественнонаучные Т. обусловлены исторической обстановкой, в к-рой они возникают, исторически данным уровнем производства, техники, эксперимента , науки. Большое значение для возникновения и развития Т., особенно общественных, имеют социальные условия , господствующие в тот или иной период порядки, благоприятствующие или, напротив, тормозящие создание научных Т. Так, только с середины 19 в., с возникновением марксизма , социологические воззрения впервые превратились в научную Т. о законах общественного развития. Т. могут играть и играют большую роль в научном познании и революционном преобразовании об-ва. Т. обр., возникая как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, Т. способствует преобразованию природы и общественной жизни. Критерием истинности Т. является практика ( Критерий истины ).

Философский словарь
Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Теория» в других словарях:

Теория

- (от греч. theoria - рассмотрение - исследование), система основныхидей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающа...
Энциклопедический словарь

Теория

- Ж. греч. умозренье, умозаключенье; заключенье, вывод из чего-либо, не по явленью на деле, а по выводам своим; противоположное дело...
Словарь Даля

Теория

- (от греч. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследо­вание)  — наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целост...
Словарь логики

Теория

- Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. и еще 3 определения
Словарь Ожегова

Теория

- — рассмотрение, исследование — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное пред...
Исторический словарь

Теория

- (от греч. theoria -рассмотрение, исследование ,  учение )  -англ. theory; нем. Theorie. 1. Особая сфера  человече... и еще 5 определений
Социологический словарь

Теория

- - интегрированная совокупность принципов, которые объясняют и предсказывают наблюдаемые явления. (Д. Майерс, с.50). и еще 2 определения
Политический словарь

ТЕОРИЯ

- И, ж. 1. мн. нет. Система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих зако-номерности природы, общества, м...
Словарь иностранных слов

теория

- Стар. также феория, Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 289. Из польск. teorja или непосредственно из лат. theoria от греч. (форма на...
Этимологический словарь Фасмера

теория

- ТЕ'ОРИЯ , теории, ·жен. ( ·греч. theoria - исследование). 1. Учение, являющееся ражением действительности, обобщени...
Толковый словарь Ушакова

Связанные понятия: